Михаил Казанцев: Маска продажника: орудие защиты и нападения. Часть вторая

Михаил Казанцев

Первая часть статьи

Вступление

Прежде чем продолжить мои размышления о Маске продажника, я хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями, которые возникли в ответ на комментарии к первой части статьи.

Комментарии были, на мой взгляд, в чем-то симптоматичны и продемонстрировали те «стандартные ошибки», которые существуют как в среде бизнес-тренеров, так и в среде руководителей.

Ошибка первая: идеализм или идеологизированное восприятие бизнеса. Люди начинают говорить о том, что «можно», чего «нельзя» и подводят под это идеологическую базу.

Давайте будем взрослыми и, не боясь посмотреть правде в глаза, признаемся себе в том, что бизнес – это не богадельня, а место, где зарабатываются деньги. Он для этого и делается. И только для этого. И бизнес применяет те инструменты, которые ему эти деньги приносят.

Существует, конечно, огромное количество разнообразных моделей ведения бизнеса, но этичных и человеколюбивых среди них – абсолютное меньшинство.

Исходя из того, что цель бизнеса – зарабатывание денег, я считаю, что менеджер должен иметь эффективный инструментарий и подготовку для работы с клиентами. И нет в этих инструментах ничего от этики. Они как молоток. Или кухонный нож. И менеджера можно научить применять эти инструменты.

Сторонники идеалистического подхода продвигают мировоззренческие установки типа:

  • «надо просто гордиться своим делом и никакие манипуляции не нужны»
  • «надо понять картину мира клиента, а не обвинять его в том, что он агрессивен»…

Эти установки никогда не способны стать инструкцией для менеджера по продажам и объяснить ему, что же, на самом деле он должен делать.

Такие высказывания исходят из весьма распространенной позитивистской идеологии, которая прививается многочисленными бизнес «гуру», психологами и иными теоретиками. Эта концепция базируется на гипотезе о силе позитивного мышления. Если придерживаться этой концепции, то если ты мыслишь позитивно, проводишь позитивные визуализации, видишь в партнере по переговорам, в первую очередь, человека и веришь, что у него есть позитивные намерения, то тебе никогда не придется столкнуться с хамством, агрессией и унижением.

Это очень привлекательная теория, требующая для своего практического воплощения немало сил. Я знал людей, которые успешно продавали и вели переговоры, исповедуя эту концепцию. Однако, на ее практическое освоение у них ушел не один месяц интенсивной внутренней работы и сопровождалось это, порой, жестокими столкновениями с реальностью.

Если Вы хотите внедрять эту теорию у себя в бизнесе, пожалуйста! Только Вам придется подбирать очень «особенных» людей и делать с ними то, что делают дзенские наставники, добиваясь просветления у своих учеников. Просветление возможно. Но не у всех. И не скоро. А в бизнесе нам нужен результат. И, желательно, еще вчера.

Технология применения Масок для ведения переговоров и продаж, в отличие от концепции позитивного мышления, является не идеологией, а техникой в чистом виде. Человек, который будет применять технику Маски, сам выбирает, считать ли ему клиентов и окружающий мир позитивными или злобными. Но техника будет работать в любом случае.

Ошибка вторая - это теоретизирование.

Люди начинают рассуждать:

  • сколько же надо иметь Масок,
  • сможет ли применяющий эту технику быстро переключаться между масками,
  • будут ли подходить Маски ко всем типам клиентов, с которыми он взаимодействует,
  • не проще ли применять более простые методы манипуляции,
  • будет ли менеджер «видеть клиента»…

Я и сам люблю теоретизировать и поэтому знаю, что любую технику или технологию ведения переговоров можно как 100% доказать, так и 100% опровергнуть с помощью умозрительных рассуждений. Причем опровергнуть всегда легче.

С теоретиками спорить бесполезно. Они, или вообще ничего не пробовали серьезно освоить и делают выводы исходя из собственных мыслительных конструкций, или являются приверженцами определенных систем, в силу чего не хотят принять право других систем на существование.

У меня есть живые примеры того, как люди применяют технику масок, в реальных условиях и очень эффективно. Молодые менеджеры, еще вчера неуверенные в себе, своих способностях и силах, после знакомства с технологией Масок и ее освоения приобретают уверенность и становятся успешными.

Это для меня – лучшее доказательство того, что техника может работать.

Кроме того, хочу заметить, что вообще любая техника переговоров и продаж не является простой для освоения и без тренировок, практики и обратной связи никогда не приводит к положительному результату. Давным-давно я придумал слоган: «Техники – работают, не работают люди». Это применимо и к теме Масок продажника.

Если человек не приложил усилий для того, чтобы выработать Маску, научиться надевать и работать из нее – это его проблема, а не проблема техники.

Ошибка третья, который часто демонстрируют руководители и бизнес-тренеры – это неучёт ситуаций и социальных ролей. Если ты генеральный директор крупной уважаемой компании, то на переговорах к тебе одно отношение. А если ты молоденький менеджер малоизвестной фирмы?

Не забывайте, эта техника, в первую очередь, предназначена для тех, кто находится в самом низу, где далеко не всегда царят доброжелательность и вежливость. Она для маленьких тружеников продаж, у которых есть необходимость выполнить план потеснить конкурента, заставить себя выслушать… У них нет времени и пока нет умения разглядеть в клиенте «человека», расшифровать его карту мира. Им нужно просто сделать свою работу. И техника Маски нужна им именно для этого.

С размышлениями покончено. Возвращаемся к Маске.

Визуализация: ключевой шаг освоения Маски

Итак, Вы выбрали Маску, определили её свойства и стратегии.

Следующий, очень важный шаг: поместить Маску в Ваши обстоятельства и посмотреть, как она там себя ведет.

Что это значит и почему это так важно?

Если Вы, как продавец, со словами: “Я - Терминатор!”, заявитесь к клиенту и попытаетесь придушить его “железной рукой”, в случае отказа от сделки, Вас, скорее всего, сдадут в полицию. Если, пользуясь маской Белой акулы, Вы, на самом деле, попытаетесь отхватить филейную часть клиента, скорее всего, Вас сдадут в психушку. Ваша задача - увидеть или сконструировать поведение Вашей маски в реальных условиях. Увидеть, как Маска взаимодействует именно с Вашими клиентами и, не особо нарушая общепринятых правил поведения, добивается результатов: совершает сделки.

Практическое упражнение: Для того чтобы увидеть как Маска действует на вашем рынке, закройте глаза и представьте себе её образ. Затем, поместите внутрь этой картинки образ Вашего клиента. Вспомните как Маска действует по отношению к тем, с кем она взаимодействует и визуализируйте это взаимодействие. Посмотрите Ваш короткий фильм или мультфильм еще раз внимательно. Представьте себе, что клиент будет сопротивляться контакту с Маской, говорить, что ему ничего не нужно, что у него нет времени….Увидьте, как будет действовать Маска, в ответ на такое поведение клиента.

Давайте рассмотрим конкретный пример. Возьмем Маску Доброго доктора. Представим себе, как выглядит эта Маска, увидим, как он идёт по улице к “Больному”, заходит в подъезд, звонит в дверь, ему открывают… Увидим, как доктор беседует с пациентом, который плохо себя ведет, отказывается принимать нужные таблетки, соблюдать постельный режим, хамит Доброму доктору. А Добрый доктор ласково, но твердо глядя в глаза, продолжает делать своё дело: ставит градусник, осматривает, увещевает, рассказывает, немножко пугает… и добивается своего.

А теперь самое главное: посмотрим, как Добрый доктор будет общаться с клиентом ( а не с пациентом). Замените на Вашей внутренней картинке квартиру Больного офисом, а Пациента - Клиентом. Посмотрите, как Добрый доктор будет общаться с Клиентом: что он будет делать, когда Клиент будет отказываться от сделки, говорить, что это дорого, что ему это не нужно… Если Вам трудно визуализировать поведение Доктора в различных ситуациях, просто задавайте себе вопросы, а затем закрывайте глаза и смотрите как меняется поведение Доктора в зависимости от изменений поведения пациента. Например, “что будет делать Доктор, если Клиент начнет его игнорировать, поворачиваться к нему спиной и заниматься своими делами?”. Посмотрите, каким образом будет действовать Ваша Маска во всех типичных ситуациях, которые Вам встречаются при работе с клиентами.

Для чего мы делаем все эти мысленные эксперименты? Наша задача: увидеть поведенческие механизмы, которые включаются у Маски в ответ на неконструктивное поведение Клиента. Именно эти механизмы мы должны будем воспроизвести при встрече с реальным Клиентом, когда будем работать в Маске.

Следующий шаг - самый важный и самый сложный. Мы будем надевать на себя Маску и предоставлять её свободу действий…

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Ахмет Айтбаев
Аналитик, Казахстан

В основном согласен с автором. Точки соприкосновения денег и морали очень прозрачны, если не отрицательны. Деньги - это инструмент для выживания и превосходства над окружением, а мораль - правило существования в обществе. Однозначно определить границу невозможно. Она зависит от многих факторов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.