Умные хотят знать, кто умнее

Недавний рейтинг бизнес-школ по версии журнала «Секрет фирмы» перессорил всех со всеми. Школы обвиняют СМИ в продажности, а журналисты парируют все нападки, используя вместо щита методику составления рейтинга, и советуют работать над ошибками, а не пенять на зеркало. Причина шумихи не в конкретном издании. Особое внимание к «Секрету фирмы» обусловлено только тем, что это наиболее авторитетное и читаемое из многочисленных российских СМИ, составляющих рейтинги бизнес-школ. Проблема в другом. Складывается впечатление, что российский рынок бизнес-образования не готов рассказать, а потом и узнать о себе всей правды.

Любой рейтинг составляется для того, чтобы человеку было проще выбирать на конкурентном рынке. «Мы первыми сделали рейтинг, в котором веса критериев и оценки по ним назначают сами выпускники,— говорит редактор отдела «Исследования и рейтинги» «Секрета фирмы» Влад Коваленко, разработавший методику для оценки школ. — Наша задача —лишь статистически правильно учесть мнение наших респондентов. Что касается недовольства, которое школы выражают в адрес нашего рейтинга, такова неблагодарная доля исследователей».

Но российских бизнес-школы видят ситуацию по-другому. По их мнению, СМИ выбирают необъективные критерии и назначают каждому из них неправильный вес, что влияет на результаты. Некоторые участники рынка образования склонны полагать, что издания в условиях финансовой зависимости от рекламодателей могут решиться на продажу мест в рейтингах. Понятное дело, что пресса подобные обвинения отрицает, объясняя это заботой о своей репутации.

В Европе и США успешность бизнес-школы рассчитывают исходя из изменения доходов выпускника. На Западе сравнивают зарплату до и после обучения. Влад Коваленко признает этот подход единственно правильным, но отмечает, что в России он работает не вполне корректно. Выпускники отечественных бизнес-школ категорически отказываются говорить о своих доходах. «Люди боятся излишнего внимания со стороны криминальных структур, — говорит Коваленко. — Я и сам не раскрываю свои доходы в социологических опросах, потому что не знаю, где потом всплывут эти данные».

Поэтому, не спрашивая о конкретной зарплате, «Секрет фирмы» учитывает, как изменились доходы и карьера выпускника после получения диплома. Кроме того, обладатели MBA оценивают свою школу по нескольким критериям (см. таблицу) и сами назначают им вес. «Нам остается только подсчитать среднее арифметическое и вывести результаты, — объясняет редактор «Секрета фирмы» Юлия Фуколова. — Мы самостоятельно назначили вес в 25% только одному критерию — стоимости обучения». По логике издания, это единственный абсолютно объективный критерий, по которому можно сравнивать школы, ведь у каждого отдельного абитуриента нет возможности поучиться в разных школах и сравнить их между собой. «Фактически, оценка абитуриента — это степень его удовлетворенности дипломом, а не абсолютное мерило качества», — говорит Коваленко.

Сами школы не видят серьезных барьеров для создания объективного рейтинга и всячески содействуют его появлению: созывают круглые столы для обсуждения проблемы и выказывают готовность к сотрудничеству. Правда, пресса содействия пока не ощущает. «Задумывая рейтинг, мы неоднократно обращались в РАБО с просьбой предоставить контакты выпускников, и каждый раз получали отказ, — вспоминает Влад Коваленко. — Позиция ассоциации была такая: у нас мораторий на участие в рейтингах. Что же касается «объективной» методики, то сообщество ищет ее давно. Все копья ломаются вокруг набора и веса критериев. У каждой школы есть свои сильные стороны, и каждая школа настаивает, чтобы именно этим критериям была присвоена максимальная значимость. Поэтому наша методика, где выпускник сам выбирает вес критерия, наиболее гармонична. Да и вообще это странно, когда участники рейтинга сами себя рейтингуют — это противоречит философии рейтингования».

Как представляется профессиональному сообществу MBA, есть два пути для появления приличного рейтинга. Первый — создать собственную отечественную методику рейтингования бизнес-школ с учетом российской специфики. Эту работу предполагается поручить профессиональным рейтинговым агентствам. И второй — копирование западного опыта или конкретной методики.

«Логика работы любого рейтингового агентства проста: делаются только те рейтинги, которые можно продать», — замечает шеф-редактор журнала «Энергия промышленного роста» Алексей Зайко, знающий индустрию рейтингов изнутри. Продаваться должны не места, а сами рейтинги. Например, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов интересен губернаторам. Они готовы платить за составление адекватной и прозрачной методики, чтобы понять, в каком состоянии находится их регион относительно других. Подобный рейтинг можно создать и для бизнес-школ, но до тех пор, пока на него нет спроса на рынке, профессиональному агентству это малоинтересно.

Именно поэтому оценкой успешности MBA занимаются СМИ. Правда, по словам Зайко, чаще всего в результате получается PR, а не аналитика. «Я видел, как создаются рейтинги в СМИ, — продолжает он. — Редактор строит какую-то методику, пытается что-то посчитать, потом приходит главный редактор и говорит: «Нет, они же не достойны, как вы поставили их на первое место?». Редактор возражает: «Вот показатели». Ему отвечают: «Нет, все будет по-другому».

Вариант с заимствованием иностранной методики выглядит гораздо реалистичнее, и именно по этому пути отправилась газета «Ведомости», которая издается совместно с Financial Times и Wall Street Journal — общепризнанными мировыми лидерами в деле оценки бизнес-школ. «У нас есть договоренность с FT, что итогами нашей работы станет русская таблица на международных полосах, — рассказывает редактор образовательных и карьерных приложений газеты «Ведомости» Татьяна Мартьянова. — Проблема в том, что российский и западный MBA — это разные вещи, поэтому мы серьезно размышляли над весом критериев и принципами отбора участников опроса». Задача сложно выполнимая: по условиям контракта «Ведомостям» предстоит оценить российские программы MBA максимально приближенно к западной методике, которая предполагает полную прозрачность данных. Это серьезное испытание на прочность для российских бизнес-школ.

Методика FT строится на принципе опроса школ и анкет выпускников за последние три года, причем обе анкеты заполняются в интернете по системе персональных паролей, что защищает данные от несанкционированного доступа. В «Ведомостях» полагают, что такая защищенность информации убедит российских выпускников поделиться данными о своих доходах. «Наверняка мы столкнемся с проблемами, — смотрит в будущее Мартьянова, — но мерить динамику карьерного роста выпускников без знания размеров их зарплат — не имеет смысла».

«Ведомости» столкнулись и с другими проблемами. Один из критериев для оценки бизнес-школы — количество публикаций ее преподавателей в англоязычных независимых научных изданиях. Наши преподаватели почти не публикуются в них. «Ведомости» решили ввести в рейтинг дополнительно к этому российский список. Сейчас в РАБО спешно его составляют. Другая сложность — оценить эффективность трудоустройства выпускников: в большинстве российских школ, за исключением семи-восьми, попросту отсутствуют карьерные центры, которые помогают студенту найти работу. В любом случае школам не удастся приписать себе лишние заслуги. Все полученные данные будут подвергнуты аудиту в компании KPMG. Это обязательное условие рейтинга FT, и «Ведомости» уже начали обсуждение с российским офисом аудиторов технологию сотрудничества.

«Проблема журнала «Секрет Фирмы» в том, что они начали делать рейтинг рано, — считает Татьяна Мартьянова. — Рынок был не готов к тому, чтобы давать правдивую информацию». Первые опросники «Ведомости» планируют рассылать в декабре нынешнего года. А выпустить сам рейтинг издание планирует к февралю 2011 года. Воспользуется ли российское бизнес-образование возможностью сделать рынок прозрачным — большой вопрос. Но одно ясно точно — через полтора года у всех нас есть шанс узнать о MBA в России много нового.

 

 

 

 

 

 

Средневзвешенная зарплата. Средняя зарплата выпускников через три года после получения диплома. Учитываются данные двух последних выпусков.

 

Возраст школы

 

Скрупулезность отбора студентов при поступлении на МВА.

Рост зарплаты, разница между зарплатой до поступления в школу и спустя три года после ее окончания. Цифра — средневзвешенное значение за три предыдущих года.

 

Количество выпускников МВА

 

Преподавательский состав.

Окупаемость расходов, краткосрочный показатель, который рассчитывается исходя из размеров зарплаты через три года после окончания школы и расходов на обучение по программе с учетом зарплаты, которую выпускник мог бы получать (или получал). Критерий «Окупаемость расходов» основан на данных только за последний год.

 

Количество студентов МВА

 

Требовательность преподавателей к слушателям.

Карьерный рост, насколько продвинулся выпускник по карьерной лестнице через три года после обучения. Динамика отслеживается по уровню позиций и размеру компаний, в которых он работал. Данные за последний год сравниваются с данными за два предыдущих года.

 

Аккредитация школы в международных организациях

 

Уровень преподавания теоретических знаний.

Прогресс в карьере. Как изменился трудовой стаж и размер компании, в которой работают после MBA.

 

Зарубежные партнеры

 

Уровень приобретенных практических навыков.

Достижение целей — показывает, насколько удалось слушателю осуществить цели, которые он ставил перед собой накануне поступления на программу.

 

Количество штатных преподавателе

 

Полезность установленных связей.

Рекомендуемое место в рейтинге, выпускников в анкетах просят назвать три бизнес-школы, из которых они взяли бы сотрудников к себе на работу. На основании всех ответов расчитывается число голосов в пользу каждой школы.

 

Процент преподавателей, преподающих в западных учебных заведениях

 

Стоимость обучения

Наличие карьерного центра

 

Процент преподавателей с докторской степенью

 

Динамика зарплаты после обучения

Успешное трудоустройство, бал рассчитывается исходя из процента обратившихся в карьерный центр выпускников, которым удалось найти работу с помощью карьерного центра школы бизнеса. Среднее значение за три последних года.

 

Процент кандидатов и докторов наук среди преподавателей

 

Изменения в карьере после обучения

Женщины — преподаватели.

 

Количество бизнесменов, проводивших лекции, мастер-классы

 

 

Женщины — студенты

 

Количество корпоративных программ за период

 

 

Женщины в руководстве.

 

Наличие программ с западным дипломом

 

 

Иностранцы среди преподавателей.

 

Число специализаций

 

 

Иностранцы среди студентов.

 

Аккредитация программы

 

 

Иностранцы в руководстве/+в совете директоров/попечительском совете.

 

Число курсов по выбору

 

 

Международный опыт, среднее значение четырех параметров в анкете для школы, которое позволяет оценить уровень международных контактов студентов во время обучения.

 

Процент студентов из ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Количество требуемых иностранных языков, сколько языков должен знать выпускник на момент окончания программы.

 

Средний возраст студентов

 

 

Языки. Количество дополнительных языков, необходимых выпускнику после окончания MBA.

 

Язык обучения

 

 

Процент преподавателей с кандидатской и докторской степенью.

 

Стоимость обучения

 

 

Количество подготовленных аспирантов.

 

 

 

 

Позиция по научным исследованиями — 10% — рассчитывается по числу научных публикаций, опубликованных в 40 международных научных и специализированных журналах + 30 российских списка РАБО (для российской версии). Балы начисляются той школе, где автор работает сейчас. При подсчете используется общее число штатных единиц. Позиция по научным исследованиями — 10% — рассчитывается по числу научных публикаций, опубликованных в 40 международных научных и специализированных журналах + 30 российских списка РАБО. Балы начисляются той школе, где автор работает сейчас. При подсчете используется общее число штатных единиц.

 

 

 

 

Аудит. Результаты аудита бизнес-школы за текущий год.

 

 

 

 

Александр Шенаев, E-xecutive

Детальное описание школ бизнеса и MBA на E-xecutive:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Алмазов, Ирина Любимова
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

А мне кажется проблема в другом. Я видел в своей практике специалистов, получивших МБА в Швейцарии и специалистов в России. Может мне так не везет, но это совершенны разные люди. У первых я с удовольствием учился и перенимал опыт, а вторых я даже на работу на не очень ответственные участки себе не возьму. Просто в Российские бизнес школы берут кого попало, и сколько их не готовь (не обсуждаю даже качество этой подготовки, может оно вполне и нормальное) ничего не выйдет. У этих людей в массе своей отсутствую базовые навыки менеджера и просто ответственного сотрудника.

Менеджер, Санкт-Петербург
Алмазов Андрей пишет:Просто в Российские бизнес школы берут кого попало, и сколько их не готовь (не обсуждаю даже качество этой подготовки, может оно вполне и нормальное) ничего не выйдет. У этих людей в массе своей отсутствую базовые навыки менеджера и просто ответственного сотрудника.
Точно!:)Берут всех подряд, главное - плати!..:((
Менеджер, Санкт-Петербург
Алмазов Андрей пишет: Просто в Российские бизнес школы берут кого попало, и сколько их не готовь (не обсуждаю даже качество этой подготовки, может оно вполне и нормальное) ничего не выйдет. У этих людей в массе своей отсутствую базовые навыки менеджера и просто ответственного сотрудника.
Точно!:) Берут всех подряд, главное - плати!..:((
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.