Ирина Толмачева: Креативный класс общества

Ирина Толмачева

Помните классовую теорию времен социализма: все общество делится на классы (буржуазия, рабочие)? Особенно мне нравилось утверждение, что интеллигенция является прослойкой, а не классом, вот только не помню, между кем и кем. В 21-м веке эта теория была пересмотрена экономистом-социологом Ричардом Флоридой, который утверждает, что главной движущей силой и основой процветания постиндустриального общества является Креативный класс.

По данным отечественного сайта HeadHunter, треть опрошенных россиян знакомы с этой весьма популярной на Западе теорией. В России к Креативному классу чаще всего себя относят работники сферы искусства и развлечений (73%), а также управленцы (72%).

А кого относит к Креативному классу автор теории Ричард Флорида? И почему быть частью этого класса – путь к успеху и процветанию? Поверьте, эта теория представляет не только академический интерес, она важна для нашей личной эффективности. Но сначала – теория.

Теория Ричарда Флориды

Согласно Ричарду Флориде, 30% работающих американцев можно отнести к Креативному классу, который подразделяется на три группы:

  • Супер-креативный костяк. К этой группе Флорида относит 12% рабочих мест в США. Это те люди, в должностные обязанности которых входит не только решение проблем, но и идентификация проблем. Это могут быть ученые, программисты, инженеры, исследователи, представители творческих профессий.
  • Креативные профессионалы. Это те люди, которые используют знания и навыки достаточно высокого уровня сложности для креативного решения стоящих перед ними задач. Это — высокообразованные профессионалы, работающие в области медицины, бизнеса, финансов, юриспруденции, образования.
  • Богема. Это те люди, которые занимаются чистым творчеством. Очень небольшая группа людей, также включаемая в Креативный класс.

Конечно же, в менее развитых странах к Креативному классу относится меньший процент населения.

Флорида утверждает, что в ближайшие десятилетия Креативный класс будет движущей силой экономического роста. Он будет резко расти и расширяться, абсолютное большинство рабочих мест будет возникать именно в рамках этого класса. Например, Флорида предсказывает, что в США в ближайшие 10 лет появится 10 миллионов новых рабочих мест для представителей Креативного класса.

Это означает, что аналогичная тенденция существует и в России, здесь тоже в ближайшем будущем представителей Креативного класса ждет более широкий выбор вакансий.

Почему будущее за креативным классом?

Вот как на этот вопрос отвечает сам Ричард Флорида, директор Martin Prosperity Institute университета Торонто:

«Когда я начал заниматься этой темой чуть более десяти лет назад, я убедился, что креативность является ключом к экономическому росту.

Что меня больше всего удивляет, так это то, что за последние десять лет креативность начала проникать во все сферы деятельности. Я заметил, что все эти молодые исследователи, которых раньше интересовали лишь искусство, наука и культура, то есть традиционные области приложения знаний, сегодня начали заниматься преобразованием парикмахерских, мясных лавок и пивных заводов по всей стране».

В постиндустриальном обществе, где автоматизация и роботизация захватывает все большие области, человеку ничего иного не остается, как использовать свое конкурентное преимущество перед роботами – креативность.

Каковы ключевые навыки креативности?

Исследователи, работающие с Ричардом Флоридой, выделяют две ключевые группы навыков, лежащих в основе креативной работы:

  • аналитические навыки,
  • социальные навыки.

Под аналитическими навыками понимается умение логически мыслить, перерабатывать данные в полезную информацию.

Но не менее важными навыками креативности являются навыки социализации. Они подразумевают не просто умение быть популярным и милым, а умение руководить людьми, влиять на людей, организовывать и направлять их.

Слышали ли вы о теории менеджмента '360 градусов'? Я рассказываю о ней в моей книге '14 правил руководства своим руководителем'. Это как раз про это – умение руководить не только прямыми подчиненными, но и коллегами, начальством и членами своей семьи.

Как россияне относятся к креативности?

Возвращаясь к уже процитированному выше опросу сайта HeadHunter 2012 года, хочется отметить позитивный факт. Согласно этому опросу, в России в среднем каждый второй считает свою работу творческой. Даже 20% бухгалтеров сочли свою работу креативной. Впрочем, в России работа бухгалтера – одна из самых креативных профессий : )

Наиболее творческими себя считают:

  • №1 - высший менеджмент,
  • №2 - сотрудники сферы развлечений и
  • №3 - туристического бизнеса.

Угадайте, кто занял четвертое место (65% опрошенных сочли свою профессию креативной)? Сотрудники служб безопасности! Интересненько, что они там креативят?!

Но если говорить серьезно, исследования Ричарда Флориды убедительно доказывают: будьте креативнее, и вас ждет успех в будущем.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне отказываются от поездок за рубеж из-за скачка курса доллара

Резкое подорожание доллара негативно сказалось на отпускных планах россиян.

Большинство работодателей не приняли решение по новой шкале НДФЛ

В 2025 году в России начнет действовать прогрессивная шкала НДФЛ на доходы физических лиц.

60% работодателей отправят сотрудников на обучение в 2025 году

Среди наиболее востребованных тем обучения: личная эффективность и коммуникации, работа в команде и управление проектами.

Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.