С моим институтским товарищем мы случайно столкнулись на парковке рядом с офисом компании, которую я консультировал. За последние пятнадцать лет Сергей превратился в генерального директора довольно крупной производственной фирмы и выглядел очень респектабельно. Мы поговорили о том, о сем, а затем Сергей, вмиг посерьезнев, сказал: «Вот собираюсь взять начальника отдела со степенью MBA». На вопрос, почему именно с МВА, ответил: «Мы тут проходили международную сертификацию на ISO, были там вопросы. Вот я и подумал, не взять ли специалиста с хорошим образованием по бизнесу. Кадровичка нашла подходящую кандидатуру — девушка серьезная».
— Поговорил я с ней, она чуть не экзамен мне устроила: как это, как то! Мы, конечно, погрязли в текучке, не знаем современных тенденций бизнеса… Представляешь, мы даже неправильно говорим: маркЕтинг вместо мАркетинг! И не только это! Но теперь, думаю, дело пойдет! — оптимистично закончил он.
— Желаю успехов!
Мы распрощались. Примерно через месяц, так же случайно, мы встретились на заседании одного предпринимательского клуба. На вопрос, как дела, Сергей поскучнел.
— Понимаешь, оказалось, что у нас вообще все неправильно построено. Не те бизнес-процессы! Марина говорит, что нужен — несколько секунд он вспоминал слово — реинжиниринг …и…перебрендовка…
— Ребрендинг? Погоди, а как у вас с продажами?
— Слава Богу, не успеваем отгружать, заказов уже на следующий год набрали! В общем-то все очень даже хорошо, только видишь, с бизнес-процессами никак не разберемся! Марина говорит, что еще работники у нас слабые: не так говорят по телефону и мало рвения к работе проявляют. Сама-то она до девяти вечера в офисе сидит!
— Ты поосторожнее с кадрами, люди — это главный твой ресурс. Как я понимаю, она скоро придет к тебе со стратегией и новой структурой…Удачи!
Сергей позвонил мне через несколько месяцев, настроение его было близко к паническому. — Слушай, у меня полная хабанера! Главный метролог уволился, два начальника отделов сегодня подали заявления. Говорят, мы с этой Мариной работать не будем. Боюсь, не было бы хуже.
— А что случилось?
— Сначала она принесла новую стратегию развития и новую структуру… Чего ты ржешь, ну предупреждал… Ну, короче, я дал ей карт-бланш. Все же выпускница MBA, в бизнес-школе училась… знает, как надо… Попросила кабинет, водителя, мебель новую закупили, все честь по чести. Смотрю, через месяц один увольняется, другой. В чем, говорю, дело? Эта Марина мне говорит, что саботируют ее указания. Типа, начальник цеха не является к ней на совещания, бухгалтер не хочет писать какие-то отчеты, третий еще что-то отказывается делать. Продажи упали за последний месяц, финдиректор у меня в кабинете истерику устроила… Не знаю, что делать…
— Сереж, у тебя же бизнес вполне нормальный был, сам хвалился, что заказов уже на следующий год полно…
— Было полно, теперь меньше: Иркутск и Чебоксары отказались, Ижевск что-то никак не подписывает договор… Но больше меня беспокоит, что люди все дерганные какие-то стали, сплетни начались, которых у нас сроду не было…
— Знаешь что? Уволь ты эту свою Марину. Может, полегче будет?
— Ты думаешь? — Сергей как-то обрадовано засопел в трубке. — Может быть, над этим надо подумать…
Следующая наша встреча с Сергеем произошла еще через полгода. Он снова излучал достаток и безмятежность. На вопрос, как дела в компании, сказал, что все прекрасно.
— Марину уволил по собственному желанию. Правда пришлось ей в трудовую записать, что работала не начальником отдела, а коммерческим директором. Ну и фиг с ней! Думаю, отделались малой кровью. Прямо по анекдоту: заведи козу в квартиру и выведи! Вот только главного метролога вернуть не удалось — ушел к конкурентам».
Некоторые выпускники бизнес-школ чувствуют себя носителями абсолютного знания и, приходя в компании, действуют по принципу «до основанья, а затем». Таким реформаторам следовало бы помнить известный гиппократовский принцип «не навреди». Компания — тоже живой организм и цена ошибки очень высока. Жаль, что на программах МВА не учат, как гармонично «встраиваться» в существующий бизнес. В заключение цитата из статьи Р.Баркера «Нет, менеджмент — не профессия» (Harvard business ReviewJuly — August 2010):
«Программы МBА нацеливают менеджеров на прямолинейность в их действиях за счет развития у них навыков узкой экспертизы, а не интегрированного подхода. Акцент на развитие компетенций явно не работает в сегодняшнем мире. Бизнес образование не учит сотрудничеству и интеграции в принятии решений».
Забавно! Вот до чего доводит ''чинопочитание'' и благоговение перед ''авторитетами''!
Хотя, сам грешен - тоже MBA. Но мне пришлось попотеть, доказывая, что мой трехлетний опыт руководства отделом достаточен, чтобы поступить на MBA. Сейчас-то, не задумываясь, на программу берут студентов вообще без опыта работы. И тиражируют таких вот Марин с абсолютным знанием.
Смешная история.
Мне вот интересно, зачем эту Марину вообще брали, если все так хорошо было?
А потом есть же показатели эффективности, если продажи, прибыль, доля падает, то менеджер явно не справляется со своими обязанностями и МВА тут не причем.
Мораль.
1. Не все программы MBA одинаково полезны.
2. Не все Марины предназначены для работы.
Если уж так, пусть и этот директор идет за ней. А что ему там делать??? ;)
Еще одно подтверждение мнения, что степень MBA это ещё совсем не показатель грамотного специалиста.
Поучительная история.
Очередная чепуха из библиотечки сказок консультанта.
''Я умный, бинесмен глуповат, Марина вообще дура.''
Куда катится мир...?
Мариной мог быть кто угодно, собственник, который начитавшись книжек, решил внести свежую струю, консультант, который завоевал доверие руководства, новый руководитель, который решил ''проявить'' себя.
Ситуация достаточно типичная - вдруг появляется модная задача и ее начинают решать, хотя задача для бизнеса не важна на данном этапе.
Собственник в силу разных причин (занятость, непонимание сути проблемы и т.п.) отдает ее на откуп исполнителю, который не умеет внедрять и не понимает, как это должно работать. Плюс отсутствие нормальной системы контроля.
Есть еще одна проблема в области внедрения изменений, консультанты, имея одну-единственную методику, у которой есть ограничения по внедрению, пытаются внедрить ее в любой компании. Результаты аналогичные.