Что делать, если зарплату обещают, но не дают?

Цитатой из индейской притчи мне хочется назвать этот материал. Она как нельзя более точно отражает мои советы друзьям и знакомым, которые с завидной регулярностью раздаю в последнее время.

Либретто

Совета «Если лошадь сдохла – слезь» требуют примерно одни и те же истории, которые отличаются только деталями и именами. Причем в эти истории попадают далеко не глупые люди, люди таких профессий как экономисты, юристы и т.д.

Итак, есть у нас девушка Маша (Даша, Оля… любое понравившееся имя). Как правило, старый знакомый приглашает, или через знакомых случается приятный контакт, когда умненькой и ответственной девушке Маше предлагают подработать (а иногда прямо с оформлением) в начинающем проекте или достаточно молодом. Деньги обещают приличные, работа интересная. Иногда в офисе, иногда удаленно. По рукам.

И все, казалось бы, в шоколаде, работа выполняется, все довольны. Но наступает день зарплаты. Иногда в первый месяц все проходит хорошо, а иногда сходу начинаются разговоры: «Знаешь, у нас сложности возникли, подожди недельку, пожалуйста, все будет. Зуб даю!» Или: «Заказчик не расплатился вовремя, ждем денег, как только, так сразу», – и т.д., и т.п. Думаю, многие кушали подобные «завтраки».

Когда возникает такая ситуация, ответственная девушка Маша, естественно, расстраивается, но в 99% случаев решает дождаться заветного «завтра» и продолжает работу, хотя с несколько меньшим энтузиазмом. Когда оно (то есть «завтра») наступает и ничего не происходит, начинает терзаться мыслями и совершенно искренне страдать. Потому что деньги нужны, и на них были планы. И потому что не понятно, как в данной ситуации себя вести. Ставить вопрос ребром? Хочется, чтобы заплатили все же, да и работа хорошая, вдруг все наладится... Собирается с духом, приходит к работодателю, тот с честными глазами снова говорит: «Еще пара дней. Сложности возникли, но будет, все обязательно будет!»

Съев очередной «завтрак», Маша отправляется работать. Испытывая смутное беспокойство, но все же надеясь на лучшее. И вообще, людям надо давать шанс, со всеми бывает, надо относиться с пониманием, и т.д. Потом честный работодатель может войти в положение и заплатить не все, но хотя бы половину, а остальное с «пониманием» придется еще подождать... И эта рабочая «Санта-Барбара» может растягиваться на месяцы.

Совет страдательной стороне

Так уж сложилось, что в 2009 году (кризисном) даже я оказалась на месте девушки Маши, но это стало мне хорошим уроком, когда под обещанную зарплату я брала в долг, чтобы заплатить за съемное жилье и как-то существовать, а зарплаты не случилось. Итог: я оказалась с круглым долгом на руках и без работы. Отличное лекарство от наивности.

Выводы, которые были сделаны из ситуации и которыми я сейчас совершенно искренне делюсь:

  • Шанс можно дать, но только один раз. Да, у всех в жизни случаются форс-мажоры. Но нормальный человек постарается предупредить о проблеме и в обозримые сроки ее разрешить.
  • Не мешайте дружбу с делом. Очень многие обожглись на этом. Можно сотрудничать и быть друзьями (проверено на себе). Но в этом случае обе стороны должны ответственно относиться к своим обязательствам, в том числе материальным.
  • Старайтесь закреплять отношения на бумаге (совет возможен, наверное, только в российской действительности, но что есть, то есть).
  • Берите аванс.
  • Будьте честны с собой. Пункт, стоящий особняком. Потому что в описанных выше ситуациях, как правило, есть еще и тот момент, что за работу обещано больше, чем она реально стоит, и, конечно, не хочется терять легкий источник дохода. Другой вопрос, а источник ли? И увидишь ли ты эти деньги?

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что сделки с совестью и с собой ни к чему хорошему не приводят. Если обещанная сумма и трудозатраты сопоставимы, подобные ситуации с «динамо» и «кидаловом» происходят гораздо реже. (Можете считать меня идеалисткой, но это исключительно эмпирическое наблюдение.)

И, наверное, самая главная мысль: люди не меняются. Честно. Взрослые люди крайне трудно поддаются (если вообще поддаются) перевоспитанию, а это значит, что очень наивно полагать, что «раздолбай» станет ответственным, человек, который обманул или «кинул на деньги» один раз, не сделает этого снова… Поэтому «если лошадь сдохла – слезь».

Я люблю людей, честно. А еще я веду дела в этой стране и «сама оплачиваю свои счета», как принято говорить в американских фильмах. Достаточное количество шишек и граблей заставили меня сделать такие выводы и ими руководствоваться. Зато вопросов не возникает, и за советом ни к кому бежать не нужно. Как только ситуация становится «скользкой», я ставлю вопрос ребром и говорю с человеком, глядя в глаза, о том, что меня волнует и не устраивает, – и по рабочим вопросам, и по денежным, которые у нас в менталитете чуть ли не к «постыдным» относятся. Если человек меня слышит, ситуация быстро выравнивается и не повторяется более. Если не слышит – мы расстаемся, без сожалений, страданий и прочей никому не нужной лирики. Чтобы время и силы как можно скорее потратить на что-то более стоящее, что в итоге принесет реальную прибыль.

Неочевидные вещи

Выше мы говорили о вещах очевидных. А есть еще один аспект, не столь очевидный, о котором тоже хочу сказать. Это энергетическая структура описанной ситуации. Да, кто-то скажет, что это чушь, – не вопрос, дальше можно не читать. Для тех, кому интересно, – продолжаю.

Наш недобросовестный работодатель в данной ситуации не просто нехороший человек, он еще и «вампир». Думаю, многие слышали об энергетическом вампиризме (это когда с одним человеком вам легко и хорошо, а с другим душно, мутно и хочется сбежать через пять минут, потому что вдруг голова разболелась и стал «выжатым лимоном» ни с того ни с сего). Поскольку моя работа связана с общением, для меня эти вещи – не пустой звук, а то, что необходимо учитывать и с чем приходится иметь дело каждый день.

Продолжаю. Почему же наш чудо-начальник вдруг «вампир»?

Посмотрите на девушку Машу, которая попадает в данную ситуацию. Человек постоянно находится в напряжении, ожидании, терзается, мучается, сомневается: «позвонить или не звонить», «ждать или все бросить», «что делать? куда бежать?». Тревога, напряжение, беспокойство, бесконечный внутренний диалог – это то, на чем человек очень быстро теряет энергию. Это подтачивает изнутри, убивает радость и позитив. Что очевидно, и не нужно пускаться ни в какие эзотерические изыскания. А есть вторая сторона, которая месяцами не решает вопрос и которую, по сути, прекрасно устраивает положение дел. Ибо если человека что-то по-настоящему не устраивает, он прилагает все усилия, чтобы разрешить ситуацию в адекватные сроки. Направление утечки энергии тоже очевидно.

Именно поэтому я советую рубить такие «деловые» отношения как можно скорее, чтобы это болото не засасывало и не забирало силы, которые можно пустить на более полезные вещи. Подобный «вампиризм» – вообще отдельная тема для разговора. Но здесь особенно яркий пример, потому и решила упомянуть.

Убирайте ожидание и неопределенность. Опять же, на личном опыте – лучше негативный, но четкий и ясный ответ, чем «надежда», которая связывает по рукам и ногам и не дает выйти из ситуации и начать что-то новое.

Пара слов о противоположной стороне

Как уже упомянула в самом начале статьи, описанные ситуации чаще случаются с проектами молодыми, которые сейчас принято называть стартапами.

Друзья «стартапщики» (сама была и пребываю в этой шкуре, потому хорошо понимаю, о чем пишу), самое дорогое, что у вас есть, – это не идеи, инвесторы, связи и т.д. Самое дорогое – это репутация! И если вы сейчас способны «кинуть» на 1000 руб., это может очень больно аукнуться, когда речь пойдет о миллионах. Бизнес – это, прежде всего, люди и отношения с ними, а отношения строятся, исходя из репутации. Так что есть над чем подумать.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по компенсациям , Украина

Готова подписаться под каждым словом. Плюс, на входе надо попытаться провести собственную доступную экспертизу реалистичности проекта и понимать ОТКУДА поступит финансирование в случае форс-мажора. Хотя, мне в свое время это не помогло:) До сих пор жду и надеюсь, что рассчитаются:) И, соответственно, сливаю энергию. Тут я тоже полностью согласна с автором, момент не пустяковый отнюдь.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Отойти и искать новый проект, подав в суд на старый или использовать не традиционные методы подключив силовые структуры или бандитов - где дешевле. По другому ни как.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Проблема глубже, чем ее видит девушка Маша. Есть работа, которая может принести доход, есть на перспективу – стартап, так вот самая большая глупость которую совершает Маша, это когда у нее нет подушки, даже на несколько месяцев, она идет в стартап. И не важно предупреждают ее создатели, о том что она может не получить свою зарплату или нет. Организаторы сами могут «попасть», это не делает их «вампирами», просто они плохие организаторы – но это их проблемы. Если же девушка Маша вписывается в стартап, эти проблемы становятся ее. И не нужно винить всех вокруг – нужно смотреть собственными глазами, куда она идет. Если верит в идею, должна быть готова работать за идею, если не хочет вникать в идею, пусть идет в стабильную компанию ради оплаты жилья.

Менеджер по ВЭД, Москва

Именно по причине крайней нестабильности не пошла в новый проект совсем недавно. Обычно провожу собственную экспертизу живучести проекта: узнаю, кто инвестор, провожу первичную оценку спроса на продукт, если возможно, выясняю, какие компании приглашены к сотрудничеству - вплоть до аутсорсинговых бухгалтеров-юристов (скажи мне, кто твой партнер, скажу кто ты). Если вопросов и неувязок много, то в проект не иду. Даже если очень хорошие знакомые друзей, как в прошлый раз))

Руководитель, Украина

Думаю, что многие были в такой или подобной ситуации как Маша. Самое правильное - это уйти, спокойно без скандала, бандитов и судов. Это позволит хотя бы сохранить репутацию. А жизнь сама накажет таких ''кидал''. Земля, как говориться, круглая... и, конечно, сделать вывод на будущее.
Мой опыт подсказывает, что это самый правильный ход. Попал как-то в такую же ситуацию. Первый этап работ был завершен, первые деньги получены и ждал своей обещанной части от прибыли, работая практически на энтузиазме. Но неожиданно поступило предложение от работодателя подвести черту, забыть все, что было обещано и обговорить новые условия оплаты дальнейшей работы. Я даже согласился, но при условии, что мне компенсируют ранее отработанное время хотя бы в размере средней зарплаты. Мне отказали ультимативно и я по тихому ушел. Хотя это были 90-ые годы и ''сломать ноги'' работодателю можно было практически безнаказанно. Через год, работая в банке, встречаю этого работодателя планирующего взять кредит под крупную сделку. Так как я занимался оценкой бизнес-планов заемщиков и ''мог помочь'' в получении кредита, то подготовил хорошее заключение на кредитный совет банка по этой сделке, но поставил условие, что ранее не выплаченную мне сумму должны отдать немедленно. Опять были обещания, что после получения кредита все получу и еще больше. Кредит, естественно, они так и не получили... Вскоре фирма распалась, так как финансирования они так и не нашли. Привел пример того, что ''Земля круглая...''.
Самое печальное, что таких людей ничему жизнь не учит. Намного позже, встретились случайно с бывшим работодателем и первым его вопросом был, - ''Ты что, до сих пор так и переводишь старушек через дорогу?''.
Вывод. В бизнесе, а тем более в отношении работодателя, никогда не стоит ''переводить старушек через дорогу''.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

''Вывод. В бизнесе, а тем более в отношении работодателя, никогда не стоит ''переводить старушек через дорогу''.'' - Правильно!! На этом надо научиться зарабатывать деньги!! :) При этом старушки и дедушки - всегда останутся при своих!! :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.