Помните то достославное время после краха доткомов, когда в маленькие компании вкладывались только самые отважные инвесторы? Некоторое время спустя капиталисты, которые «угадали», стали героями первых полос ведущих изданий: их детища стали генерировать баснословные доходы, а инвестиции в буквальном смысле вернулись сторицей. К счастью, чудесные метаморфозы из маленького неказистого старт-апа в прекрасного лебедя инновационной экономики возможны и в наше время. Подтверждение тому – рейтинг журнала Inc., в которой уважаемое издание собрало самые прорывные компании 2010 года. Этим чартом Inc. подвел итоги 2000-х. Главным сигналом, на наш взгляд, является отраслевая принадлежность участников рейтинга. В девяти случаях из одиннадцати повезло компаниям, которые живут и работают в интернете. Итак, кто они?
№1. Groupon: взлет капитализации до $5-6 млрд. Наверное, в мире нет ни одного уважающего себя издания об интернете, которое не написало бы об этом основанном в 2008 году в Чикаго старт-апе. Groupon – это сервис по торговле скидками. Или, говоря более развернуто, некий синтез биржи и социального инструмента, когда для приобретения конкретного товара или услуги объединяются несколько человек и покупают желаемый продукт по более низкой цене за единицу – работает принцип «оптом дешевле». Идея «халявы» прижилась в Сети: выручка Gropuon за год составила $2 млрд. Но суть прорыва даже не в этом. Сервисом заинтересовался монструозный Google. На волне слухов о поглощении капитализация юной компании взлетела до $5-6 млр. Но гордые основатели Gropuon отказались продавать свое детище. По их мнению, оно стоит гораздо дороже. №2. Living Social: рост числа сотрудников Эта интернет-компания постарше – основана в 2007 году – однако тоже относится к категории амбициозных старт-апов и тоже, как ни странно, поощряет стремление пользователей к халяве. Это агрегатор скидок, весьма популярный, надо сказать: он работает в более чем 100 городах по всему миру. За спиной у Living Social стоит сам Amazon – интернет-магазин вложил в компанию $175 млн. Старт-апу нужны толковые сотрудники. Компания нанимает как сумасшедшая. В среднем каждый день на работу выходит по новичку. №3. Box.net: утроение годовой выручки Нравится кому-то или нет, но за идеологией cloud computing будущее мировых IT. Box.net капитализировала этот тренд, предложив людям хранить самые важные данные в «облаках». Туда можно загонять любые типы файлов (хоть музыку, хоть кино, хоть документы), а также осуществлять резервное копирование информации с мобильных гаджетов. Основные деньги компания делает на корпоративных клиентах, которые берут по-многу и платят особо не скупясь. «Облачными» сервисами в исполнении Box.net пользуются Coca-Cola, T-Mobile, Volvo и еще 60 тыс. других компаний. Итог – трехкратный рост выручки всего за год. Пока недоверчивый пользователь, как Кощей над златом, чах над суперсекретными файлами своего ПБЮЛа, «облака» поглотили транснациональные корпорации. Будущее уже наступило. №4. Foursquare: 4 млн. зарегистрированных пользователей за год Геолокационный сервис Foursquare удивил весь мир. Основанный в 2009 году, он меньше чем за один год собрал аудиторию в 4 млн. пользователей. Пользователей, надо сказать, очень активных: не так давно число чек-инов (check-in, или флажков для определения местоположения юзера на интерактивной карте) превысило 100 млн. При этом абоненты Foursquare льют воду на мельницы «Твиттера» и «Фейсбука». Айфонное приложение тесно интегрировано с социальными медиа и позволяет использовать Foursquare для организации дружеских и деловых встреч. №5. Yelp: плюс 12 млн. новых пользователей Социальные медиа сделали бессмысленными попытки компаний выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. А раз шило в мешке не утаишь, не лучше ли создать сервис для свободного и оперативного обмена мнениями о товарах и услугах? Так в 2004 году появился Yelp. Каждый месяц сайт посещают 38 млн. пользователей. Им есть что почитать. На страницах проекта висят более 12 млн. всевозможных ревю и оценок магазинов, товаров, отелье, турфирм и бог знает чего еще. Недавно Yelp выпустила приложение для iPhone, которое дает возможность буквально в одно касание связаться с понравившимся продавцом товара или поставщиком услуги. №6. Etsy: +55% продаж для клиентов Etsy - социальная сеть для, художников, скульпторов и музыкантов. Скорее, не столько социальная сеть, сколько витрина, на которой творческие люди могут предложить заинтересованным сторонам свои услуги. За скромные $0,20 пользователь может выставить на витрину одно произведение декоративно-прикладного искусства. Показ товара лицом отлично работает. Etsy правда помогает продавать - творческие личности из 150 стран мира за год потратили на продвижение своих товаров $30 млн., что на 55% больше, чем в 2009-м. Возможно, в следующем году компания рассмотрит возможность выхода на IPO. №7. Zynga: разработчик игр с капитализацией $5 млрд. Кто сказал, что казуальные игры (такие, которые запускаются, чтобы развлечься на 15-20 минут) – это несерьезно? А $5 млрд. не хотите? Именно столько стоит Zynga – компания, которая специализируется на играх для социальных сетей. В них рубятся 320 млн. жителей интернета. Но не просто играют, а тем или иным способом «прокачивают» свои аккаунты, платя за это реальные деньги. Ожидаемый доход в 2010 году - $500 млр. Аналитики оценили компанию с мультипликатором х10 – то есть в $5 млрд. Это уже не игрушки. №8. Kickstarter: площадка для старт-апов, где получили финансирование 4 тыс. компаний Доводилось ли вам задавать на форумах E-xecutive важный вопрос и получать дельные советы по организации работы фирмы или вверенного вам подразделения? Если да, то вы использовали так называемый краудсорсинг. А что если попробовать попросить у народа денег под проект? Сработает ли принцип «С миру по нитке»? Основатели портала Kickstarter решили проверить. Заработало, блин! За год сущестования портал помог распределить $25 млн. инвестиционных денег и сделал былью примерно 10 тыс. проектов, которые без финансирования так и остались бы сказками. Ну и про себя не забыл. За услуги доброй феи Kickstarter берет себе 5% с каждой сделки. №9. Pandora Radio: 90 тыс. регистраций каждый день Казалось бы, с появлением Last.fm вопрос о музыке в Сети оказался снят. Но нашлись ребята, которые сделали сервис лучше. Качество оценили пользователи: их на сайте 65 млн. Портал зарабатывает на рекламе и на абонентской плате с юзеров, которая кроме отключения рекламы отменяет всякие ограничения на количество прослушиваемой музыки (лимит в обычных условиях – 40 часов в месяц). На серверах хранится 80 тыс. треков. Ежемесячно средний пользователь проводит на сайте 10 часов. Ну и реверанс в сторону современных гаджетов: Pandora Radio выпустило приложение для iPhone – на случай, если будет настроение слушать музыку на ходу. №10. Закусочные Five Guys: безумный рост несмотря на кризис Казалось бы, нет в мире более конкурентного бизнеса, чем быстрое питание. Однако компания Five Guys умудрилась на нем закрепиться. За все надо благодарить концентрацию на «ключевых компетенциях». Обилия блюд в меню не наблюдается. Зато гамбургеры, хот-доги и жареная картошка у сети из 725 заведений получаются просто блестяще. Годовой доход предприятия - $500 млн. Но темпы расширения – на грани добра и зла: в 2011 году запланировано открытие еще 1,5 тыс. точек. №11. Crumbs: аппетит к развитию Небольшая и по сути семейная кондитерская Crumbs удачно пропиарилась за счет того, что мелькнула пару раз в шоу The American Idol (аналог отечественной «Фабрики звезд»). И потом пошло-поехало: самый большой кекс, репортажи в журналах и всеамериканская известность. Маленькая компания лелеет нешуточные планы по порабощению мира. Начать решено в 2011 году, открыв 30 заведений в таких «центровых» городах, как Вашингтон и Лос-Анджелес.
Фото: pixabay