IT для бизнеса: что владельцу сайта хорошо, то юзеру – смерть?

Заказчики зачастую выбирают дизайн исходя из личных предпочтений. Кому-то больше нравится строгий минимализм – спокойный фон, отсутствие яркой графики, все лаконично и просто. Другим нравятся яркие, контрастные цвета, иллюстрации. Подход примерно такой же, как в дизайне собственного жилища: чтобы мне нравилось.

Но не стоит забывать, что сайт – это прежде всего инструмент взаимодействия с пользователем, и, разрабатывая его, думать нужно именно о пользователе. В том числе и при реализации дизайна.

Условно сайты можно разбить на группы:

  • Промо-сайт
  • Корпоративный сайт (в том числе сайты общественных организаций)
  • Интернет-магазин
  • Информационный портал (сюда же отнесем и социальные сети)

Конечно, на практике сайты чаще всего сочетают в себе разные черты. Но почти всегда доминирующий тип заметен.

Применимость пестроты, креативности, яркости дизайна можно проиллюстрировать следующим графиком:

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Промо-сайты делаются прежде всего в расчете на эмоции. Они должны завлечь, развлечь, всколыхнуть. Естественно, что в данном случае все средства хороши: графика, мультики, пестрота, креатив. Обычно на таких сайтах немного информации, что развязывает руки в части работы с ее расположением и дает простор для творчества. Конечно же, речь не идет о простом нагромождении ярких элементов. Он основывается на определенной концепции. К промо-сайтам можно отнести и сайты креативных агентств.

Можно привести такие примеры, как:

Нажмите для увеличения

В корпоративные сайты входит широкий диапазон сайтов любых организаций. Обычно их главная направленность – предоставление информации о компании и, что немаловажно, создание определенного имиджа. Поэтому при выборе стилистики исходят из того, как компания хочет себя преподать. Естественно, что сайт банка не будет вешать на страницы интернет-представительства раскрашенных клоунов. Ведь они работают с деньгами клиентов, их должны воспринимать серьезно – ни тени сомнения в надежности и стабильности. С другой стороны, компания, специализирующаяся на детских праздниках, вполне может это себе позволить. Их работа – нестандартность, веселье, радость! Но не стоит забывать, что за первым впечатлением идет второе, а это то, что размещено на сайте. И тут важно, чтобы пользователь легко нашел всю необходимую информацию. Кроме того, необходимо учесть, что пользователь может долго работать с сайтом, и пестрота со временем начнет его утомлять. Часто в таких случаях главная страница делается насыщенной и завлекающей, а внутренние – более спокойными.

Нажмите для увеличения

Интернет-магазины могут довольно сильно отличаться друг от друга и продаваемых товаров и количеством, и ассортиментом. Поэтому в дизайне часто можно встретить и графику, обыгрывающую определенные настроения или ожидания покупателей (персонажи или картинки на сайтах с детскими товарами, текстуры, узоры на luxury-магазинах и так далее). Однако необходимо помнить, что главная задача интернет-магазина – помочь клиенту быстро и легко найти нужный товар, выбрать необходимое и купить его. Поэтому основной упор делается на хорошую видимость меню, фильтров, специальные акции, элементы корзины, поиска, удобство работы с ними. Все остальное по сути лишь красивый антураж, который ни в коем случае не должен отвлекать от главного.

Нажмите для увеличения

Минимализм, присущий большинству социальных сетей и информационных порталов – не случайность. Такие сайты характеризуются двумя основными особенностями: люди проводят на них существенное время, и на таких ресурсах, как правило, размещено огромное количество различной информации. Поэтому и при создании дизайна необходимо чтобы:

1. При длительной работе с сайтом не наступало утомления; преимущественно легкие, спокойные цвета, удобные для чтения шрифты, отсутствие мелькающих элементов;

2. Свободный доступ к информации без усилий и поисков, то есть все основные элементы заметны, расположены по приоритетам в зонах видимости (например, горячая новость на новостном портале должна быть видна сразу, в первой прокрутке экрана, а информация для рекламодателей может быть расположена внизу и менее ярко). Конечно, речи о графических изысках тут не идет, разве что в отдельных случаях, которые лишь подтверждают правило. Дизайн таких сайтов формируется самим контентом.

Многое из того, что описано здесь, учитывается еще при разработке концепции сайта. Расположение элементов, работа с информацией на сайте – те части, которые мы относим к работе с юзабилити – рассматриваются при анализе целей, постановке задач и проработке разделов.

Возникает закономерный вопрос: почему мы вновь возвращаемся к ним уже на этапе дизайна? Не будет ли это двойной, никому не нужной работой?

Юзабилити – работа над удобством сайта – не ограничивается только расположением элементов страниц, созданием оптимальной структуры и выбором типов элементов управления. Как уже говорилось раньше, важную роль играет цветовое решение (как всего сайта в целом, так и отдельных элементов), работа со шрифтами. Цветовой акцент может привлечь внимание пользователя к блоку, который имеет первоочередное значение (скажем, блок контактных данных интернет-магазина) или, наоборот, сделать менее важные блоки не такими заметными, навязчивыми. Правильно подобранные цвет и размер шрифтов помогут найти баланс между комфортным чтением текста и габаритами информационного блока.

Необходимо понимать, что дизайнер не просто раскрашивает что-то в нужные цвета. Его основная задача – создать удобную для работы среду взаимодействия пользователя с сайтом.

В ряде случаев дизайнер еще на этапе анализа будущего проекта и создания моделей страниц принимает активное участие в работе. Конечно, такой подход более затратный, как по времени, так и по ресурсам, но и результат в итоге получается гармоничный.

Однако дизайнеры бывают разные, и не всегда, не зная специфики веб-дизайна, можно определить, насколько работа сделана качественно. Красивая картинка отвлекает от нюансов, которые могут казаться несущественными или просто быть незаметными, но стать неприятной помехой потом, при программировании функционала.

Вот несколько советов, которые помогут не упустить мелочи при согласовании и утверждении дизайна:

  • обязательно проверьте страницы (макеты дизайна) на соответствие всех элементов тем, что прописаны в техническом задании. Если какие-то элементы изменились или находятся не на тех местах (такое вполне допустимо, если это было оговорено, и дизайнер считал, что так будет лучше) – хороший дизайнер всегда сможет объяснить, почему с его точки зрения лучше сделать так, а не иначе. Случается даже, что те или иные части модели страниц дизайнер просто забыл внести.
  • Попробуйте попасть курсором мыши в различные поля, кнопки. Это позволит вам понять, насколько они удобны в использовании.
  • Попробуйте сходу найти на странице ту информацию, которая, как вы считаете, наиболее важна для сайта. Дизайнер должен был подумать об этом при работе над макетом (если вы, конечно, оговаривали степень важности тех или иных блоков и элементов).
  • Обратите внимание на блоки, в которых несколько элементов информации располагаются сверху вниз или слева направо, например, список новостей, элементы каталога. Попросите дизайнера показать страницу, на которой отсутствуют изображения новостей (одной или нескольких), одна новость короче, а другая – длиннее. Как при этом ведет себя дизайн?
  • Некоторые элементы могут иметь несколько состояний или отключаться в определенный момент. Например, баннер может отсутствовать, а вместо формы авторизации может отображаться приветствие уже авторизованного пользователя.

Вообще хороший дизайнер может разъяснить параметры и задачи любого элемента страницы, в том числе и то, как каждый из них будет себя вести в разных состояниях. Поэтому можно смело попросить его сделать (написать или провести устно) краткую презентацию с описанием макетов и позадавать ему вопросы.

Необходимо помнить, что в первую очередь дизайн создается для удобства пользователей. Именно им необходимо искать информацию и однозначно связывать вашу компанию с вашим сайтом. Конечно, хорошо, когда сайт нравится и вам как представителю или владельцу компании, и к этому надо стремиться. Однако эта цель является вторичной и не имеет значения, если дизайн не выполняет своей основной роли. Иначе мы рискуем получить не инструмент для бизнеса, а просто красивую и бесполезную игрушку.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.