Комплексы, комплексы, комплексы... Проще перечислить те стороны человеческой жизни, где они не управляют нашим поведением. Особи противоположного пола, соседи по потоку на городских дорогах и, конечно же, коллеги по работе - всем этим людям так или иначе достается от нас из-за наших комплексов. Начальники, которые руководят коллективами, подвержены трансляции комплексов на окружающих в большей степени. Мы, конечно, не обобщаем, но истории о том, как бывший “ботаник”, которого в школе третировали все кому не лень, в кресле руководителя превращается в деспота, по сравнению с которым римский император Калигула - просто щенок, мы слышали не раз.
Сложно представить, какие космические нагрузки испытывает психика такого горе-босса. Ведь кроме комплексов над ним довлеют нормы поведения, которые негласно закреплены в касте руководителей. Более того, по мнению блоггера сайта Bnet Джеффри Джеймса, часто как раз стереотипы делают из нормального вроде бы человека малосимпатичного и склочного персонажа, которого все тихо ненавидят и желают ему зла. Джеффри Джеймс взял на себя смелость перечислить эти стереотипы, коих насчтал шесть штук. Если вы обнаружите в себе полный комплект сомнительных качеств, это, наверное, что-то да значит.
Заблуждение №1. “Мы - меритократия” В данном контексте меритократия - это особое отношение к немногочисленным избранным людям, которые в будущем должны занять руководящие посты. Чтобы попасть в пул везунчиков, нужно быть красавцем/красавицей. Или вырасти в соответствующей семье, более старшие члены которой уже находятся на самой верхушке управленческой пирамиды. Или просто бороться с высокопоставленным менеджером на татами в свободное от работы время. Другими словами, ваши профессиональные данные никому неинтересны. Значение имеет лишь то, насколько близки вы к лицам, принимающим решения. Надо ли говорить о том, как такой подход популярен в России, где на ответственные государственные должности назначаются только свои люди? Корпоративный мир недалеко ушел. Когда топ-менеджер приходит в новую компанию, он, как правило, тянет за собой свою прежнюю команду и без сожаления увольняет предыдущую. Нисколько не заботясь, что ее представители вполне могли бы работать лучше. В чем же причина господства меритократического подхода? А в том, что “исключительностью” легко оправдать отсутствие критически важных навыков. Для меритократов “все остальные” навсегда останутся людьми второго сорта. А чувствовать себя выше других - это же так здорово.
Заблуждение №2. “Я должен контролировать сотрудников!” Строго говоря, менеджеры для того и придуманы, чтобы управлять коллективом. Но часто под управлением понимается нечто совершенно иное. Часто из лучших побуждений менеджер старается регулировать каждое действие каждого человека во вверенном ему подразделении. В российской вертикали власти это называется “ручным управлением”. Чем это все грозит, мы прекрасно видим: рост бюрократии, снижение гибкости и подвижности управленческой структуры и рост внутренних издержек - временных и организационных. За потребностью в “ручном управлении” на самом деле стоит желание повелевать. Ведь ощущение, что ты своими руками “гнешь через колено” множество вполне состоявшихся людей, так тешит чувство собственной значимости. Обратная сторона медали - приверженец директивного стиля менеджмента становится параноиком и пытается вычислить возможных предателей, от которых можно получить нож в спину. И неважно, что их вполне может и не быть. Тем самым менеджер провоцирует подчиненных на модель поведения, когда главной целью становится не хорошо сделанная работа, а избегание попадания под тяжелую руку шефа.
Заблуждение №3. “Наша компания - это механизм” Частенько в докладах и книгах топ-менеджеры не брезгуют называть свои компании “хорошо смазанными машинами”, а грамотно работающих подчиненных - винтиками в корпоративных механизмах. С одной стороны, машина - символ надежности. Но с другой - это достаточно хрупкая система, которая изнашивается и разваливается рано или поздно. В механизмах нет того, чего есть в живых существах - способностей к адаптации. Поэтому опасность, которая исходит от “механизаторского” подхода - это дегуманизация компании, коллектива и результатов его труда. В таких структурах, как правило, довольно паршивые условия работы и слабая система мотивации, которая не рассчитана на поощрение самостоятельных и думающих сотрудников, хотя такие есть везде. Они становятся опасными для системы, потому что хотят в ней что-то изменить. А изменения для такой структуры сродни попыткам расшатать ее. Чем все это грозит? Помните луддитов? То-то же.
Заблуждение №4. “Бизнес - это война” Мы отлично помним, как в начале 2000-х на книжных развалах особой популярностью пользовались пособия по менеджменту, написанные с оглядкой на трактат “Искусство войны” китайца Сунь-цзы. Околовоенные метафоры в бизнесе очень популярны: “наступление на рынок конкурентов”, “ценовые войны”, “партизанский маркетинг” и пр. Топ-менеджеру впору почувствовать себя Наполеоном! Вот только требования к сотрудникам “заткнуться и выполнять приказы” идет вразрез с нормальной системой мотивации. Вторая опасность - увлеченные двиганием фишек по игровому полю “топы” теряют связь с реальностью и часто ведут войну, которой нет. Ну и со стороны это выглядит просто смешно.
Заблуждение №5. “Сотрудники - они как дети!” Если процедуры в вашей компании зарегулированы донельзя, если для получения ручки у заведующего АХО вам надо сочинить служебную записку, если вас заставляют работать в строгом соответствии с объемистой должностной инструкцией и если полностью лишают возможности самостоятельно и оперативно принять важное решение - вам не доверяют и считают неразумным дитем. Парадоксально, но если считать взрослых и состоявшихся людей малолетками, но они довольно скоро начинают вести себя соответствующе - срывать дэдлайны (где это вы видели обязательных детей?!), бездельничать и подворовывать. Инфантилизм становится частью корпоративной культуры. Хуже то, что он практически неизлечим.
Заблуждение №6. “Страх - эффективный мотиватор” Держать сотрудников в черном теле и требовать от них эффективной работы под угрозой увольнения - любимое развлечение начальников. Во время кризиса и сразу после него это работало. Сейчас - перестало. Перестало потому, что компании, где преобладает “страшная” мотивация, не становятся более эффективными. Вменяемые сотрудники уходят, а оставшиеся по каким-то причинам “терпилы” не в состоянии двигать фирму вперед. Управляемость в таких компаниях неважная - решения там принимаются исходя не из соображений целесообразности, а так, чтобы прикрыть тылы. Рациональностью в таких структурах и не пахнет. Самое страшное, что даже если менеджер в такой компании принял прорывное решение, он будет бояться признаться в его авторстве.
Фото: pixabay
Ответил постом здесь http://www.e-xecutive.ru/blog/avatarabo/7231.php
Всем привет,
меня как и Б.Ярового зацепил первый пункт.
Я подумал: ''не фига себе - автор не знает реального значения слова''. Полез в википедию, потом увидел, что автор сам дал ссылку на википедию, но не прочитал ее. (В вики конечно же не написано о том, о чем говорит автор).
Потом я решил проверить, что было написано в оригинале статьи
http://www.bnet.com/blog/salesmachine/the-6-toxic-beliefs-that-lousy-bosses-love/14533?pg=2
ПРочитав, понял что автора на э-кзе дал несколько вольную интерпретацию, опустив пару кавычек и логических связок.
Резюме
1. Автор исказил текст
2. Автор применил слово, значение которого он исказил (несмотря на то, что сам дал ссылку на вики)
3. Я считаю, что автор э-кзе затроллил Б.Ярового сгенерить для э-кзе годный текст. (ну и меня в какой-то мере)
Глобальное резюме
1. Статьи на э-кзе не впечатляют. Тратить на них время не стоит.
2. Последнее, что я читал годное, это перепечатка с http://www.welchway.com/
Может э-кзе стоит оставить одного НОРМАЛЬНОГО переводчика для первода годных сайтов, и одного НОРМАЛЬНОГО редактора для сортировки входящего спама от продавцов всяких консалтингов ? а на остальных сэкономить ?
С наилучшими,
Иван
Формулировки и подбор терминов - пожалуй, не идеальны. Например, известен термин ''дирижизм'', который автор описывает как ''ручное управление''. Но это ведь форма изложения. А по существу, думаю, любое обобщение рискованно.
Тем не менее, полагаю, задача автора в данном случае состояла не в том, чтобы дать точные определения или безукоризненно использовать термины (что само по себе, конечно, было бы здорово, но это же все-таки не академическая статья о меритократии), а обрисовать те парадигмы в организационных отношениях, которые приводят к неэффективности руководителя, к потере лидерской силы.
Полагаю, если применить второй критерий, то статья не так уж и плоха именно как пища для размышления. Это - своего рода ''активатор'' для тех, кто, возможно, задумается: ''а так ли уж адекватны мои представления? так ли уж я безупречен в отношении к подчиненным?''
Со всем согласен! Нужно, нужно ручное управление, тотальный контроль (никому нельзя доверять), потому что сотрудники - они ведь как дети малые :)
подумал, почитал оригинал статьи.
Считаю, что переводчик не нужен. В оригинале намного интереснее.
Там еще куча интересных статей типа ''почему МБА - фуфло'' итп.
http://www.bnet.com/blog/salesmachine
Чем читать плохие переводы, лучше читать оригинал.
Рекомендую.
Думаю, что статья прекрасный материал для того чтобы посмотреть какие фантомы есть у руководителей по отношению к подчиненным, а у подчиненных по отношению к руководителям.
На наш Бизнес-театр очень часто приходят сотрудники с возгласом - скажите, у меня начальник зверь, а что с этим делать?
Спасибо автору за труд перевода, надеюсь что после почтения этой статьи сотрудники не будут выстраивать свое поведение по отношению к руководителям, исходя из этой типологии.. Потому как если видишь в человеке ЗВЕРЯ то ты его в ЗВЕРЯ и превратишь и тогда уже точно съедят :)