Николай Кольцов: Как CIO может «подвинуть» финансового директора?

Самая читаемая статья недели (11.03–17.03.2014) в «Творчестве без купюр»

Николай Кольцов

Полвека назад, благодаря развитию финансовых рынков, второй ключевой фигурой в организации после генерального директора стал CFO (англ. Chief Financial Officer или финансовый директор). Эпоха промышленной революции позволила в течение двух веков главенствовать конвейеру и тейлоровским научным принципам менеджмента производства. Появление финансовых инструментов (акций, дериваторов, векселей и т.п.) и фондовой биржи сместило свет прожекторов на новых героев – финансовые подразделения приняли лидирующую роль у производственных.

От умения быстро и дешево привлечь заемные средства, обеспечить платежеспособность организации или провести IPO (англ. Initial Public Offering – первое публичное размещение акций) стала зависеть не просто способность организации сохранить лидирующее положение и конкурентные преимущества, но и умение выжить в долгосрочной перспективе. Именно эти причины объясняют, почему в современных организациях почти все ключевые решения проходят согласование финансового директора, а также почему CIO (англ. Chief Information Officer – директор по информационным технологиям) отчитывается финансовому директору, а не находится в прямом подчинении генерального.

В начале эпохи бурного развития информационных технологий (IT), когда компьютеры весили несколько тонн, а скорость вычисления достигала несколько сот тысяч операций в секунду, такая иерархия подчинения была логично объяснима. IT-функция в организации выступала в качестве инструмента повышения производительности и поддержки финансовой функции, лидирующей на тот момент времени. Задачи повышения качества и скорости расчетов различных финансовых моделей, эффективности накопления и обработки первичных документов, создания информационных систем консолидации и подготовки корпоративной отчетности были приоритетными задачами стратегического уровня, направленными на создание долгосрочного конкурентного преимущества.

С тех пор многое изменилось. Наступившие две революционные эпохи в информационных технологиях – эпоха персональных компьютеров и эпоха интернета – значительно расширили круг задач, стоящих перед IT-директором. Данные изменения заняли меньше полувека и прошли три этапа.

На первом этапе IT привлекались лишь для частичного решения определенных бизнес-задач. Преимущественно это были проблемы, связанные с большим количеством вычислений, такие как построение многофакторных аналитических моделей или решение оптимизационно-логистических задач.

На следующем этапе основные функциональные подразделения стали привлекать IT специалистов к созданию специализированных приложений, например, отвечающих за ведение кадровых данных или реестра счетов, выставленных покупателем.

Сейчас начался третий этап, когда обозначилась потребность в комплексных системах планирования и управления ресурсами предприятий (ERP – enterprise resource planning). Появление систем планирования и управления ресурсами предприятий связано с необходимостью объединения и интеграции специализированных приложений, которые были разработаны на втором этапе, в единую информационную систему. Разрозненные специализированные приложения помогли значительно повысить производительность труда конкретных подразделений, но никак не охватили кросс-функциональное взаимодействие.

В итоге общая производительность компаний не смогла значительно повыситься, так как подразделения, использующие специализированные приложения, все равно вынуждены были обмениваться информацией с другими подразделениями старыми способами – в лучшем случае по электронной почте, в худшем – на бумаге.

Решить эти проблемы и превратить обмен информацией между подразделениями в непрерывный (без разрывов или передачи информации из одной информационной системы в другую) и быстрый поток как раз и должны системы планирования и управления ресурсами предприятий.

Появление данных систем и их развитие прогнозирует в ближайшем будущем три фундаментальных изменения, которые окажут влияние на все отрасли: переход на электронный документооборот, комплексную горизонтально-вертикальную автоматизацию функциональных подразделений и полную информатизацию компании.

С внедрением ERP систем в компаниях отпадает необходимость передавать данные из одного отдела в другой. В системе информация перетекает самостоятельно, почти мгновенно, с сохранением целостности бизнес-процесса и без использования вспомогательных средств (в виде электронной почты или бумаги).

На текущий момент печатные документы все еще используются для передачи информации контрагентам и в контролирующие государственные органы, но появились признаки перехода на электронный документооборот. Действия по печати данных из одной информационной системы, пересылке первичных документов или отчетности, а потом перебивание этих документов в другую информационную систему, не создают добавленной стоимости. Именно поэтому компании занимаются интеграцией своих IT-систем друг с другом, а государство законодательно поддерживает введение обмена электронными счетами-фактурами.

Следующая тенденция связана с горизонтально-вертикальной автоматизацией всех функциональных подразделений. Для того чтобы поддержать эффективность обмена информацией между подразделениями, должны быть выполнены следующие критерии:

  • работа подразделения максимально автоматизирована с использование как персональных компьютеров/мобильных устройств для автоматизации деятельности персонала, так и с использованием датчиков и контролеров для автоматизации работы оборудования;
  • подразделения должны максимально работать в одной информационной системе ERP – в части транзакционных данных;
  • должны существовать специализированные MES системы (Manufacturing Execution System - система управления производственными процессами), интегрированные с ERP системой, - в части производственных и оперативных данных по оборудованию. Поток данных из MES системы в ERP должен передаваться автоматически, без участия человека как оператора по их вводу.

Только соблюдение всех трех вышеперечисленных пунктов позволит ERP реализовать сквозную автоматизацию или полный жизненный цикл информации в организации - от момента ее появления, использования внутри организации, передачи различным внешним пользователям и до момента ее архивации. Эти правила позволяют информационному потоку свободно и без разрывов перетекать в организации.

Выполнение первых двух условий постепенно создает предпосылки полной информатизации компании, когда ERP система, интегрированная с датчиками оборудования, отражает все шаги бизнес-процесса. При этом исчезают возможности выполнения определенного шага каким-либо другим способом. Персонал функционального подразделения полностью работает в ERP – получает из нее информацию, обрабатывает или вводит информацию с помощью ERP и передает информацию другим подразделениям посредством ERP.

1) Например, начальнику цеха потребуется для выполнения производственной программы на следующий месяц ящик подшипников. Для их заказа он вводит в ERP заявку с указанием типа и количества подшипников.

2) Руководитель службы снабжения заходит в систему, объединяет все заявки на подшипники, и на их основе создает заявку поставщику. Созданная заявка автоматически отправляется по электронной почте в ERP систему поставщика.

3) Поставщик организует доставку необходимого количества ящиков.

4) Кладовщик, при поступлении подшипников на склад, находит в ERP системе заказ и на его основе оформляет поступление на склад.

5) Теперь начальник цеха в ERP системе с помощью специального отчета увидит, что его заявка выполнена, а подшипники доступны на складе для получения.

Данный пример лишь маленький кусочек функционирования компании с полной информатизацией бизнес-процессов. При этом даже описанный выше пример может иметь несколько различных вариантов реализации, в зависимости от степени информатизации конкретной компании. Очень важный момент в этом примере, что все участники обмениваются информацией посредством ERP системы, для них нет других стандартных способов выполнения своих рабочих операций. Если ERP система будет недоступна, процесс остановится.

Именно эти изменения, наблюдаемые в последнее десятилетие, когда информационные технологии становятся кровеносной системой компании, а ERP система ее сердцем, приводят к изменению роли IT-директора в организации с поддерживающей второстепенной позиции на ключевую.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Финансовый директор, Ростов-на-Дону

Весьма спорно. IT-директор руководит информационной инфраструктурой. Информационная инфраструктура определяется потребностями бизнеса в информации. Значит, IT-директор, выполняя свою функцию, будет всегда ''ведомым'', решающим задачи, которые ему ставят те, кто определяют потребность в информации. Так что поддерживающая позиция остается.

Экономист, Москва

Про ERP все понятно, а при чем тут CIO? Архитектуру ERP все равно будет задавать CFO. Функция CIO как была, так и останется в обеспечении ресурсов и подборе вариантов решений для реализации задачи, поставленной заказчиком.

Управляющий директор, Великобритания

Сейчас все больший вес набирают Chief compliance officer.

Экономист, Москва
Константин Тряпицын пишет: Сейчас все больший вес набирают Chief compliance officer
Очередная подмена понятий. Все равно основные задачи по compliance в рамках компетенций CFO, так как он отвечает за отчетность. Ну, еще главного юриста, как его ни назови. Compliance - очень широкое понятие, которое профессионально не укладывается ни в одну из функций. Это и финансы, и юриспруденция, и комплекс по охране труда, окружающей среды и здоровья, и всяческие технологические требования. Мне кажется, эта позиция исчезнет со временем, как изначально мертворожденная...
Управляющий директор, Великобритания

не совсем Кирилл, точнее раньше так было что это у CFO.

Сейчас тенденция, что это самостоятельная функция, которая сильно влияет на ИТ, безопасность, кадровую службу и финансы.
Все потому, что в прецедентном праве достаточно одного решения суда и масса компаний автоматически попадают под штрафы.

В тезис автора про CIO я тоже не верю. СFO всегда меряет эффективность тех или иных управленческих инициатив или проектов. Поэтому два в одном не уместить.

Управляющий директор, Великобритания

вообще модные слова сейчас в корпоративной стратегии, после того как Big Data уже свое взяла, - Business sustainability и Compliance.

Экономист, Москва
Константин Тряпицын пишет: Сейчас тенденция, что это самостоятельная функция, которая сильно влияет на ИТ, безопасность, кадровую службу и финансы. Все потому, что в прецедентном праве достаточно одного решения суда и масса компаний автоматически попадают под штрафы.
Я с этим не спорю, тем более в рамках прецедентного права. Моя позиция лишь в том, что это дань моде (как в обывательском, так и в статистическом смысле). Лет через пять эта позиция, по моему мнению, умрет. CFO вполне себе может отвечать за compliance. Для этого не нужна дополнительная функция. В крайнем случае, формируется какой-нибудь форум, состоящий из CFO, Chief Attorney, CIO, COO, CIA (не ЦРУ, а внутренний аудит), HSE, HR, SCM и т.п. Функция подразумевает формирование дополнительной команды и структуры, а в этом случае они совершенно не нужны...
Экономист, Москва
Константин Тряпицын пишет: Business sustainability
Это словосочетание стало модно уже лет пятнадцать как... Правда, никто особо, по крайней мере, в энергетике, кроме как renewables и того же HSE ничего под этим не подразумевает...
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
«Не мытьём – так катанием»! Опять звучат утверждения типа «кина не будет – будет сплошное телевидение». Опять ИТ-директор стяжает кресло гендира. И опять я повторю сказанное в аналогичной теме (в 2009-м году): ИТ-директор – это руководитель вспомогательного подразделения. То есть руководитель среднего звена предприятия, приподнятый до уровня старшего звена управления. А «детали» статьи, типа: - В системе информация перетекает самостоятельно - Созданная заявка автоматически отправляется по электронной почте в ERP систему поставщика - 4) Кладовщик, при поступлении подшипников на склад, находит в ERP системе заказ и на его основе оформляет поступление на склад. «говорят», что автор умозрительно постигал предмет своей статьи.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Прочёл я диалог Константина Тряпицына и Кирилла Зубарева. Профессионализм каждого из них – в отдельности – я уважаю. Но, от их диалога берёт оторопь? типа «где я и кто мои вещи».

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.