Никита Бутомо, независимый эксперт по развитию бизнеса
«Доктор сказал, что, находясь в стационаре, я не смогу порабощать Вселенную.
Жалкий, презренный раб!»
Надпись на стене
Серию предыдущих статей завершает показ примеров креативности. Но сначала позвольте вернуться к таблице типов креативности и расположить на ней примеры. Для этого нужно ввести «мягкие» ячейки и иметь в виду максимальное распространение креатива. Примеры креатива взяты из разных областей, хотя мы помним, что мы условно разделяли креативность в общественной жизни, в науке, в искусстве.
К тому же мы заметили, что коль скоро вертикальная шкала отражает время (за некоторыми исключениями), то в разное время одна и та же идея имела разное распространение, пример тому – греческая демократия. Вообще, кажется, что этот пример можно написать во всех клетках: он касался и личности, менял цеховые стандарты, менял отраслевые стандарты.
Таблица 1. Примеры креативности
Примеры креативности:
1. Наскальная живопись
Она креативна, как все новое, не стоящее ни на каком фундаменте. Древний мастер не знал красок – он их узнавал. Он все начинал с нуля. Он использовал для краски сначала золу (черный цвет), затем стал замечать выходы цветных пород и толок цветной камень в каменных нишах. Точно так же поступают и сейчас – используют природные камни, наряду с синтетическими.
С помощью рисования мастер учился выделять ту или иную фигуру из общего фона, а значит, в сознании она была теперь уже отдельно от фона. Так мастер пришел к выводу, что и он – тот, кто рисует – тоже отделен от природы, что у него есть имя и прочее.
2. Слоны Ганнибала
Использование слонов Ганнибалом было одним из ярких примеров личного креатива в древности. В дальнейшем, при Диадохах, слоны использовались шире, но тогда это был личный креатив Ганнибала – тащить слонов через Альпы.
С развитием железного оружия появились длинные копья, стало очевидным, что защищаться копьем эффективнее, чем коротким мечом. Следующим шагом стало появление фаланги – строя, когда воины стоят близко друг к другу, выставив копья вперед. Копья достигали в длину шести метров, их упирали в землю, когда отражали атаки конницы и колесниц.
Битва при Гавгамелах (Александр Великий) против Дария показала неэффективность конницы против фаланги. И только слоны могли прорвать строй фаланги. У карфагенян (пунов) была фаланга, поэтому Ганнибал хорошо представлял себе ее мощь. Именно поэтому он придумал использовать слонов, которые водились в Африке, где располагался Карфаген, против Рима.
3. Греческий театр
Греческий театр обладает уникальными акустическими данными. Если на сцене шепотом сказать слово, оно слышно в последнем ряду. Для этого склоны театра были построены под определенным углом, ряды были определенной ширины, чтобы не гасить звук.
Греки знали эффект резонанса и знали об обертонах – высокочастотных составляющих звука. Они строили театр так, чтобы звук не гасился, а обертона гасились. Но звук хорошо поглощается в воздухе. Тогда греки с помощью специально сконструированных рядов научились многократно отражать звук (основной тон).
Подобные находки теперь используют архитекторы внутри зданий парламентов, дробя потолок на мелкие сегменты определенной формы и размера.
4. Реформы Клисфена (на рисунке), Солона и Перикла
Креативность и необычность их состоит в том, что и Клисфен, и Солон, и Перикл были аристократами. И эти аристократы придумали демократию, которая была им совершенно не нужна и которая ограничила их власть.
Они разделили народ Аттики таким образом, что при голосовании большинство мест в Совете получали жители более многолюдных районов, тогда как раньше вся Аттика делилась на округа (демы) по территориальному признаку. Из каждого дема обычно выбирали аристократа, который и заседал в Совете.
Теперь получалось, что демы привязаны не к территории, где правит аристократ, а по другому принципу, когда избрать могли любого. Были придуманы машины, которые выбирали случайным образом кандидатуры. Кроме этого, все должности стали платными – но платили не за них, а люди получали деньги, работая на этих должностях. Теперь и простые люди могли быть в Совете – ведь есть, на что жить!
В Совет теперь набирали не 50, а 500 человек. Они заседали в комиссиях. Аристократы продолжали пользоваться влиянием, но это влияние было теперь основано не на деньгах, а на уважении к образованию, креативности, готовности служить родине.
5. Римский легион и римский прямой меч «гладий» (гладиус)
Римляне применяли короткий и прямой меч, который заслужил имя – «гладий». Этот меч был очень удобен в ближнем бою. Наряду с длинным щитом, который прикрывал легионера с головы до колен, меч способствовал сокращению дистанции между легионером и противником.
Против копья ему было тяжело выстоять, но римляне научились перерубать копья, и тогда начинался ближний бой, в котором легиону не было равных благодаря тактике. Легион сочетал маневренность отдельного бойца и слитность строя. Впервые бойцы выходили на первую линию, некоторое время бились в ней, потом, по свистку, отходили во второй ряд и отдыхали.
Коротким мечом можно было биться долго, измотать противника, а потом сменщик добивал его. До этого воины бились в рядах (и в фаланге) до своей смерти, их не меняли, тем более, с длинным копьем в тесном строю это было затруднительно. Римские легионы несчетное количество раз побеждали, и всегда – за счет тактики, а не стратегии, за счет уникальных свойств римского легиона. Деление легиона на когорты, которые стояли отдельно и двигались независимо, тоже повышало маневренность. Была разработана система знаков, звуков, по которым управлялся легион, каждая когорта и каждый воин в ней.
6. Драккары
Драккары креативны потому что, во-первых, это были корабли с уникальными ходовыми качествами для своего времени (Х век). Для постройки драккаров использовалось много сортов дерева, естественные формы ветвей и стволов, доски не разрезались, а расщеплялись, что повышало прочность, корпус состоял из досок различных сортов дерева, скрепленных длинными железными гвоздями.
Корпус был несущим, то есть шпангоуты не играли роль жесткого каркаса, в то же время и корпус не был совсем жестким, он как бы играл на шарнирах гвоздей, его скрепляющих и мог принимать волну. Также крепление мачты на своеобразном шарнире заслуживает всяческих похвал. Драккары интересны также тем, что не были копией предыдущих эпох, а были плодом творения викингов во всех своих частях.
7. Китайский фарфор
Креативность его в сложнейшем способе изготовления. Сначала фарфоровая глина лежит в земле и «зреет» до 50 лет! Потом, когда из нее слеплено изделие, его обжигают несколько раз в течение двух суток: обжиг глины, обжиг краски, обжиг глазури. Природные материалы всякий раз немного другие, нет одинаковой глины или краски, но мастера научились получать нужные им характеристики изделия.
Однажды глазурь растрескалась на изделии, но его не выбросили, а показали императору. Ему понравилось, и с тех пор есть специальная техника такой глазури. Однажды, в результате долгих поисков, мастерам удалось получить зеленоватый цвет глазури, как хотел император. Процесс занимал теперь гораздо больше времени и был очень трудоемким. Мастер полюбовался на изделие – и разбил его. Затем он заколол себя ножом. Он понял, что теперь он всю свою жизнь будет вынужден делать только такие сосуды.
8. Самурайский меч
Креативность меча не только в его уникальных качествах – он рубил сталь. Мастера не стремились довести технологию до штампования одинаковых мечей. Такие изделия делались – для сельского хозяйства. Но мечи ковались по одному и каждый меч специально ковался немного иначе. В результате нет двух одинаковых изделий.
Креативность процесса изготовления меча в том, что он мог быть изготовлен проще, но был изготовлен сложнее. Даже китайские кувшины стремились сделать одинаковыми, но не мечи. Оружие ковалось специально для конкретного человека, нередко он сам присутствовал при процессе, иногда ковал меч сам, вкладывая в него свою душу.
9. Гобелен из Байе
Гобелен интересен с точки зрения креатива, потому что обычно гобелены имели прямоугольную форму и служили предметом интерьера, а этот – имел форму длинной полосы и служил своеобразным древним фильмом, рассказывающим о завоевании Англии Вильгельмом.
Ковер доносил до смотрящего мысль о праве Вильгельма на корону Англии, в этом необходимо было убедить многих подданных, ведь Вильгельм не был англичанином. Творцы ковра пошли на изменение формы и смогли разместить на ковре сотни фигур. Иначе, как на длинной дорожке, разместить последовательность событий было невозможно. Обычно гобелены не изображали последовательно сменяющие друг друга события, только какую-то одну сцену. Такого раньше не было и, насколько мы знаем, после – тоже. Ковер уникален.
10. Детские памперсы
Этот предмет прочно вошел в быт, и мы не мыслим без него современную жизнь. Креативность памперсов состоит в следующем: все привыкли к тому, что пеленки надо менять и делали это веками. И вдруг возникло представление о предмете, который может сэкономить кучу времени и нервов мамашам.
В конце статьи позвольте кратко описать типы компаний, в которых вы работаете, с точки зрения отношения к креативу.
Таблица №2. Характеристики среды креативности в компаниях
Степень развития внутренних коммуникаций/Корпоративная культура | Направленная на изоляцию | Направленная на принятие нового |
Невнятная и запутанная структура коммуникаций, отсутствие логических связей между отделами, замыкание всех «на главного», непрописанность и неисполнение процедур коммуникации: обязательных ответов по почте, рассылок, вебинаров и пр. | Небольшая доморощенная фирма, либо крупная госбюджетная организация, работающая по принципу «ноу-хау» и с подозрением относящаяся к любым внешним связям и воздействиям, креативность воспринимается в штыки и наказуема. | Компания, организованная частными предпринимателями (непрофессионалами), работающая в сфере услуг, маркетинга, продаж, реже производства. Креативность приветствуется на словах, подчас внедряется, потом так же легко отменяется. |
Сильная упорядоченная по типу дерева или упорядоченная по типу роя система коммуникаций. Сигнал достигает нужного элемента быстро либо вследствие исполнения прописанной процедуры, либо вследствие многократного дублирования его (сигнала) соседями по «рою» | Крупная военизированная организация, креативная идея с трудом проникает внутрь, но, проникнув, становится внутренним стандартом | Компания, работающая в сфере коммуникаций (мобильная связь, интернет) на стабильном рынке (не развивающиеся страны), либо в сфере hi-tech технологий. Креативность везде и она поощряется. |
В клетках – примеры фирм. Ваша – может относиться к любому из квадратов. Как видите, только в одном квадрате из четырех креативность поощряется, только в трех из четырех она не наказуема, только в двух из четырех имеет смысл ее проявлять.
Как видите, креативным людям имеет смысл работать только в этих компаниях.
Приведенные примеры креативности неочевидны, с ними можно поспорить. Также можно спорить с самим определением креативности.