Внедрение ERP-решения – одно из наиболее важных вложений, которые делает компания для собственного роста и повышения эффективности. Помимо стандартной функциональности, включающей управление финансами, закупками и логистикой, взаимоотношениями с клиентами, персоналом, решения для розничных сетей могут включать инструменты управления кассовыми операциями, мерчандайзингом, программами лояльности, возможности для ведения электронной коммерции и т.п.
Как правило, хорошие решения отличаются высокой производительностью, гибкостью и масштабируемостью – характеристиками, которые помогут поддерживать рост и развитие компании на протяжении нескольких лет. Однако не стоит сокращать инвестиции после успешной установки ERP-системы. Эффективное развитие решения невозможно без обновления и модернизации, и соблюдение этого условия позволит получать многократные выгоды от вложений в IT. Регулярная поддержка и развитие ERP – это непременное условие повышения ценности системы, которое дает мощную базу для роста эффективности компании. Особенно, если речь идет о розничной торговле.
Торговые сети динамично растут, конкуренция становится жестче – к ERP появляются новые требования. Со временем устаревает и решение. Это касается как удобства интерфейса для пользователей, так и функциональности, а также мощности и скорости работы системы. Разработчики ERP постоянно совершенствуют свои продукты - то, что раньше предлагалось сети в качестве дополнительных модулей, со временем становится полноценным контуром управления. Не последнюю роль в этом процессе играют и сами пользователи – многие новинки являются результатом изучения их потребностей.
Корпорация Microsoft, к примеру, выпускает новые версии ERP-систем Microsoft Dynamics раз в два-три года. Каждая новая платформа отличается более совершенной функциональностью, интерфейс становится еще более дружелюбным к сотрудникам, за счет чего выполнение многих операций оптимизируется. Помимо выпуска новых версий систем, разработчики ежеквартально выпускают обновления, где вносят изменения в соответствии с действующим законодательством и требованиями фискальных органов, а также исправляют возможные технические ошибки. Новая функциональность и регулярные обновления способствуют росту качества выполнения бизнес-процессов компании, открывают новые возможности для развития.При необходимости к системе можно подключить новые группы пользователей, дочерние предприятия, другие работающие на предприятии системы и ранее не охваченные процессы.
Эффективность ERP-системы можно повысить практически на любом этапе ее жизненного цикла, неважно, прошел год или пять лет с момента запуска. Улучшения могут подразумевать не только внедрение новой версии платформы, ее периодические обновления и установку отдельных дополнительных функциональных возможностей, но и инвестиции в ИТ-инфраструктуру, оптимизацию процессов или углубленное обучение пользователей. Учёт технологических трендов, таких как социальные сети, большие данные и мобильность, также ведет к расширению областей бизнеса, охватываемых ERP-системой.
Системный подход к модернизации ERP-системы
Для того чтобы ERP-система с каждым годом становилась всё эффективнее, важен системный подход к ее модернизации. Для данных целей необходимо разработать стратегию развития торговой компании, проработать детальный план и бюджет на поддержку системы. Для начала нужно ответить на несколько вопросов:
- Соответствует ли система целям и ожиданиям бизнеса?
- В каких областях она недостаточно эффективна?
- Какие улучшения системы оправданы с коммерческой точки зрения?
- Поможет ли модернизация ERP в повышении эффективности персонала и снижении операционных затрат?
- Кто именно в компании выиграет от дополнительных возможностей ERP или более удобной работы в системе?
Если вы сможете четко ответить на эти вопросы, переходите к следующей стадии. Составьте список необходимых изменений, проработайте детальный план их внедрения и годовой бюджет на поддержку, учитывая периодичность обновления системы.
Важно создать команду, заинтересованную в развитии ERP. Для этого необходимо донести идею важности ее развития и обновления до руководства и собственников организации, а также добиться интереса со стороны менеджеров к максимально полному использованию ERP-решения.
Часто бывает так, что руководство торговой компании теряет интерес к ERP сразу после того, как внедрение завершилось. Нужно обязательно привлекать собственников и директоров организации к участию в ключевых этапах внедрения, определению основных направлений развития системы. По крайней мере, руководителей ключевых подразделений. Если в этом процессе заинтересован только IT-отдел, толку будет не много, и ERP не принесет желаемого повышения эффективности компании.
Следите за технологическими инновациями и применяйте их для развития ERP-системы. Те же мобильные решения и инструменты интеграции способствуют увеличению производительности выполняемых операций. С помощью удалённых средств работы можно повысить эффективность сотрудников, которые заняты продажами, подбором заказов для магазина на складе, доставкой товаров. Для работы с клиентом уже активно используются смартфоны и планшеты, которые сегодня есть почти у каждого. В корпоративных рамках с мобильным приложением сотрудники не только будут получать информацию на свои е устройства, но и вводить данные, которые в режиме реального времени отразятся в ERP-системе. Таким образом, руководство сети сможет принимать управленческие решения, основываясь на самой свежей, актуальной информации.
Еще одно условие получения хороших результатов от ERP – регулярное обучение сотрудников, которые будут вовремя осваивать все новинки и изменения, глубже постигать действующие функциональные возможности системы.
Внедрение ERP позволяет добиться оптимизации ресурсов и повышения эффективности торгового бизнеса, даёт возможность быстрее реагировать на новые потребности в отрасли. Все эти достижения смогут стать лишь началом положительных изменений в организации, если ИТ-решения, запускаемые в компании, будут изначально восприниматься как драйвер роста бизнеса, средство для достижения стратегических целей.
Примеры сетевых ритейлеров, которые развивают и обновляют ERP-решения
«Л'этуаль»
Компания «Л’Этуаль» - одна из крупнейших розничных сетей на российском рынке парфюмерии и косметики. Число магазинов сети превышает 800 единиц и продолжает расти. Свой бизнес «Л’Этуаль» автоматизировала с помощью Microsoft Dynamics AX. Система поддерживает оперативное управление ассортиментом, ценообразованием и продажами розничной сети, обеспечивает эффективное управление закупками и цепочкой поставок, координирует работу складского комплекса, включает инструменты финансового управления, помогает управлять персоналом.
Розничная сеть дважды переходила на обновленную версию решения и реализовала несколько дополнительных решений. К примеру, был развернут единый веб-портал для магазинов, с помощью которого сети удалось снизить затраты на организацию маркетинговых акций. Веб-портал также помог вести учет данных рабочего времени сотрудников магазинов, что значительно сократило время проверки табелей учета и расчётов зарплаты. Кроме того, через портал каждый магазин оперативно вводит данные по инкассациям денежных средств, а финансовый департамент «Л’Этуаль» учитывает выручку и сопоставляет эти данные с информацией из банков.
Сейчас «Л’Этуаль» ведут проект по переводу всех ранее созданных решений на новую версию ERP-системы Microsoft Dynamics AX2012. В рамках этого внедрения ритейлер также автоматизирует работу трёх тысяч кассовых терминалов во всех российских магазинах.
KARI
В 2012 году на международный рынок вышла новая розничная сеть магазинов обуви и аксессуаров KARI. В течение года компания запланировала открыть 150 торговых точек на территории России, Польши, Казахстана и Украины. Агрессивная стратегия экспансии требовала максимально быстро выстроить все главные бизнес-процессы с помощью ERP. Ритейлер выбрал решение на основе Microsoft Dynamics AX for Retail, которое было успешно запущено всего через полгода после начала внедрения.
В частности, KARI использует Columbus Retail для планирования очередных коллекций и пополнения магазинов. Перед тем, как заказывать товар производителю, сеть может точно рассчитать объем заказа каждого магазина по размерному ряду товара и другим характеристикам, учитывая предпочтения покупателей в том или ином городе. Партии товара поступают на сортировочные склады KARI, откуда согласно заявкам распределяются по региональным складам и в дальнейшем по магазинам сети.
В итоге на конец 2012 года было открыто 280 торговых точек, т.е. почти в два раза больше, чем планировалось. Сейчас сеть включает около 600 магазинов. Полноценная ERP-система, инсталлированная во всех пяти странах присутствия KARI, обеспечивает полный цикл товародвижения и взаимоотношений с поставщиками, помогает вести бухгалтерский учет и казначейские операции, готовить необходимую отчетность.
Сейчас ритейлер продолжает активно открывать новые магазины, по планам KARI к 2015 году их количество увеличится до 1000. Компания постоянно развивает ERP-систему в целях большей оптимизации бизнес-процессов.
Торговая сеть холдинга «Партнёр»
Торговая компания холдинга «Партнёр» в 2012 году заключила договор франшизы с международной сетью гипермаркетов SPAR. Холдинг решил организовать едином ERP-решении работу всех действующих розничных магазинов, а также новых гипермаркетов, которые только должны были начать работу под именем SPAR.
Решение Columbus Food Retail на платформе Microsoft Dynamics AX поддержало базовые процессы компании: управление ассортиментом, ценообразованием и продажами, планирование закупок, взаиморасчёты с поставщиками, логистические операции, работу складского комплекса и собственное производство.
В первую очередь были решены вопросы управления закупками и логистикой магазинов. В системе были реализованы функции, касающиеся процессов оформления заказов поставщикам, контроля точности их исполнения, создания графиков платежей с учетом сроков поставки и условий договоров. Компания получила возможность планировать заказы исходя из формата магазинов и прогноза продаж товара, причем покупательский спрос предсказывается с учётом факторов недельной и годовой сезонности.
Система обеспечила полноценный учёт готовой продукции собственного производства – сеть располагает пекарней, горячим, салатным цехом, цехом по разделке мяса и рыбы. Ранее остатки на производстве учитывались только на основе статистики продаж, торговая сеть не могла контролировать перемещения товаров между магазинами и определять источники потерь, излишков и недостач. С запуском ERP ответственность между цехами и магазинами была разграничена. Компания может заранее определить потребность магазинов в производственных заказах, вести нормативы расхода сырья, учитывать готовую продукцию в используемых ингредиентах, рассчитывать себестоимость продукции по фактическому выходу.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.