Вячеслав Макович: «Синдром Сороки», или Как перестать отвлекаться на мелочи и начать достигать цели

Вячеслав Макович

На своём семинаре в Москве Ицхак Адизес высказал очень интересную мысль «прежде чем решать какую-то проблему, нужно сначала решить, так называемую, предпроблему». То есть, применяя это к нашей области, прежде чем развивать свою карьеру, нужно научиться эффективно и результативно организовывать свою деятельность.

Одну из главных проблем можно назвать «синдромом сороки». То есть, как сорокам свойственно отвлекаться всякий раз, когда они видят что-то блестящее, так и людям свойственно прельщаться чем-то новым. Появляется одна идея – мы бежим ее исполнять, друг приходит с каким-то заманчивым предложением – мы погружаемся в него. Слушаем в Интернете какую-то запись – отбрасываем все и бежим исполнять то, что там говорят. В результате, мы мечемся от одного дела к другому, и в итоге имеем на руках тяжелый портфель незаконченных проектов, которые забирают у нас очень много энергии. Такой груз, который тянет нас вниз.

Проводился достаточно интересный эксперимент в американских супермаркетах. Следили за людьми в очередях. И выяснили, что те люди, которые приходят и встают в определенную очередь, в среднем, намного быстрее выходят из магазина, чем те люди, которые бегают от одной очереди к другой, всякий раз, когда видят, что в другой кассе больше перспектив.

Нельзя говорить, что наличие большого количества проектов это плохо. Нет, это неизбежность. То есть, когда вы доходите до определенного уровня, у вас появляется все больше проектов, и не нужно от них отказываться, не нужно закрываться. Это неизбежная вещь, к которой вы придете или уже пришли. Но! Вам не обязательно на все входящие раздражители реагировать сразу. Главное – уметь расставлять приоритеты и говорить «нет» входящим идеям и обращениям, ставя во главу угла свои приоритеты. Причем, это не только категорические отказы, типа «я не буду делать это, это не ко мне». Бывают интересные и важные идеи, бывают проекты, которые могут вас продвинуть. Просто умейте уважать свое время. Если к вам приходит кто-то и говорит: «вот, отличная есть идея». Отлично! Но вы сейчас заняты, работаете над чем-то другим. Закончите до определенной точки то, над чем вы работаете сейчас и спокойно переключитесь на другой проект. То есть, это нормально сказать: «да, идея хорошая, но я этим займусь через месяц, потому, что у меня сейчас все запланировано».

Аналогично и на микроуровне. Если вы сейчас чем-то заняты, и к вам приходит, например, SMS сообщение, вовсе не обязательно сразу на него отвечать. Закончите свое дело и займитесь этим. Вот почему всегда полезно иметь листик, на который вы записываете какие-то входящие мысли, которые потом вам нужно проработать

Продолжим тему умения говорить «нет». В этом мире все имеет свою цену. И чем выше ваша цель, тем от большего вам приходится отказываться ради её достижения. Вступая в брак, люди отказываются от множества приятных вещей, ради еще чего-то более приятного. Открывая свой бизнес, приходится отказываться на какое-то время от свободного времени и, возможно, от денег. Но многие этого не понимают и реагируют на краткосрочные позывы вместо реализации долгосрочных целей.

Во многом это связано с вопросом силы воли. И тут есть две новости: плохая и хорошая. Плохая состоит в том, что вам никогда не видать успеха без сильной силы воли. Это недостаточное, но необходимое условие.

Опять же, был ещё один американский эксперимент, на этот раз с детьми. Перед ними ставят тарелку с маршмэллоу, и говорят: «если вы не будете есть эту вкусняшку в течение определенного времени, то вам после этого дадут двойную порцию маршмэллоу». Тридцать процентов детей не стали есть сразу, в результате, через 20 лет (да, американцы могут проводить долгосрочные эксперименты) нашли этих людей и посмотрели их успехи в сравнении с остальными. Они были намного выше: как по оценкам в колледже, так и по различным другим критериям.

Даже если к вам придет какое-то счастье – вы выиграете в лотерею или вам кто-то подарит на день рождения собственный город, то жизнь все равно расставит все по местам. Деньги вы потратите (для справки, средний срок траты выигрыша в лотерею – около 15 месяцев). А если вы получите какой-то не заслуживающий вашего уровня подарок, то его отберут те, кто умеют настойчиво просить, предлагать или требовать, кому вы не сможете сказать «нет».

Есть и хорошая новость, которая заключается в том, что силу воли можно и нужно развивать. Что для этого нужно делать? Начнём с умения говорить «нет» и отказываться. Даже на какие-то интересные предложения. И вот несколько методик, которые являются достаточно сильными и позволяют прокачивать в себе умение говорить «нет».

Во-первых, это постановка ограничений. Когда вы ставите себе определенные ограничения, например, что вы столько-то раз в день посмотрите почту, или зайдете в социальные сети, и каждый раз, соответственно, заходя, отмечаете. То, что вы определенное количество раз поедите, определенное количество раз за неделю сходите потренироваться и т.д.

Причем это должно быть “must” (то, что обязательно), все остальное уходит на второй план. И обязательно поставьте себе какие-то наказания в случае невыполнения и поощрения, если всё делаете. Вы, особенно на первых порах, можете оказывать себе определенную помощь в этом. То есть, если вы делаете какое-то задание, не связанное с Интернетом, сидя за компьютером, отключаете Интернет. Если вам нужно поработать над каким-нибудь проектом, поедете в место, где вас никто не будет отвлекать. Работая за компьютером, есть программы, которые блокируют компьютер с определенным интервалом времени. Соответственно, ваша задача в этот интервал делать что-то одно (мультизадачность оставьте Цезарю).

Второе – принимаем неудобные решения. То есть, если вам чего-то хочется/надо, но это не очень удобно, вы все равно делаете. Естественно, в каких-то рамках приличия. Банальный пример – вам очень хочется йогурт. Но хочется вам этого ночью, в два часа. Найдите возможность, сходите, добейтесь этого. Если у вас есть выбор, остаться дома и посмотреть телевизор либо сходить на тренировку – выбирайте неудобные решения. Если у вас есть выбор между несколькими делами, когда вы сомневаетесь, то выбирайте то, которое более неудобно для вас. Как правило, это правильный выбор с точки зрения вашего развития в жизни.

И еще, бонус для продвинутых. Делайте все условия, чтобы вам было еще более неудобно. Например, Вы приняли решение есть ограниченное количество сладкого или не есть его совсем. Положите себе на стол какую-нибудь печеньку, шоколадку, которая будет вас привлекать. Это очень мощная техника, упражнение. Оно требует усилий, но оно даст отдачу. Но, внимание, техника безопасности, устраивайте разгрузочные «ленивые» дни, так как мышцы силы воли тоже должны отдыхать.

И третье – это делайте что-то регулярное. Регулярные занятия спортом, регулярные тренировки себя в любом плане: спорт, скорочтение, медитации. Что-то, что вы делаете регулярно. То есть, чтоб не случилось, какая погода бы не была, чтоб не было во внешней среде, кто бы вас не звал на интересное мероприятие – обязательно вы в определенное время, в определенный день посвящаете свое время определенному занятию. Все, точка. (естественно не берём в расчёт экстремальные ситуации).

И ещё раз о техники безопасности, ресурс силы воли можно развивать, следует помнить, что в моменте сила воли конечная. Поэтому, обязательно устраивайте дни, когда вы абсолютно никак не напрягаетесь. Когда вы ничего не делаете, когда вы искусственно тормозите свои ресурсы силы воли. Без этого вы просто надорветесь. И, опять же, поскольку ресурс силы воли конечен, начинайте переводить вещи, которые вам пока доставляют определенные усилия воли в разряд привычек.

Систематизируем. Зарабатываем силу воли на микро-уровне в формате одного дня, рабочего времени, на макро-уровне, на уровне проектов, которые вы реализуете. Прорабатываем за счет постановки ограничений, за счет совершения неудобных действий, неудобных решений и за счет того, что мы с заданной регулярностью делаем что-то абсолютно необходимое. И при этом, с другой стороны, даем себе отдых.

Начните работу, не откладывая в долгий ящик. Всем удачи, уважайте себя, уважайте свое время.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян сталкивалась с синдромом самозванца при повышении

Они сомневались, что заслуживают новой должности, и были не уверены в своих компетенциях.

Премия E+ Awards открыла набор в жюри юбилейного сезона

Заявки принимаются до 31 декабря 2024 года.

Четверть россиян на удаленке испытывают больше стресса, чем в офисе

Многие удаленные сотрудники отмечают, что в домашней обстановке даже больше раздражителей, чем в офисе.

Россияне оценили пользу программ онбординга

Большинство работающих россиян признались, что программы адаптации положительно сказались на их продуктивности.