Офис, меняющий бизнес. Лучшая статья недели в «Творчестве без купюр»

Лучшая статья (24.09–30.09.2013) в «Творчестве без купюр»

Кристина Белавич

Всю свою жизнь с самого рождения мы проводим в окружении стен. Они воспитывают нас, учат, не выпускают за пределы, да и мы сами не пытаемся пробиться сквозь них.

Офис, как и любое другое пространство, оказывает влияние на психику человека. Многие московские офисы сегодня организованы по американскому образцу. Для большинства американцев работа является смыслом жизни, культ оплачиваемого труда проникает абсолютно во все сферы деятельности. Соответственно, если увеличение прибыли – основной приоритет, то и офис должен способствовать достижению этой цели.

Первое, что, казалось бы, может помочь – экономия во всем. Самое популярное решение для этого офис «Open Spaсe», который позволяет объединить в помещении как можно большее количество людей и затратить на это меньше средств. Для реализации этой цели на рынке существует огромный выбор материалов – ДСП, гипсокартон, ковролин, пластик, сайдинг, перечислять можно еще долго. Однообразные и искусственные интерьеры, заимствованные у американских коллег, призваны превратить человека в мыслеробота, в механизм, приоритеты которого сводятся к увеличению благосостояния компании, в которой он работает.

Каким же образом офисное пространство влияет на психику людей и в чем его деструктивное воздействие на человеческую личность? Почему у большинства наших респондентов возникают негативные ассоциации с офисным пространством?

Давайте, вспомним, что же окружает нас в течение 8 часового рабочего дня. Открытые, однородно залитые люминесцентным светом помещения, прямоугольные формы, безликое цветовое оформление комнат и коридоров, минимализм в деталях, постоянные звонки телефонов, звуки офисной техники и техногенные запахи. Самый сильный удар по подсознанию передается через наши органы чувств – зрительное восприятие, звуки и запахи вокруг нас. Окружение принуждает нас не чувствовать, а думать. Это приводит к тому, что в принятии решений мы руководствуемся рацио. Здесь-то и спрятана основная ловушка: теперь нами можно конструктивно управлять, мы не чувствуем, мы считаем.

Дальше в ход идут многочисленные бизнес-модели управления, разработанные все теми же американцами.

Как только основным приоритетом бизнеса становится увеличение прибыли, приоритеты здоровья и качества жизни отодвигаются на задний план, и типичные офисные пространства тому подтверждение. Вспомните офисы крупных банков, нефтяных компаний, - что вы чувствовали внутри? Скорее всего, ощущения у вас будут двойственными. С одной стороны, это надежность и уверенность, с другой – ощущение себя маленьким человеком, подчиненным большому процессу.

Еще один выявленный факт из опроса: люди привыкли воспринимать стандартные, привычные офисы как нормальные, им и не приходит в голову позаботиться о комфорте своих рабочих мест. Мы спросили директоров по персоналу разных компаний: «Как часто перед выходом на новую работу сотрудники хотят посмотреть свое рабочее место?» Ответ: «Практически никогда, соглашаются на любое предложенное».

Не так давно появился новый термин – синдром менеджера. Он возникает из-за сбоев «внутренней навигационной системы». Происходит сужение состояния сознания и достижение прибыли, работа начинает восприниматься как единственная существующая реальность. Приоритетам здоровья, семьи, любви, красоты, искусства, душевных взаимоотношений, в свою очередь, присваивается пониженное значение. Главной причиной возникновения синдрома менеджера является долгое пребывание человека в «агрессивной» среде. Именно такой средой для работающих людей в мегаполисах становятся офисы, ландшафт мегаполиса, интенсивный и монотонный режим труда, даже ближайшее окружение.

Настроение «заражает» так же легко, как бактерии. Для того чтобы изменить эмоциональный настрой группы людей, не обязательно даже вступать в коммуникацию, можно просто находиться рядом в помещении. Именно поэтому нужно проявлять повышенное внимание к людям с нестабильным эмоциональным состоянием или склонным к агрессии. Из-за возникающих эмоциональных нагрузок и сложностей все больше и больше людей предпочитают фриланс корпоративному рабству, несмотря на его существенные минусы: неопределенность и нестабильность.

Как происходит это вредное влияние на практике? Как только мы соглашаемся, что рациональные решения – правильный путь построения жизни, подсознание вытесняет физические и эмоциональные ощущения. Мозг автоматически отключает восприятие неудобного стула, постоянного шума, боль в глазах от ровного холодного освещения, неприятных людей вокруг. Но, в то же время, в подсознании человека постепенно накапливается внутреннее напряжение и тревога, как следствие, желание сбежать или перейти в нападение. Так возникает стресс. Понятие стресса ввел в 1979 году канадский врач и биолог Ганс Селье, и с тех пор понятие «стресс» стало обыденным. Но, вопреки общему мнению, оно означает не болезнь, а лишь мобилизацию сил. Постоянный ежедневный стресс обретает тенденцию переходить в состояние дистресса. Это состояние характеризуется энергетическим истощением психики, возникает синдром хронической усталости.

Проблема снижения мотивации сотрудников к работе и повышения процента заболеваемости людей стоит сегодня достаточно остро. Однако, очень небольшой процент руководителей компаний задумывается о том, что в пространстве офиса содержится большое количество ресурсов для повышения мотивации, работоспособности, лояльности сотрудников. Офис – это место, где рождается душа компании, или же, напротив, угасает настрой ее сотрудников. Интересный, сконструированный для людей, офис может стать не только источником повышения лояльности, но и инструментом продвижения ценностей компании, позволит компании стать заметной на рынке. Мы поговорили с руководителями компаний, которые не просто поняли, что организация офисного пространства – важный инструмент развития бизнеса, но и активно используют его сейчас.

Помните классические голливудские фильмы про бунт офисного рабочего против системы, такие как «Матрица» или «Бойцовский клуб»? Их рабочее окружение предстает перед нами набором серых закутков, где в тесноте ютятся многочисленные сотрудники. Неудивительно, что у потерянных в этом пространстве героев возникает желание восстать против устоявшегося положения вещей. Татьяна Ананьева, генеральный директор интернет-сервиса по подбору персонала через фриланс-рекрутеров Recruitnet.ru, вполне понимает причины этого желания:

«Зачастую пространство офиса используется очень утилитарно, и за счет этого оно становится совершенно безликим. Но это означает, что и сама компания «теряет свое лицо» в глазах сотрудников и «внешних» людей. И это печальный симптом, он во многом говорит об отсутствии в компании четкой стратегии, позиционирования и корпоративных ценностей. Получается, что души в таком бизнесе нет. А без этого компания рискует испытать значительные сложности – ведь отсутствие «лица и души» – это проблема, которая отражается на всем. Внутри люди не понимают, куда и как идет компания и, соответственно, не осознают, куда надо двигаться им, что делать, а чего не стоит. У людей отсутствует «мерило» правильности своих действий - они начинают механически выполнять свою работу, ориентируясь лишь на короткий горизонт планирования, что неизбежно приводит компанию к проблемам».

«Оживление» офиса может заключаться в самых простых вещах: правильно подобранных горшечных растениях, развешенных картин, цвета стен и мебели, удобно расставленных урн и вешалок. Впрочем, обустройство действительно вдохновляющего на работу офиса требует системного подхода ко всей планировке помещения. При этом важно уделять внимание созданию дружественной, мотивирующей работников на общение, атмосферы, что поможет им избежать стресса и оказывать поддержку коллегам. При господствовавшей еще недавно «кабинетной системы» планировки офисов, когда сотрудники сидели в небольших комнатах по 3-5 человек, «оживление» офиса становилось настоящей проблемой. Но сейчас, по словам Галины Мартыненко, директора по маркетингу Solo Office Interiors, это положение вещей бесповоротно уходит в прошлое:

«Зоны отдыха и неформального общения для всех сотрудников офиса, офисные кафе – неотъемлемая часть проектируемого офиса сегодня. В первую очередь, это связано с безоговорочной победой openspace – планировочного решения зоны работы сотрудников».

В последнее время все чаще в офисах вместо неприветливых серых холлов все чаще появляются многофункциональные лобби, поражающие воображение гостей и дающие приятный отдых работникам. О благоустроенном недавно лобби компании Rehau, в котором фраза «Rehau moves people. People drive REHAU» выложена на стене из фотографий сотрудников, рассказала Ольга Мазурова, руководитель отдела персонала REHAU Евразия:

«Во-первых, оно красиво декорировано в футуристичном стиле, что отображает ценности и устремления компании, во-вторых, там наглядно представлены продукты REHAU, а кроме того, этот зал станет площадкой для свободного общения сотрудников в нерабочее время – за чашечкой кофе или с теннисной ракеткой в руке – в лобби планируется поставить стол для пинг-понга».

Через офис можно четко задать и ясно транслировать ключевые ценности и стратегию компании для всех сотрудников и посетителей. Сделать это можно ненавязчиво и очень эффективно, проявляя те или иные установки через решение пространственных задач. Какая бы ни была культура компании – авторитарная или демократичная, основанная на заботе о людях или на иерархии и приоритетах бизнеса, семейная или формализованная – все это можно и нужно выражать через пространство, в котором работают сотрудники. Такой посыл будет гораздо эффективнее, чем просто посылаемые по почте обращения руководства.

К такому выводу одними из первых в России пришли в «Московской Пивоваренной Компании». Мы спросили директора по персоналу МПК Анну Попову о том, как должны выглядеть производственные помещения.

«Производственные помещения должны, в первую очередь, быть организованы, чтобы контролировать технологический процесс, с учетом эргономических возможностей, политики промышленной безопасности, охраны труда и санитарии. В нашем случае, по производственным помещениями Московской Пивоваренной Компании проходят ежедневные экскурсионные туры. Любители пива желают знать, как происходит процесс пивоварения, и таких желающих приходит к нам до 20 тыс. чел. в год. Поэтому наши производственные цеха интересно оформлены, по всему экскурсионному маршруту присутствует фирменный красный цвет. Есть кинозал для показа фильмов, выставка продукции, место для пробы пивоваренного сырья, и, конечно, бар для дегустации пива. Экскурсионный поток не должен мешать производственному процессу, поэтому в цехе розлива организована специальная галерея. Это нелегко, но можно комфортно сочетать действующее современное производство и экскурсии для всех желающих».

Внимательность к обустройству помещения компании – это не просто желание «оживить» рабочий процесс, но и эффективный канал коммуникации с клиентами, партнерами и, главное, с сотрудниками компании. Ведь если мы хотим видеть свое собственное жилище отражающим наши жизненные воззрения, ценности и идеалы, то почему таким же не может быть и наше рабочее место? И тогда есть шанс гораздо легче «заразить» сотрудников своей идеей, нацелить их на будущее и воплощение мечты, зарядить энергией и стать желаемым для них работодателем. Это уже принесло успех ведущим мировым компаниям и может принести еще многим другим.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Наверное ключевым вопросом станет, как всегда, цена. Во сколько обойдётся переделка ''бетонных коробок'' в нечто более подобающее. Потому что если планировка офиса не велась сразу на этапе строительства, руководители много, много раз подумают, а заморачиваться ли всем этим сейчас.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Странная статья... Какая-то никакая - ни эмоций, ни рац.предложений))). Тезисы ничем не обоснованы, кроме мнения автора и выдаются за ''всем известные факты'')). Хороший офис - это здорово! А разве кто-то спорит?)) Пожелание ''давайте улучшать офисы'' - в статье оно без комплексного подхода и расстановки приоритетов. Действительно ли переделка офиса - это самое необходимое для улучшения мотивации сотрудников?) Пожелание автору - не надо мерить всех по себе)):
Всю свою жизнь с самого рождения мы проводим в окружении стен. Они воспитывают нас, учат, не выпускают за пределы, да и мы сами не пытаемся пробиться сквозь них.
Может Вы удивитесь, но офисы не всем мешают)). Если стены офиса так сильно мешают, то, если это не откровенное жлобство компании, надо разобраться с истоками этих проблем, обычно они где-то глубоко внутри. Те, кто живет в гармонии с собой, - не станут ждать, когда им ''кто-то цветочки в офисе поставит для улучшения обстановки'')).
Менеджер по аренде, Москва

а по мне так офис - самое подходящее место для бизнеса ))

Аналитик, Москва

Само понятие ''рабочее место'' и ''рабочее время'' возникли в конце позапрошлого века, когда появились заводы и мануфактуры, т.е. они были обусловлены установкой станков и оборудования в определенных местах, в соответствии с технологиями производства. Предназначены они были в основном для линейного персонала, выполняющего однообразные трудовые функции при отсутствии необходимости думать и принимать решения. Прошло полтора века.... Технологии сменились - вместо сложных станков мобильная связь, мобильный интернет, скайп, возможность проведения видеоконференций.... А суть осталась прежней - собирать большое количество людей в тесном пространстве на определенное количество времени. Жуть берет, когда едешь по городу и видишь вновь построенные серые коробки с неимоверным количеством припаркованных машин и еще большим количеством бегущих внутрь этой серости людей с такими же серыми лицами. Какие задачи и функции эти люди выполняют, каков смысл этих задач, понимают ли эти люди смысл того, что они делают? Как может человек разрабатывать какие-то стратегические решения, если его круговой обзор ограничен тремя квадратными метрами пространства, и весь окружающий мир он видит через грязное стекло серого здания? Нужно ли мотивировать людей, обусловленных серостью? Нужны ли эти бетонные коробки?
Мое мнение - они выгодны для бюджета (городского и федерального) - с каждого обитателя такой коробки работодатель отчисляет более 40% его зарплаты, в пробках расходуется бензин - значит, его больше потребляют, а это опять налоги, постоянный непрекращающийся ремонт дорог (о, сколько там зарыто денег!), арендаторы платят аренду, городской транспорт загружен (поездки тоже стоят денег), а с дохода опять налог... К тому же удобно для идеологического воздействия собирать как можно больше людей вместе, чтобы внедрять в их мозг ''нужные'' мысли. А все остальное - мишура, деятельности - ноль, состояние экономики - самый яркий показатель эффективности данной деятельности))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.