Перспективные профессии: журналист нового формата

Молодежь уже не помнит, но в «доинформационные» времена одной из самых распространенных профессий была профессия машинистки. Девушки и дамы, которые умели печатать слепым десятипальцевым методом, сидели в приемных, или в отделах (как правило, по одной на отдел), или в больших залах, называемых машбюро, и занимались исключительно печатанием. Несмотря на обилие машинисток, работы для них было еще больше, и многие подрабатывали, беря на дом диссертации, дипломные работы, книги, за которые авторы рассчитывались с машинистками наличными или коробками конфет… Персональный компьютер, объединив процесс печати и коммуникаций в одно целое, убил профессию машинистки. Это было первое «преступление» цифрового века. Профессия была истреблена практически начисто и навсегда. Но нас ждут и другие закаты профессий, и это также будет связано с информационной эпохой.

«Гибель» еще одной профессии происходит у нас на глазах. Это профессия корреспондента. Как и в случае с машинистками, «виноваты» новые возможности информационных технологий. Бытовые видеокамеры становятся все лучше, и сегодня снятые на них сюжеты по качеству подходят даже для телевидения. Уже не редкость, когда по новостным программам показывают видеоролик из YouTube, сделанный каким-то жителем в другом уголке планеты, а политические комментаторы ссылаются на высказывания политиков из Twitter. Да и сами новости начинают распространяться не только новостными агентствами. В социальной сети кто-то выложил фотографию пожара рядом с офисом Яндекса, снятую несколько минут назад, а в новостных лентах это появилось лишь спустя час. А сколько происшествий оказалось доступным для просмотра благодаря видеорегистраторам, установленным в машинах обычных граждан?! Люди становятся источниками новостей, даже не думая быть корреспондентами!

Все новое ― это хорошо забытое старое, гласит мудрость. И это действительно так. Как модная ныне система непрерывного повышения качества ― кайдзен имела предшественников в советской России в виде движения рационализаторов, так и «народное подвижничество» в получение информации также было опробовано в советские времена ― в то время такие «ополченцы» назывались внештатными корреспондентами. Однако новые средства коммуникации позволили внештатность из дополнительной деятельности сделать основной практикой средств массовой информации. Например, радиостанция «Русская служба новостей» использует своих слушателей, одновременно и как корреспондентов, и как экспертов. Если где-то случилось происшествие, ведущий обращается к слушателям, которые находятся вблизи этого места, с просьбой рассказать подробности. Когда необходим специалист в какой-то конкретной области, также приходит на помощь аудитория, среди которой, как правило, есть люди разных профессий или опыта. А многие электронные газеты и вовсе строятся на статьях обычных людей, модерируемых и «причесываемых» профессиональными журналистами.

Несмотря на «вырождение» профессии корреспондента, сама журналистика не умирает, а даже наоборот ― крепнет. Как умение печатать тексты не пропало с появлением персонального компьютера, а стало достоянием многих людей, так и получение и передача информации стали доступны обычным людям, но не менее им необходимы. Доступность для всех людей и легкость фотографирования не уничтожили профессию фотографа, а сделали ее более художественной и профессиональной. То же самое касается и журналистики: профессиональный журналист все больше и больше должен уметь не столько добывать информацию, сколько правильно ее приоритезировать в общем потоке, «упаковывать» и доставлять «по адресу». Для этого ему необходимо быть не только оратором или писателем, но и психологом, и социологом, и… даже айтишником, разбирающимся в возможностях и алгоритмах работы теле- и радиовещания, социальных сетей, блогосферы и т.п.

Наиболее дальновидные представители корреспондентского корпуса понимают требования времени и развивают новые компетенции ― знание истории и традиций страны, из которой они передают новости, знания по определенным специальностям, информация о которых интересна читателям, слушателям или зрителям. Профессионалы в своих областях получают доступ к передаче корреспондентской информации, а корреспонденты становятся знатоками в профессиональных областях. Сетевая структура информационного общества делает сетевыми взаимоотношения между людьми. Можно говорить, что журналистика в цифровую эпоху становится сетевой, Журналистикой 2.0.

8 сентября 1943 года в гестаповских застенках был замучен известный чехословацкий журналист и автор знаменитой книги «Репортаж с петлей на шее» Юлиус Фучик. С тех пор дата 8 сентября отмечается как день солидарности журналистов. Однако сегодня журналистом может быть каждый, и каждый рискует пострадать за желание поведать правду: и корреспондент, и блоггер, и просто автор странички в живом журнале. Именно в цифровую эпоху движение за права журналиста фактически становится движением за права человека быть журналистом, иметь возможность высказываться. Но не просто высказаться (Интернет уже давно позволил всем писать все!), а быть услышанным. Именно система «донесения до всех» важной информации должна стать системой защиты людей от манипуляций, а журналистов ― от преследований.

Можно ли создать такую систему, не фантастика ли это? И можно, и нужно. Свобода информации может быть реализована исключительно в виде системы коллективного самоинформирования, строящейся на активности ее участников, но только такой, которая увеличивает доверие и компетенцию. Необходимо поддерживать все инструменты сетевой социализации, дающие человеку мыслить, встраивая их в современное гражданское общество. Социальные сетевые технологии ― это всего лишь инструмент, которым можно пользоваться, как во благо, так и во вред. Журналистика 2.0 подразумевает создание таких отношений, построенных на профессионализме и доверии, которые позволят каждому человеку донести свою точку зрения до всех: в виде голосования, суждения, статьи или даже книги. Журналистика 2.0 ― это система информационного обмена в современном цифровом мире, объединяющая всех людей.

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Master Data manager, Москва
>«Гибель» еще одной профессии происходит у нас на глазах. Это профессия корреспондента. Автор видно вообще не понимает, что такое работа журналиста. Журналист был и будет, вне зависимости от развития технологий. Журналист это человек имеющий определенные навыки по сбору и анализу информации, которым нужно учиться и никакая техника их не заменит. И репортажи где используется юзерское видео, всё равно обрабатывается теми же журналистами, а без обработки такая информация часто никому не интересна. Автор прежде чем писать ''умные'' статьи разберитесь в вопросе.
Аналитик, США

Эту статью, мне кажется, вполне можно отнести к наиболее слабых, опубликованным в последнее время в Ексе. Почему? Об этом уже сказали комментаторы здесь и в Фейсбучной части.

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Автор просто использует один из бесплатных, но тем не менее, эффективных способов рекламы. В принципе в этом нет ничего плохого. )))

Knowledge manager, Вологда
Странно, что читатели не увидели рационального зерна в статье Бориса. Это наводит на размышления. Любо все чересчур продвинутые, как http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/smert_gazet/ либо не осознают до конца тех перемен, которые происходят в обществе и влияют на них самым прямым способом. Свобода информации может быть реализована исключительно в виде системы коллективного самоинформирования, строящейся на активности ее участников, но только такой, которая увеличивает доверие и компетенцию. Необходимо поддерживать все инструменты сетевой социализации, дающие человеку мыслить, встраивая их в современное гражданское общество. Социальные сетевые технологии ― это всего лишь инструмент, которым можно пользоваться, как во благо, так и во вред. Журналистика 2.0 подразумевает создание таких отношений, построенных на профессионализме и доверии, которые позволят каждому человеку донести свою точку зрения до всех: в виде голосования, суждения, статьи или даже книги. Журналистика 2.0 ― это система информационного обмена в современном цифровом мире, объединяющая всех людей.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.