Каждый руководитель компании или владелец бизнеса в глубине души мечтает, чтобы его компания работала как часы:
- сотрудники сами бы принимали правильные решения и решали вопросы на своем уровне, его не беспокоя;
- росли бы продажи и очередь из клиентов;
- клиенты были бы довольны качеством обслуживания и продуктов компании;
- сам руководитель бы занимался стратегическими вопросами развития своего бизнеса, а не текучкой;
- занимался созданием новых бизнесов или вообще отдыхал бы по полгода на тропических островах, принимая отчеты о результатах работы компании по почте и скайпу и раздавая новые поручения.
Но, к сожалению, не всем удается так отстроить свой бизнес. В чем причины?
«Детские болезни» российского бизнеса
- ограниченность мышления менеджеров;
- недостаточные менеджерские знания, образование и навыки у управленцев;
- непонимание менеджерами своих прямых функций и предназначения или устоявшиеся стереотипы (шаблонность) понимания – реактивный стиль управления вместо проактивного;
- упор на быстрые результаты, пренебрежение долгосрочным планированием и развитием;
- отсутствие единства целей у управленцев разных уровней.
По этим причинам, в том числе, мы плетемся в хвосте мировых экономик по производительности – по данным исследования агентства McKinsey наши компании работают на 30% от своих возможностей – очень низкая производительность. Здесь я добавил «В том числе», потому что, к сожалению, пока у нас царит правило «Коррупция – двигатель прогресса», а не честная конкуренция, а также развращает поток нефтедолларов.
Причины проблем и угроз для средней компании
1) Интуитивное, непоследовательное управление «вслепую», при этом много скрытых потерь – в результате вы имеете разрушение бизнеса, упущенные возможности, потерю доли рынка;
2) Разобщенная, неслаженная работа подразделений, межфункциональные барьеры и конфликты – лебедь, рак и щука;
3) Как следствие – демотивация и дезориентация персонала, незаинтересованные сотрудники;
4) Отсутствие или несовершенство системы учета результатов и потерь – руководитель не имеет данных для анализа, существующие на предприятиях методики учета не отражают реальной картины движения материальных потоков;
5) Отсутствие обратной связи от клиентов, изучения их восприятия и мнения о ваших продуктах и компании – клиенты уходят, не сказав почему, а вы при этом думаете, что у вас все хорошо;
6) В итоге – отсутствие уверенности в правильности действий и четкого плана развития бизнеса.
С чем, в основном, приходится сталкиваться владельцу (руководителю) бизнеса?
- проблемы с клиентами;
- проблемы с персоналом;
- проблемы с ростом компании – либо предел роста, либо отставание подходов к управлению от роста объемов компании;
- проблемы с доходами и эффективностью.
Он уверен, что он достиг потолка развития, предела роста бизнеса. Или имеет в своей компании полный хаос, постоянное тушение пожаров и потерю клиентов из-за низкого качества сервиса. Клиенты уходят к конкурентам, у которых более тщательно отстроены процессы обслуживания клиентов.
Неотвратимость изменений подхода к бизнесу
- Ужесточение конкуренции на рынке требует изменения стиля и подхода к управлению;
- Продавать и соответствовать требованиям клиентов, удерживать свою долю рынка и расширять ее становится все труднее. Вмешиваются внешние факторы – государственные нормы, глобальные требования – такие, например, как ВТО.
Если вы откладываете проведение изменений в своей компании, работаете по старинке, как привыкли, вы просто загоняете проблему и маскируете ее полумерами, иногда очень дорогостоящими – модернизацией оборудования, внедрением модных ERP-систем и прочими «костылями», вместо того, чтобы учиться ходить – думать по-новому.
Выход из сложившейся ситуации
В такой ситуации необходим системный подход к бизнесу, более осознанное управление – принятие правильных решений на всех уровнях.
В первую очередь необходимо:
- Структурировать цели и функции по уровням управления и исполнителям.
- Прояснить и закрепить обязанности и процедуры.
- Наладить коммуникации, дисциплину, анализ и постоянную разработку небольших и последовательных улучшений.
Проделав эти шаги, вы удивитесь, сколько скрытых ресурсов можно найти в вашей компании. Это тот подход, который применяют устойчивые и успешные компании во всем мире – в Европе, Америке, Китае, Индии и других странах с развитой экономикой. Соблюдения такого подхода к управлению компаниями западные партнеры требуют и от наших, когда хотят сотрудничать, чтобы убедиться в надежности соблюдения условий поставок или оказания услуг.
Польза, которую получает компания от работы по систематизации управления
- более устойчивое положение компании на рынке, способность гибко и оперативно реагировать на изменения;
- пробуждение персонала от спячки, их воодушевление и мобилизация, реализация скрытого потенциала сотрудников;
- запуск механизма улучшений без лишних затрат;
- демонстрация надежности и прозрачности для партнеров/заказчиков – готовность к любым аудитам;
- повышение рыночной стоимости бизнеса;
- появляется возможность масштабировать бизнес.
И небольшой экскурс в историю развития мировой экономики
Японцы начали применять научные методы менеджмента в 1950-е годы, потому что их промышленность лежала в руинах и экономика была на нуле после поражения и разгрома во Второй мировой войне. И к 1970-1980-м годам им удалось сделать мощный прорыв. Американцы начали применять эти же методы и стали прислушиваться к Эдварду Демингу (который в 1950-х годах и занимался обучением японских бизнесменов) в начале 1980-х годов XX века, потому что их начали вытеснять с рынка японцы. Что должно произойти с экономикой России, чтобы наши бизнесмены начали всерьез применять системный подход?
Примечание: Термины для понимания (они у всех на слуху, но мало кто знает реальное их определение) из Википедии:
Система — комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей.
Анализ (др. греч. — разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 3 марта 2013 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции
Краткая и очень удачная выжимка из курса для управленцев высшего звена. Согласна с Сергеем Норкиным: статья не учитывает интерфесы с внешней средой развития бизнеса, но, возможно, в этом ее ценность, т.к. советы универсальны.
Хорошая статья, только к сожалению рецепт автора не соответствует им же выделенным болезням.
Описанные болезни - это болезни, связанные с мышлением, представлениями менеджеров и т.д, а лечение - это система управления бизнесом.
на мой взгляд - не сходится:)))
Я согласен, что эти болезни встречаются довольно часто, но лечить их нужно работая с ''головой'' менеджеров, а не не только системой.
В пору вспомнить знаменитое высказывание профессора Преображенского о том, где начинается разруха
19:26
В статье речь идет об операционном менеджменте (Operations) и здесь российским предприятиям многое можно улучшить. Однако нужно иметь в виду несколько важных моментов:
1.Операции не являются обособленными и зависят от стратегии компании. Если точнее, то операции строятся так, чтобы максимально использовать свое конкурентное преимущество. У разных компаний преимущества над конкурентами разные, значит и операционная деятельность будет по-разному построена.
2. Выбор операционной дятельности определяет какой персонал Вам нужен и как вы им управляете. К примеру МакДональдс не берет на менеджерские позиции людей со стороны, не прошедших через базовые позиции внутри компании. Интересные принципы у Wal-Mart.
3. Найти где научить операционному менеджменту не просто. В одном из проектов у нас сейчас возникла необходимость обучить топ-менеджеров современным подходам и инструментам, в том числе разработкам Деминга, теории ограничений и опыту японских компаний. Производство данной компании частично расположено в Японии и частично в России.
Почти две недели ушло на поиск подходящей программы. Мы во многом ориентировались на то, кто будет преподавать и на отзывы участников. Прямо созванивались и задавали вопросы. Ее стоимость оказалась очень не маленькая, даже с учетом специальной скидки для нас. Ребятам предстоит пройти 3 модуля в Лондоне с месячными интервалами, во время коnорых они будут сразу внедрять и набивать шишки что работает, а что нет.
Но все и компании готовы проинвестировать по 10 тысяч фунтов в каждого из своих ключевых менеджеров плюс несколько недель с отрывом от производства?
Все вышеперечисленные проблемы с легкостью решаются при помощи виртуального офиса. Данная модель управления бизнесом распространена на западе, но у нас есть только несколько компаний предоставляющие данные услуги. Мне кажется за данной моделью организации и контроля бизнеса будущее. Так как современное и полноценное решение задач всем коллективом компании, независимо от того как далеко друг от друга находятся сотрудники, с успехом обеспечивается при помощи удаленного доступа к виртуальному офису. см. например ts-work.ru
Владимир Крючков цитирует (13.03.2013 13:09:34):
А вот Алексей Нестеров считает, что выхода нет
только из гроба и рекомендует пересмотреть подход к этой ситуации
Владимир Николаевич,
Умеете Вы увидеть суть сказанного другими.
:)