Карьерный рост: чем выше, тем мягче

Вы можете знать и уметь больше других, но это еще не повод брать на себя руководство. Одна ваша манера объясняться и доносить мысли способна развалить компанию и распугать лучших сотрудников. Доктор философских наук, профессор школы бизнеса МИРБИС Александр Сергеев специализируется на организационном поведении и профессиональных навыках менеджеров. В беседе с корреспондентом Executive.ru он называет важнейшие «мягкие» навыки для российского управленца, объясняет нынешний облик Москвы привычкой сваливать всю власть на одного человека и призывает глубже вглядываться в подчиненных, а не строить графики.

Executive.ru: Существует ли некий список «мягких» навыков, необходимых руководителю?

Александр Сергеев: Эти навыки на то и «мягкие», что жестких списков не существует. В каждой культуре, экономике и бизнесе важнее оказываются разные навыки, но есть ключевые — лидерство, командная работа и коммуникации, способность решать управленческие задачи и принимать управленческие решения, умение управлять конфликтами, влиять и воздействовать на других людей. Без этих навыков управленец вряд ли справится со своими прямыми обязанностями.

Executive.ru: Можете назвать наиболее важные «мягкие» навыки для России?

А.С.: Как мне представляется, их два. Первый — коммуникации: человек должен уметь доносить свои мысли и уметь слушать других. Второй — лидерство и командная работа. Я умышленно объединяю лидерство и командную работу в пару, хотя многие их разделают.

Надо понимать, что компания нуждается в лидере только в особых случаях, а не каждый рабочий день. Часто для бизнеса оказывается лучше, если лидер сливается с командой, становится одним из участников. Хороший руководитель чувствует, в какой роли он нужен компании прямо сейчас и прямо здесь. Это особенно важно в России, потому что у нас люди привыкли думать, что управлять должен только один человек, лишь этот избранный принимает решения, за все отвечает и несет знамя лидера при любых обстоятельствах. Привычка сваливать все руководство на одного человека приводит к трагедиям.

Напрашивается пример с бывшим мэром Юрием Лужковым. Говорят, что Москва выглядит неряшливо, потому что Юрий Михайлович отличается плохим архитектурным вкусом. Но причина нынешнего облика столицы кроется в системе. Представим совещание в мэрии, где обсуждают, ставить некую колонну или не ставить. Участники заседания могут рассуждать сколько угодно, но в какую-то секунду все взоры участников сходятся на мэре, все ждут его слова. И Юрию Михайловичу приходится что-то говорить, даже если он мало смыслит в этом вопросе. Трудно представить, чтобы он сказал: «Я не специалист, лучше вы разберитесь и примите коллегиальное решение». Нет, он высказывает собственное мнение, пусть и ошибочное, заседатели соглашаются, и Москва приобретает свои нынешние черты. В российских компаниях часто поступают так же, и это ошибка.

Executive.ru: Градируются ли «мягкие» навыки по типам деятельности? Для бухгалтера и начальника филиала важны разные?

А.С.: Безусловно, чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем важнее для него «мягкие» навыки. Работа бухгалтера на 90% завязана на «жестких» навыках, финансист заполняет бумаги так, как велит закон, тут не до творчества. Руководитель гораздо меньше зависит от стандартизированных алгоритмов, в его работе важна вариативность, подвижность, он каждый раз приспосабливается к обстоятельствам.

Executive.ru: Надо ли рядовым сотрудникам обучаться «мягким» навыкам?

А.С.: Все зависит от того, чем занимается сотрудник в компании, надо индивидуально решать, учить или нет. Но есть навык, который необходим работнику любого современного бизнеса, — умение работать в команде. Весь сегодняшний бизнес строится на командной работе. К сожалению, российские компании часто устроены так, что подразделения плохо понимают друг друга: люди работают в соседних кабинетах, но не знают, чем занимается коллега за стенкой. Один мог бы встать на место другого, чтобы взглянуть на задачу под другим углом, но люди не умеют. А страдает от всего этого бизнес.

Executive.ru: Как развивать командную работу?

А.С.: Учите людей работать сообща. Откуда появится команда, если вы контролируете и оцениваете весь бизнес через индивидуальные показатели, а не командные? Устанавливайте общекорпоративные параметры. Приближайте сотрудников к управлению. А для этого надо хотя бы увязать зарплату с прибылью компании. Причем оклады не только менеджеров, но и простых работников. Так что если хотите, чтобы люди работали как команда, мало дать им навыки совместной работы, надо менять менеджмент в сторону командной работы.

Executive.ru: Каким образом можно оценить «мягкие» навыки?

А.С.: Наблюдайте за человеком, любые навыки проявляются в действиях. Но навыки ― это не самоцель бизнеса, умения важны для нас не потому, что нравятся нам, а потому что помогают или мешают делать бизнес. Если человек плохо справляется с работой, вы видите какие-то недочеты в его решениях, значит, ему недостает навыков. Правда, тут таится другая опасность. Часто руководители разочаровываются в сотруднике, потому что не видят у него нужных навыков, и увольняют его. Сейчас это особенно распространенно, потому что на рынке труда после кризиса, вроде бы, много свободных талантов. Но, возможно, навыки у него есть, просто корпоративная среда мешает проявить их на деле. Поэтому, прежде чем уволить, разберитесь, почему человек ошибается или не проявляет тех качеств, что вы от него ждете. Вполне возможно, проблема не в сотруднике, а в корпоративной культуре.

Executive.ru: Какие методики помогают оценить «мягкие» навыки?

А.С.: Методики есть, их любят использовать тренинговые и консалтинговые компании. Это их бизнес, они хотят показать заказчику, что принесли пользу, для этого им нужны цифры. Но я отношусь ко всем этим методикам достаточно осторожно, не стоит усложнять диагностику графиками и делать ее более запутанной, лучше опереться на здравый смысл. Просто задумайтесь, насколько «мягкие» навыки важны для вашего бизнеса, как они помогут решить насущные проблемы? Когда ответите на этот вопрос, тогда и поймете — надо что-то менять или оставить как есть.

Executive.ru: Выпускники школ бизнеса рассказывают, что «мягкие» навыки изучаются на программах весьма поверхностно. Почему так происходит? Школы бизнеса не видят ценности в таких умениях?

А.С.: Нет, загвоздка в другом. Чтобы сформировать навык, недостаточно просто добавить в курс предмет «Мягкие навыки». Умения должны нарабатываться на каждой дисциплине программы, а сил на это хватает далеко не у каждой школы, так что это беда бизнес-образования в целом. Но у нас такая система есть, мы называем ее матричной и видим отдачу от нее, люди раскрываются, лучше общаются, она помогает им чувствовать себя лидерами.

Executive.ru: Существует ли статистика, как работа над «мягкими» навыками отражается на производительности труда или эффективности управленца?

А.С.: Эта одна из болевых точек темы «мягких» навыков. Исследования проводятся, но их сложно назвать репрезентативными. Часто слышу от управленцев: «Мы занимаемся бизнесом, зачем нам тратить деньги и время на бесполезное переучивание людей? Главное ― прописать бизнес-процессы, остальное приложится». Но сотрудники без элементарных навыков общения загубят любые ваши бизнес-процессы. Я говорю о высшем управленческом звене, ведь «мягкие» навыки важны именно в их работе. Допустим, у вас работает начальник отдела, который отлично доносит свои мысли в кабинете лицом к лицу, но вот вы поручаете ему возглавить более сложное и крупное подразделение, где в его подчинении уже сотни, а может, тысячи людей. Теперь он должен те же мысли высказывать не с глазу на глаз, а перед толпой. Но с навыками публичных выступлений у него беда, он сбивается в объяснениях и теряет внимание слушателей. Как это сказывается на бизнесе? Конечно, отрицательно. Поэтому находите пробелы в навыках сотрудников и заполняйте их знаниями, тогда получите эффективность и успешность в работе компании.

Узнайте больше о бизнес-школах и программах MBA:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Также читайте:

Почему российские компании никому не верят?

Навыки эффективных менеджеров

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
В общем и целом, анализируя содержание статьи, можно сделать вывод об очередной попытке создания некоторого сверхвостребованного уникального учебного продукта, который, как обычно в таких случаях, призван решить проблемы львиной части специалистов, которые к нему обратятся в рамках программы обучения. По сути же, - ничего нового в нем нет. Это всего лишь одно из направлений корпоративной психологии и социологии корпоративного общения, которое просто было специально выпячено в качестве «актуальной темы» из общего набора дисциплин или направлений. Которое известно, давно существует и практикуется. С тем же успехом можно выпять и «жесткие качества», и «адаптативные качества», и «неформальные качества», не говоря уже об изобретении чего-либо иного, - завлекательного и многообещающего. Что по сути, сугубо с практической точки зрения, ничего ценного, - кроме общих фраз, - в себе не несет. Но может быть легко «слеплено» из существующих в учебном заведении фрагментов различных программ, - без серьезных затрат дополнительных средств на отдельную разработку такой программы. Чего никак нельзя было бы избежать при разработке нового серьезного научно-практического учебного курса, действительно актуального для настоящего времени, способного дать незамедлительную отдачу лицам, которые будут посещать в рамках него занятия. И что, в свою очередь, в силу нужности, эффективности и востребованности, немедленно сказалось бы на росте его популярности, увеличении числа слушателей, возможности повышения ставки платы за обучение, неформальных легальных и нелегальных способах подработки и получения денежных средств руководством учебного заведения и т.д. Но над созданием такого курса пришлось бы серьезно потрудиться, затратив время и средства. А так, - «слепили» что-то из старых материалов, поместили в эффектную упаковку, которой пытаются заинтересовать потребителя, - и дешево, и сердито. Авось, кто-нибудь заинтересуется. Тем более, что подхалимажу значительную часть населения страны дополнительно учить и так не приходится, - а здесь целый учебный курс под это. Одним словом, - если говорить грубо, прямолинейно и не политкорректно, - речь идет об обучении и пропаганде искусства подахлимажа. Который еще никогда никого не доводил до добра, позволяя наиболее талантливым его адептам лишь на время возвыситься, - иногда даже весьма высоко, - но тем не менее, всегда способствуя завершению их карьерного и жизненного пути весьма плачевным образом, - иначе как они успевали умереть до того, как начиналось их падение в рамках системы, которая терпит только молодых подхалимов и испытывает безжалостное отвращение к подхалимам состарившимся. >Это особенно важно в России, потому что у нас люди привыкли думать, что управлять должен только один человек, лишь этот избранный принимает решения, за все отвечает и несет знамя лидера при любых обстоятельствах. Привычка сваливать все руководство на одного человека приводит к трагедиям. Так было, есть и будет. В частности, в силу того, что данный подход позволяет контролировать исполнение любых задач и процесс реализации любых этапных проектов. Поскольку всегда существует возможность выявить ответственного за произошедшее или за последствия неэффективного руководства, недостаток личного контроля, убедительного давления на подчиненных и исполнителей и т.д. Руководитель всегда должен быть один. Стоит разделить руководство между несколькими людьми, - исключая руководство отдельными сегментами в исполнении ряда младших лидеров, - как в организации и ее бизнесе возникнет анархия, поскольку отдельные вынесенные полномочия немедленно приведут к злоупотреблениям. За которые, по понятным причинам, придется отвечать руководителю, что ему по понятым причинам допускать не следует, иначе как он играет роль «зиц-председателя». Вот почему в России за все всегда должен отвечать только один человек, обладающий максимальными полномочиями для реализации собственной власти. >Напрашивается пример с бывшим мэром Юрием Лужковым. Говорят, что Москва выглядит неряшливо, потому что Юрий Михайлович отличается плохим архитектурным вкусом. Что же за гнилая человеческая порода ! Спрашивается, - кому данное интервьюируемое лицо хочет понравиться из представителей нынешней власти на данном Интернет-ресурсе, что занимается здесь подпиныванием мертвого льва ? Когда ЮМ был у власти, подобные люди лисой стелились к нему на прием, а сейчас все в критику и в морализаторство вдарились. Как один. Тем более, по линии МИРБИС, для которой ЮМ сделал так много. А после его ухода сразу – как и не было ничего. Не пройдет и года, как поминать его будут с ностальгией, когда из Москвы выведут все деньги, проедят и разворуют все полугодовые лужковские резервы, дестабилизируют административную систему управления городом, запродадут все мало-мальски значимые должности «своим», что в общем и целом приведет к трансформации Москвы до уровня нынешнего разваливающегося и по-настоящему сверхкоррумпированного Петербурга, который нынешние власть имущие спят и видят, как бы сделать столицей страны, для чего нет ничего более простого, чем опустить по общему состоянию до его уровня нынешнюю Москву. С торчащими тут и там недостроенными стальными скелетами каркасов высотных зданий, которые уже вред ли будут достроены в срок, и которые в лучшем случае со временем начнут разбирать на металлолом и строительные материалы, - по аналогии с так и не состоявшимся некогда проектом Дворца Советов. Поскольку московский строительный бизнес сегодня напрямую занят вопросом вывода средств из города и страны, а не завершением строительства. Подождать не могли полгода, - настолько денег уже сегодня не хватает по всем статьям, что решились просто насильственным образом разграбить Москву, - не дожидаясь соблюдения каких-то формальностей, - чтобы как-то закрыть собственные дыры. Или недавняя фантастическая история с «Международным Промышленным Банком» Пугачева. Из которого, как некогда и из «СБС-Агро», за одну ночь до начала вступления в силу решения ЦБ РФ об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности вывели все активы, разом решив на будущее вопросы и с возвратом некогда полученных за рубежом кредитов, и с какими-либо выплатами вообще. Кто хочет, - пусть судится, - никто ни за что больше не отвечает. Вот о подобных вещах следует думать ответственным сотрудникам МИРБИС, - тем более, нацеливаясь за лояльность на подачку от власти того или иного уровня или получение средств иным образом, - а не о том, какими архитектурными вкусами отличался или не отличался бывший московский мэр.
Александр Аверьянов Александр Аверьянов Директор по операциям, Челябинск

Скорее наоборот. Чем выше, тем строже.

Руководитель проекта, Москва
Существует ли некий список мягких навыков, необходимых руководителю?
''Мягкие навыки'' нужно безусловно брать в кавычки, так как это калька с английского (soft skills) и в таком переводе выглядит по меньшей мере глуповато. Про Лужкова - согласна с Николаем Романовым. Пинать мертвого льва...
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина

Невероятным также считаю тот факт, что господин Романов таки оставил нишу для обсуждения, и после него есть что писать... (пинаю живого льва :D :D :D )

По статье: Суть успеха таких методов, действительно не увидит каждый, по причине сокрытия по настоящему действенного элемента этой схемы (как фокус).

Суть вопроса заключается в полезном влиянии описанных знаний на принимаемые решения путем расширения или уточнения целей коллектива.

По этому возникает вопрос - к чему учить сотрудников ''мягким навыкам'', взращивая конкурентов и не послушных руководителю, безответственных формально, инициаторов изменений процесса.

Достаточно напомнить руководству, что эти навыки нужно развивать у сотрудников (используя свои знания уже полученные ранее) и тем более не оставлять без внимания случаи, когда они (сотрудники) их проявляют.

На примере неформальных коммуникаций, которые считаются очень эффектиными - все коммутируются как считают полезным, но для выявления ответственного за ''сбой в системе'', все должны знать, как устроена коммуникация формально!

Короче, не нужно предавать огласке то, что в принципе работает только благодаря тому, что является не формальным.

Президент, председатель правления, Москва

Почитал и пришло в голову две мысли:

- Первая мысль двойная: Почему он профессор; почему я не профессор?!.. Пять лет назад сделал системный проект по этой теме, назвал ''Человеческий Фактор'', и написал учебный курс ''Социально-психологическая подготовка современного менеджера''. На мой взгляд, там ''запах и вкус науки'' гораздо сильнее (хотя я подходил сугубо с прагматических позиций). Кому интересно - гляньте, буду благодарен за ОС. http://www.stiogantsev.ru/pr/chf.html . Т.е. эта мысль банальна, хотя по прежнему болезнена: об уровне образования и уровне педагогических кадров.

- А вторая мысль о том, что за пять лет, каким бы компаниям (и прямым заказчикам, и провайдерам) я не предлагал этот проект, никто реально не заинтересовался. Гипотеза: пока России не требуется массовое качественное и системное образование в области гуманитарных технологий.

Председатель совета директоров, Москва
Андрей Стеганцев пишет: гляньте...
Глянул: -достаточно известные и общепринятые программы на рынке, который этими программами переполнен, причем с известными тренерами, особой фишки не увидел, думаю если за 5 лет не пробились, то в ТАКОМ ВИДЕ они программы не востребованы; -слишком общая и размытая целевая аудитория: все, для всех, обо всем; -чтобы осуществить такие масштабные программы, нужна целая система, а не один ''многостаночник''; -извините, но меня как собственника и топ-менеджера, ваш послужной список не впечатлил или вы себя не так подали :o :o :cry: ; -не выделена предыдущая практика и примеры, хотя бы точечно осуществленных проектов и пр. Ничего личного, сугубо субъективное мнение отдельно взятого человека :D :D
Генеральный директор, Уфа
Романов Николай пишет: Не пройдет и года, как поминать его будут с ностальгией, когда из Москвы выведут все деньги...
Эх, скорее бы... Может и нам, в регионы, чего капнет :-)
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Эх, скорее бы... Может и нам, в регионы, чего капнет Даже не надейтесь. :)
Президент, председатель правления, Москва

Евгений, спасибо.

Идея была именно в системе (на общей теоретико-методологической базе, сязанных между собой и т.д.), а не в наборе отдельных хоть и ''звездных'' программ.

Но все равно, спасибо. :-)

Аналитик, Москва

Александр Михайлович, спасибо за интервью. Для тор-менеджеров тема очень актуальная. Я не знал про такой термин ''мягкие навыки'' ( как пишет Инесса Цыпкина ''soft skills''), но частно задумывался над простым законом, который в Москве работает безупречно :

''Чем Выше личность - тем она приятнее и проще в общении!''

Будучи с одной стороны предпринимателем, а с другой занимаясь дипломатической и общественной деятельностью, всегда удивлялся разнице в культуре общения между низовыми служащими (инспектора, инструктора, офицеры служб с невысокими званиями, и т.д с одной стороны и дипломатами, некоторыми политиками и министрами ( например Е.М. Примаков, Г.А.Явлинский и т.д.), офицерами с высокими званиями в спецслужбах с другой стороны.

Можно ли научиться ''мягким навыкам'' ? Можно, но не всем. Если в человеке не заложена с детства такая ценность, как уважение к личности человека, то преобрести ее будет не просто. Треннинги могут не решить эту задачу.

Думаю есть еще и второе условие, а именно, надо иметь хороших учителей и не одного. Находиться в среде, где такие личности являются носителями культуры общения и поведения.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.