Ни для кого не секрет, что за последние два десятилетия информационные технологии настолько стремительно эволюционировали, что стали неотъемлемой частью любого бизнеса. Сегодня прибыль и эффективность деятельности организации напрямую зависят от того, насколько грамотно построена ИТ-инфраструктура. Но вызвал ли бурный рост информационных технологий на рубеже веков аналогичное изменение роли руководителей ИТ-служб в рамках компаний? Однозначно можно утверждать, что в свете радикальных изменений ИТ позиция директора по информационным технологиям (Chief Information Officer, CIO) получила даже большее развитие.
В 80-е годы ИТ-специалист ассоциировался исключительно с человеком из непостижимого умом компьютерного мира, редко «выходившим на связь» с окружающими людьми. В зону его ответственности входило обеспечение бесперебойной работы электронно-вычислительной техники и выполнение задач, связанных с ее применением (расчеты, планирование и др.). Однако со временем ИТ все глубже внедрялись в производственные процессы предприятий, ИТ-специалисты становились все более разносторонними, приобретали компетенции в различных направлениях бизнеса.
Сегодня руководство все большего числа компаний приходит к пониманию того, насколько эффективно информационные технологии могут решить поставленные бизнес-задачи и, тем самым, увеличить прибыль. Роль ИТ-директора кардинальным образом изменилась.
Сегодня полномочия CIO уже выходят далеко за пределы компетенции исключительно в области информационных технологий. ИТ-директор отвечает как за обеспечение корректной работы ИТ-инфраструктуры, так и за важные стратегические задачи компании, решаемые, в том числе, с помощью ИТ – такие как взаимодействие с клиентами и партнерами, повышение конкурентоспособности бизнеса и др.
Во многих крупных корпорациях CIO входит в состав правления, работает «в связке» с генеральным и финансовым директорами. Современный CIO — это специалист, обладающий глубокими знаниями не только в области ИТ, но также менеджмента, продаж, бизнес-моделирования. Четкое понимание бизнес-процессов организации дает ему возможность оптимизировать их с помощью информационных технологий.
Следует также отметить, что успешный CIO обязательно является компетентным в том сегменте рынка, в котором работает его компания, будь то ТЭК, банки, логистика или ритейл. Без понимания особенностей соответствующей сферы невозможно развивать компанию «в нужном русле» и предлагать новые возможности для получения дохода.
Наряду с разработкой ИТ-стратегии CIO принимает активное участие в планировании и распределении бюджета, определяя расходные и доходные статьи. К примеру, сегодня в компетенцию многих ИТ-руководителей входит расчет окупаемости инвестиций, оценка возможных рисков и доходности внедрения различных ИТ-решений.
Можно сказать, что современный CIO не просто решает периодически возникающие технические проблемы, а выявляет и ликвидирует причины их появления. Подобный причинно-следственный подход позволяет директору в полной мере использовать ИТ для принципиального улучшения работы компании и осуществлять стратегическое планирование ее деятельности.
Несколько слов о том, какими дипломами обладают ИТ-руководители и какое образование необходимо, чтобы стать успешным CIO.
Начнем с того, что большинство российских ИТ-директоров не обучались непосредственно по специальности «информационные технологии», поскольку пару десятилетий назад ни основное, ни дополнительное образование в России не могло предложить программы по подготовке соответствующих кадров. Таким образом, те специалисты, которые занимают сегодня позицию ИТ-директора, закончили, как правило, мехмат, ВМК, физмат в МГУ, МФТИ и прочих технических вузах нашей страны. В связи с этим, у многих возникает потребность в дополнительном обучении, чтобы быть в курсе постоянно изменяющихся информационных технологий и новейших трендов в бизнес-управлении.
В последние годы в России предпринимаются меры по реформированию и развитию ИТ-образования. Российские высшие учебные заведения и многие дополнительные курсы уже могут предложить специализированные ИТ-программы с учебным планом, включающим в себя три ключевые сферы, в которых должен быть компетентен современный CIO: информационные технологии, менеджмент и экономика.
Безусловно, темпы образовательных реформ пока не столь высоки, как того требует рынок, и существующие сегодня дополнительные программы обучения еще не охватывают всего комплекса необходимых компетенций с учетом необходимости его постоянной актуализации. Но несомненным остается тот факт, что качество специализированного ИТ-образования и его востребованность среди ИТ-специалистов будут непрерывно возрастать. Во многих корпорациях наличие сертификатов и дипломов, удостоверяющих прохождение соответствующих ИТ-программ, является уже не просто желательным, а необходимым требованием при рассмотрении кандидатов на позицию CIO.
В целом, можно сказать, что сегодня ИТ-директор — одна из самых влиятельных фигур в компании и один из центральных «игроков» в команде топ-менеджмента. CIO — это одновременно стратег и тактик, бизнес-аналитик и технический специалист, наставник и лидер. Это уже не просто сотрудник, выполняющий важную, но вспомогательную работу, каким его привыкли видеть пару десятилетий назад. Современный ИТ-руководитель находится в «эпицентре» всех информационных потоков, обладая глобальным видением бизнеса и ведя компанию к успеху оптимальным путем.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.