На правах рекламы
Одна из ключевых проблем инновационного развития российской экономики заключается в недостатке достаточно квалифицированных менеджеров, способных построить устойчивый бизнес на оригинальной идее, на новом товаре или услуге. Управление инновационным проектом — это вполне конкретная сфера управленческой деятельности, характеризующаяся достаточно определенными компетенциями и квалификационными требованиями к тем специалистам, которые способны такой деятельностью заниматься. Именно от компетенций, уровня подготовки и практического опыта Менеджера в первую очередь будет зависеть успех проекта в целом.
Одна из немногих в России бизнес-школ, где готовы помочь взрослому человеку получить столь необходимые для эффективного управления инновациями профессиональные компетенции, это Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ (ФИТБ). Факультет занимается подготовкой специалистов по управлению инновационной деятельностью начиная с 1996 года, когда началась реализации первой в России специализированной программы магистерской подготовки технологический менеджмент. В 2000 году, в числе первых бизнес-школ в России, факультет приступил к реализации программы МВА «Инновационный и проектный менеджмент» (первоначальное название звучало, как МВА «Управление инновациями, инвестициями и рисками»). В те годы сами понятия «коммерциализация результатов исследований», «инновационная деятельность», «управление инновационными проектами» воспринимались в диковинку, если не сказать «вызывали недоумение».
В 2007 году Академия народного хозяйства вошла в число вузов-победителей конкурса по реализации национального проекта «Образование». Факультет инновационно-технологического бизнеса принимал активное участие в реализации указанного проекта. За 2007-08 годы в рамках проекта факультетом было разработано 42 новых учебно-методических комплекса, которые легли в основу двух принципиально новых программ подготовки «Управление технико-внедренческой деятельностью» и «Управление инновационным развитием отраслей и регионов», а также позволили существенно модернизировать существующие программы МВА «Инновационный и проектный менеджмент», магистерскую программу «Технологический менеджмент», а также более 20 других программ уровня профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Принцип ориентации на достижение определенных образовательных результатов, положенный в основу создания и модернизации названных программ, позволил не только достичь качественного улучшения процесс обучения, но и на принципиально иной основе вести проектирование новых профессиональных образовательных программ, ориентированных в том числе и на будущие вызовы и будущий спрос.
Отличительной особенностью программ является их практико-ориентированный характер, наличие значительного количества интерактивных учебных курсов. Каждая из программ включает по несколько курсов-практикумов, курсов-тренингов, деловые игры и курсы-сквозные симуляции (интерактивные тренажеры).
В качестве ярких примеров таких модульных курсов я бы назвал следующие: «Организационно-правовые основы инновационно-технологического предпринимательства», «Управление интеллектуальными ресурсами компании», «Практика управления инновационными проектами», «Управление инновационным развитием компании», «Корпоративное управление НИОКР», «Особенности маркетинга инновационного продукта», «Управление инновациями в компании», «Оценка стоимости инновационного бизнеса», «Венчурное финансирование инновационных проектов» и другие.
В рамках нацпроекта факультетом было разработано 12 интерактивных курса, в основе которых лежит изучение современного профессионального компьютерного управленческого инструментария. Вот перечень таких дисциплин: «Проведение бизнес-анализа инновационных и инвестиционных проектов с использованием программного продукта Project Expert», «Инструменты оценки рыночных позиций нового продукта на базе программного обеспечения Best Marketing», «Анализ путей повышения стоимости компании с использованием аналитической системы Prime Expert и Инталев: Навигатор», «Система управления инновациями в компании с использованием программного продукта «Система 4i», «Планирование инновационного проекта в системе Microsoft Project и другие.
Все учебно-методические комплексы проектировались с учетом максимального использования таких современных методических подходов, как использование тренажерных заданий, разбора практических примеров из практики отечественного инновационного бизнеса («кейс-стади»), применение симуляций, информационных систем, которые в совокупности не только способствуют ускорению выработки профессиональных компетенций, но и дают возможность выстраивания так называемых «индивидуальных траекторий обучения», то есть учета индивидуальных потребностей каждого слушателя и адаптации учебного процесса с целью удовлетворения его личного практического интереса и формирования его личных профессиональных компетенций.
Участие в реализации инновационного образовательного проекта позволило факультету инновационно-технологического бизнеса с достаточно сжатые сроки создать современное научно-методическое обеспечение реализуемых профессиональных образовательных программ, способствующее усилению практической направленности обучения и дальнейшему повышению качества подготовки современных управленческих кадров. Вновь разработанные и модернизированные курсы в большинстве своем используются в основной программе факультета — программе МВА «Инновационный и проектный менеджмент».
Таким образом, подводя итоги, хочется отметить, что корень успеха любого инновационного проекта — лидерские качества и уровень профессионализма менеджера проекта. Опыт наших выпускников подтверждает эти слова.
Также читайте:
Программы МВА как обучение инновациям
Можно ли научить управлению инновациями?
Источник изображения: pixabay.com