Люди говорят…. Опыт произнесения слов у взрослого человека почти равен прожитым годам.
Разве много навыков у нас, упражняться в которых мы начинаем с раннего детства и занимаемся этим каждый день? Почему же, несмотря на огромный опыт, мы допускаем промахи, терпим неудачи, а иногда и болезненные поражения? Почему говорят все, а хорошо говорят немногие?
Я думаю, что речь «обычная» отличается от речи «хорошей» примерно так, как отличаются российские дороги от европейских автобанов. Ездить то можно и по тем, и по другим, но с разными ощущениями. Европейские дороги созданы для людей, наши возникли как лирическое дополнение к пейзажу. И для того, что бы российские дороги стали такими же, как в Германии или Голландии, над ними стоит потрудиться и снять жалкие остатки асфальта, расширить полотно, сделать отсыпку гравия и так далее. Речь точно также требует оснастки. Необходимо развить свой голос, закрыть «выбоины» неверных звуков, расширить диапазон и увеличить мощность звучания. Никому не помешает богатый словарный запас. Хорошо бы еще овладеть секретами языковой выразительности, научиться аргументировать свою позицию. А разве плохо уметь управлять собой и не теряться, оказавшись в центре внимания? Конечно же, хорошо!
С чего же начать? Где тот ключ зажигания, который меняет наше речевое поведение? Этот ключ в подчинении слова цели. Движение к эффективной речи начинается с привычки верно формулировать задачу. Казалось бы, все просто и давно известно, но в практике бизнес-коммуникаций мы наблюдаем разные картины.
Вариант первый. Называется «Павлин». (Классификация моя и к орнитологии отношения не имеет.) «Павлин» говорит, любуясь собой. Он весьма опытен в коммуникации, давно прошел огонь и воду, занял соответствующее статусное положение и привык вещать. Его не особенно заботит результат, гораздо больше впечатление у слушателей. Его цель – собственное удовольствие. Это он нарушает регламент, рассказывает о чем угодно, находя удовольствие в самих звуках своего голоса. Эффективность такого речевого поведения под большим вопросом.
Вариант второй – «Зяблик». В публичном выступлении, в сложных переговорах, в беседах с незнакомыми людьми он теряется. Страх сковывает тело, снижает скорость реакции, приводит к замедлению мыслительной работы. Все внимание «зяблика» направлено внутрь себя, на оценку своего состояния. Контакт с аудиторией или собеседником формален. Одна идея витает в воздухе – скорее бы все это закончилось. Цель – дожить до перерыва.
Третий случай, самый распространенный, называется «Дятел». Человек формулирует цель сознательно или неосознанно в области процесса, а не результата. То есть, говорит, чтобы донести информацию, сообщить сведения, рассказать историю. Говорит, ради самого говорения. Где же внимание такого человека? Оно сосредоточенно на тексте. Удобно, если этот текст можно читать, гораздо хуже, если его нужно произносить без бумажки. В этом случае приходится смотреть в пол, в сторону, лишь бы чужие реакции не отвлекали от содержания высказывания. Сказать, что такой способ неэффективен, я не могу. При желании собеседник почерпнет много полезного для себя, но только при желании, так как сам говорящий занят не им, а воспроизведением речи. Он не способен в это время управлять вниманием своих слушателей, он не видит их реакций, он не чувствует их отношения. Его цель говорить, говорить, говорить.
Вариант четвертый, успешный, под названием «Орел». Именно он делает нас эффективными, потому что превращает речь в поступок, изменяющий ситуацию. Ведь именно ради этого мы и должны говорить. Важно не просто рассказать, например, о продукте, важно, чтобы наш собеседник захотел этот продукт приобрести, важно не познакомить его с нашими идеями, а сделать так, чтобы он с ними согласился. Вот это волевое, интеллектуальное движение в слушателе, возникающее в результате нашего речевого воздействия и изменяет ситуацию. Если оратор закончил, а ничего не изменилось, значит, время было потрачено зря. Я говорю, что бы другой понял, принял, стал действовать. Когда я точно знаю, чего хочу достичь в результате презентации или беседы, моя речь становиться мне помощником, а не помехой. Речь превращается в поступок, в действие, которое активизирует мою природу. Уверен, что каждый замечал это в своей практике. Когда мы точно знаем, чего хотим достичь, то мыслям становится просторно, а словам тесно, и мы готовы преодолеть любую преграду.
Это и есть первый шаг к эффективной речи. Необходимо приучить себя формулировать цель в области результата. Поможет простое предложение: «Я хочу, чтобы…» Вместо многоточия поставим тот результат, которого хотим достичь.
Только в этом случае, наше внимание будет приковано к тем, с кем мы связываем достижение цели. Так возникнет подлинное, а не формальное общение со слушателями. Так возникнет диалог и начнется, как писал М. Бахтин, процесс «со-мыслия».
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.