Посткризисное пространство и бизнес-образование в России. Взгляд изнутри

На правах рекламы

По поводу выхода России из кризиса существуют различные оценки. Одно ясно, если вышли, то вошли мы в несколько иную ситуацию в бизнесе. Объемы у компаний достигли докризисных размеров, однако все отмечают существенно большую, чем ранее, долю государственных заказов. Роль государства в бизнесе существенно возросла.

Кроме значительно выросших государственных заказов, появились институты развития (ГК Роснанотех, РВК и другие) с многомиллиардными бюджетами, которые работают по механизму частно-государственного партнерства.

Особое место среди инициированных государством программ занимают те, что прямо связаны со стимулированием инновационной деятельности. Только этим летом прошло два конкурса по отбору участников программ поддержки, во-первых, для развития кооперации вузов с промышленными компаниями и, во-вторых, для укрепления инновационной инфраструктуры вузов. Каждая из программ позволяет получить сотням участников безвозвратные бюджетные средства объемом до 100-150 млн руб.

Например, наши специализированные программы учили и учат всегда одному — как новые разработки превратить в успешный инновационно-технологический бизнес.

Программы включают обучение навыкам отбора идей бизнеса на ранней стадии, механизмам их упаковки для нахождения инвестора и профессиональным инструментам оптимального управления проинвестированным проектом. Это крайне актуально при любых источниках инвестирования и стадиях развития нового бизнеса.

Учим мы путем разработки обоснования управленческих решений при реализации конкретной значимой для слушателя производственной задачи. Если такой задачи у него нет, то находим ему такую задачу в практике венчурного фонда, с которым непосредственно работаем.

Обоснование управленческих решений слушатели разрабатывают с помощью профессиональных инструментов, которые применяют преподаватели, почти все являющиеся действующими консультантами. Мы стараемся не приглашать преподавателей из академической и вузовской среды для преподавания специализированных практико ориентированных курсов, а только из реального бизнеса.

Профессиональные инструменты, которые приносят с собой практики, стараемся соединить между собой в так называемых симуляциях, которые моделируют весь процесс разработки обоснования инвестиционного проекта и управления его осуществлением. Это самый нужный инструментарий менеджера в производственной и научно-технической сфере. Потому соединение профессиональных управленческих инструментов подготовки и управления инвестиционным проектом создания и выведения на рынок нового продукта в комплекс, к которому выпускники будут обращаться в дальнейшем, является самой актуальной методической задачей нашего факультета в наступающем учебном году.

Основной контингент наших слушателей — это специалисты с техническим и естественно научным образованием, которые стали управленцами и хотят это делать более профессионально. Основная задача таких управленцев — обеспечить органическую связь между организационно-техническими и организационно-экономическими решениями. Ведь в вузах их этому не научили.

Интерес государства проявляется и в том, что такие корпорации как ГК Роснанотех инвестирует технологические проекты создания и выведения на рынок новой конкурентоспособной продукции, так наш опыт обучения инновационно-технологическому бизнесу заинтересовал ГК Роснанотех.

По заказу корпорации мы впервые совместно с Санкт-Петербургским университетом информационных технологий, механики и оптики создаем программу профессиональной переподготовки управленцев среднего и высшего звена, от инициативной и профессиональной работы которых зависит судьба тех многомиллиардных инвестиций, что получили их растущие компании.

Программа разрабатывается на основе анализа требуемых для обучаемых компетенций с участием самих руководителей компаний, инвестированных корпорацией. В работе участвуют наиболее квалифицированные преподаватели-консультанты факультета. А.Б. Чубайс выразил личную заинтересованность в результатах нашей работы. Если будет признана успешной реализация новой программы обучения, программ будет тиражироваться. На ноябрьском международном форуме корпорации 2010 года мы будем докладывать первые результаты.

Как уже говорил выше, доля государственного заказа повсеместно возросла. Бизнес-образование не стало исключением. Наша специализированная программа МВА была отобрана на конкурсной основе Московским фондом подготовки кадров и получила 70% поддержку из средств бюджета. Такие группы обучались в 2008–2009 годах, в настоящее время обучается еще одна группа, в которую был серьезный конкурс.

Ежегодно увеличивается число желающих получить профессиональные управленческие компетенции на наших программах, финансируемых согласно Государственному плану подготовки управленческих кадров (Президентская программа).

Практически во всех инновационных инфраструктурных организациях работают наши выпускники и показывают высокий профессионализм, что способствует росту нашей репутации на рынке бизнес-образования и формирует интерес государственных структур к нашему кадровому и методическому потенциалу.

Мы постоянно работаем над развитием наших специализированных программ. Если модель бизнеса в настоящее время все более связана с государственным стимулированием инновационной деятельности, то мы все более ориентируем наши образовательные программы на обучение механизмам инновационного развития средних и крупных компаний, в том числе на корпоративные механизмы управления НИОКР, производственный менеджмент создания нового продукта, практику принятия инновационных решений в компании. Такие компетенции весьма востребованы, ведь компании реагируют на государственные меры стимулирования инновационной деятельности.

Приняв много лет назад принципиальное решение, что взрослых людей можно учить только силами практиков бизнеса, мне самому хотелось тоже стать играющим тренером, чтобы рассказывать не только о чужом опыте, а иметь собственный.

Уже девять лет я руковожу консультационной фирмой «Международный инкубатор технологий», которая в тесном сотрудничестве с Фондом содействия развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере помогает начинающим предпринимателям так представить свои разработки, чтобы получить первые средства для развития своего инновационно-технологического бизнеса.

Последние два года работаю руководителем экспертного департамента управляющей компании венчурного фонда CIG & TamirFishman. Уже есть примеры, когда подросший с нашей помощью за средства Фонда содействия технологический бизнес дотянулся до получения венчурных инвестиций.

Последние восемь лет являюсь членом совета директоров Технопарка «Идея» в Казани, опыт которого очень интересует наших слушателей. Ведь во многих регионах строят свою инновационную инфраструктуру, и слушатели хотят понять, как использовать новые возможности инкубаторов и технопарков, как организовать их работу, как построить взаимодействие с региональной властью и другими участниками инновационного развития экономики.

Узнайте больше о бизнес-школах и программах MBA:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Крючков
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Удачи в наборе!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.