Бизнес и инновации, шаг навстречу. Лучшая статья (31.01-06.02.12) в «Творчестве без купюр»

Вячеслав Холодченко

Ситуация сегодня

Уровень развития венчурного рынка инноваций соответствует уровню рынка в США середины XX века. Но это не единственное отличие. Если в Америке инновации всегда толкались, прежде всего, рынком, то в России движущая сила это Правительство. Именно с подачи президента и премьера мы имеем такой акцент на инновациях в распределении бюджета. 80% всех заявленных инвестиций в инновационные проекты на предпосевной и посевной стадии направлено из бюджета страны. Именно в этом наша слабость и сила одновременно. Никогда ранее бюджет так масштабно не финансировал новый бизнес. Такие методы стимулирования действительно увеличивают температуру этого рынка, активность респондентов. Сложность в том, что реальному сектору экономики инновации не нужны в таком объеме. Реальный сектор к этому не готов. Как следствие, эта активность часто носит не конструктивный характер.

Сложности и препятствия на пути реализации проектов

Что в этой ситуации делать инноваторам, разработчикам. Они производили на свет свои разработки в стенах вузов, специализированных НИИ, и дальше идут с этими идеями, а часто уже с прототипами, к потенциальным инвесторам. И часто возвращаются ни с чем. В сухом остатке может оставаться опыт, а иногда и злость. Злость на то, что все вокруг говорят, но реально не помогают.

Больше года я сталкиваюсь с различными проектами на разной стадии. В этом году мне удалось провести небольшую поддержку некоторых их низ в программе WinStart. Мы работали не столько с бизнес-планами, сколько с самими людьми, лидерами проектов. Я познакомился с работой нескольких бизнес инкубаторов. И сегодня могу говорить о тех проблемах, с которыми сталкиваются инноваторы.

Чаще всего инвесторы не особо вдаются в причины отказа. Причем, эти причины могут быть разными у разных фондов и бизнес ангелов. Каждый смотрит по-своему. Конечно, есть общие черты и общие признаки успешных проектов, но качественная оценка настолько многогранна, что универсальную формулу придумать невозможно. Разве только в общих чертах.

Существует большое количество конкурсов, где руководитель проекта может попробовать свои силы. За подавляющим большинством этих конкурсов снова стоит государство. Вот самые популярные конкурсы и отборы: «Фонд «Бортника», Зворыкинская премия, конкурс БИТ, конкурс РФФИ. Цель каждого из этих конкурсов – презентовать проект с набором достоинств, касающихся инновационности, реалистичности, пользы обществу и т.п. Это самый простой шаг получить первые деньги и опыт презентации проектов.

Так же на этом этапе начинают работать с проектами инкубаторы. Они могут оказывать немалую информационную и инфраструктурную поддержку, предоставляя помещения, интернет, офисную технику.

Одна из причин отказа – обращение «не по адресу». Учитывая, что у каждого фонда и у каждого звена инновационного лифта свои требования к уровню и готовности проекта, это легко объяснить. Инноватор может обращаться за системной поддержкой для уже работающего бизнеса в инкубатор и не получать результата. Может быть обратная ситуация. Разработчик идеи пытается реализовать свой проект, обратившись в такие структуры. как РВК. Если проект на ранней стадии, то ответа может не последовать многие месяцы, или он придет незамедлительно, и это будет отказ. Не смотря на то, что венчурные фонды и фонды бизнес ангелов имеют широкий спектр возможностей и заинтересованностей, и здесь не все так просто. Проекты, имеющие в основе фундаментальную идею им не интересны. За поддержкой этих идей нужно идти в выше упомянутые конкурсы. Начинать с самого начала. Иногда ситуация «не по адресу», создается при обращении уже действующего бизнеса в венчурный фонд или фонд прямых инвестиций. Для зрелого бизнеса это может оказаться очень затратно, а для фонда не выгодно. Для действующих, устоявшихся бизнес-моделей, дешевле привлекать кредитные ресурсы банков. Исходя из выше сказанного, инноватор прежде всего должен представлять точно этап развития своего проекта и сопоставлять с целями того инвестора, к кому он приход за поддержкой. Часто это можно найти на сайтах инвесторов или в статьях, публикациях.

Еще одна причина – низкие лидерские качества руководителя проекта. Как ни странно, именно лидерские качества в большей степени оказывают влияние на развитие проекта. Совсем не обязательно, что бы этим лидером был сам разработчик. Руководителем проекта может выступать другое лицо, обладающее качествами менеджера и лидера. Иногда эта «замена» может являться спасением для проекта. Руководитель проекта – лидер, разработчик – инженер. Это совершенно разные портреты личности. Инвесторы охотнее общаются именно с лидерами, они говорят на одном языке. Язык инженера не все могут понять, но есть исключения. Отдельные бизнес ангелы имеют узкую инвестиционную направленность в какой либо технической сфере. Имея в ней опыт, они способны разглядеть еще не обработанный алмаз и инвестировать в его огранку. Именно поэтому сбалансирование решения – проведение презентаций лидером и описание технических подробностей разработчиком. Эта связка станет основой команды, так необходимой при развитии проекта.

Еще одна массовая причина отказов – низкая инвестиционная привлекательность. Универсальный термин. Он может использоваться и на посевной стадии, и на стадии выхода на IPO. На ранних стадиях, когда проект ищет грантовую поддержку, инвестиционная привлекательность может иметь общий характер. К тому же, формированию этой привлекательности помогает «инновационность» проекта, «социальная значимость». С проектами на более поздних этапах, когда идет речь о привлечении ангельских инвестиций, денег венчурных фондов, такие фокусы уже не пройдут. Здесь уже необходимо точно рассчитывать бизнес-модель. И пусть в расчетах будут неточности, но если ошибка будет составлять «на порядок», главное - в правильности описания бизнес-модели и технологии расчета экономической эффективности. На ранних стадиях развития проекта отсутствуют качественные маркетинговые исследования и нет опыта коммерциализации предлагаемой бизнес-модели. Следовательно, цифры инвестиционной привлекательности будут не корректны. Нет необходимости вдаваться в точные расчеты на ранних стадиях развития проекта. При этом, когда вам нужны деньги на развитие проекта, который имеет прототип, важно детально и правильно считать, не обращая внимания на срок окупаемости проекта.

Структура рынка венчурных инноваций

Инвестиции государства представлены в различных форматах и акцентированы на поддержку инновационных проектов на разных стадиях развития. Многим знакомо понятие «инновационного лифта». Пять этажей этого лифта – «Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно технической сфере», «Российская венчурная компания», ГК «Роснанотех», «Внешэкономбанк», ММВБ. Эта структура имеет государственную основу и, учитывая долю государственных денег в общем венчурном рынке, приобретает большую роль. Все представители этой плеяды присутствовали на проходившем недавно Питерском Международном Инновационном Форуме.

Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно технической сфере, он же «Фонд Бортника», выдает гранты от одного до нескольких млн руб. Это самый лучший старт для новых компаний.

Российская Венчурная Компания (РВК), обладает широким спектром инструментов поддержки венчурного рынка. Кроме того, что представляет бюджетное финансирование, также объединяет множество частных, в том числе международных, фондов, являясь фондом фондов. Не смотря на это, влияние поддержки РВК на экономику страны пока не заметно. РВК принимает к инвестированию уже сложившиеся бизнес-модели с точным обоснованием привлекательности проекта. В этом случае инвестиции могут составить от 5 млн руб. до 300 млн руб.

Широкий пласт составляют отдельные частные инвесторы – бизнес ангелы. Это, как правило, состоятельные люди, готовые инвестировать в нечто перспективное, но ненадежное. Часто они готовы инвестировать в идею или конкретного человека. По некоторым оценкам, бизнес ангелов в нашей стране около 5000 человек. Этот показатель на два порядка ниже, чем в США. Часто деньги бизнес ангелов, частных инвесторов, объединяются в фонды. Именно такая структура универсальна и способна поддержать как проект на стадии идеи, так и проект, имеющий обороты и историю. Как правило, отдельные бизнес ангелы инвестируют от 500 тыс. руб. до 2 млн. Эти инвестиции носят системный характер, и часть из них приносит ощутимый доход, превышающий первоначальные инвестиции в 10 – 100 раз. К сожалению, таких успешных проектов не более 5% от общего количества.

Одна из эффективных для инновационного проекта форм поддержки – участие в инкубаторах. В России работает огромное множество, из них самые заметные – инкубатор HSE при НИУ ВШЭ, бизнес инкубатор при АНХ InCube, Бизнес инкубатор «Ингрия», Greenfield Project, SturtUp Point. Известны также зарубежные площадки, такие как StutrupSauna (Финляндия), Techcrunch (США), Y combinatory (США). В Краснодаре развивается инкубатор SturtUp Point, а так же активно работают инкубаторы при КубГУ, КубГТУ. Именно в этих инкубаторах Краснодара и России можно найти проекты, достойные внимания бизнеса.

Рекомендации бизнесу

Не смотря на оживленные процессы, проходящие в инкубаторах, на площадках различный форумов и конкурсов, бизнес денег не дает. Конечно, есть исключения, но они не носят системный характер. Не представляется возможным подсчитать количество инновационных проектов. Быть может, 10 тыс., 20, 50. Все зависит от уровня подготовки, с которого идею можно считать проектом. При таком обилии не велико количество проектов привлекательных для серьезных инвестиций. Еще сложнее оценить пользу от этих проектов реальному бизнесу. Сложность в том, что те инновации, которые лежат в основе проектов, создаются, в своем большинстве, не от потребности экономики, а от «озарения», идеи. При отсутствии связки с потребностями бизнеса, работающего «по соседству», с потребностями общества, нас окружающего, эти идеи обречены на участие в многочисленных конкурсах без перспективы реализации. Это похоже на работу двигателя на холостых оборотах.

Для нормальной работы инновационного двигателя экономики необходимо сцепление бизнеса и разработчиков. Учитывая, что предприниматель это тот, кто готов брать ответственность на себя, именно бизнесу необходимо делать шаг на встречу. Инновации бизнесу нужны для создания конкурентных продуктов, для гарантий владения рынком через 5, 10, 20 лет. Это невозможно обеспечить без стратегического планирования. Но стандартное стратегическое планирование не отвечает на вопрос «какие нужны инновации?». В связку к маркетинговым исследованиям и маркетинг-плану необходимо добавлять технологическое планирование. Важно ответить на вопрос «Какие технологии будут нужны вашему бизнесу?», «Как должен поменяться ваш технологический процесс?». Под технологиями я подразумеваю все: от технического оснащения процедуры выбора вашего продукта клиентом, до, как пример, технологии оценки качества рафинации подсолнечного масла.

В США 70% инвестиций в стартапах занимают вложения в технологии, интеллектуальную собственность. В нашей стране не более 5%. Каков процент капитала составляет интеллектуальная собственность на предприятиях Краснодарского края?

Только не так давно бизнес «отошел» от кризиса и снова начал вкладывать в развитие персонала, ключевых сотрудников, управленцев. Инновации создают такие же «светлые головы», им не меньше необходима поддержка. Именно эти люди обеспечат бизнесу конкурентоспособность завтра. Именно они дадут новые инструменты заработка денег. Потеря каждого гения – горе для бизнеса, ровно на столько, на сколько находка является удачей. Желаю успехов в поиске технологий, партнеров и идей.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Knowledge manager, Вологда

Вячеслав, спасибо за проведенный анализ и оценку ситуации. Также много думаю, как правильно запустить инновации в своем регионе. Действительно нужны новые люди: лидеры, инженеры, предприниматели, умеющие доводить свои идеи для коммерческого успеха. Это не одномоментный, а системный процесс, требующий времени.

Настораживает безмолвствие сообщества по этой теме. Их это не интересует? Или рыбных мест не выдают? :)

Генеральный директор, Москва

Вспоминается В.Высоцкий:''Настоящих буйных мало''... Настоящих пока не много. Но если принять во внимание,что генералами ставятся на войне(хотя я против сравнения бизнеса с войной),то перспективы имеются. Другое дело,что с развитием новых технологий и освобождения авторства во многох смыслах развить идею и собрать команду единомышленников под силу людям незаурядным. Для работы ''Психологическая компетентность руководителя как составляюая успеха фирмы'' мне не без труда удалось интервьюировать некоторых делателей,осуществивших проекты от идей до благотворительности после получения результатов. Это люди в некотором смысле особой породы. Бесспорно очень большой внутренней силы и убежденности.
На клонировании и копировании далеко не уедешь. Результативных инноваций тем,кто в них искренне заинтересован!

Адм. директор, Москва

Сходил сегодня, посмотрел и послушал, по поводу ''Дня науки''. В том числе и о необходимости концепции и стратегии инновационного развития.
Интересно, а ''всерьез и по-взрослому'' понимают говорители ''халва-халва'', что инновации вытесняют или даже ''упраздняют'' существующие производства?
Например, появление плазменных и потом жидкокристаллических мониторов ''уничтожило'' производство кинескопов. Электромобили уничтожат двигатели внутреннего сгорания. Композиты у же теперь теснят металлургию.

И при этом как-то не замечают противоречия. Практически каждый шаг в развитии технологий, каждое появление инноваций в любой сфере минимизирует участие человека: сборочные конвейеры автогигантов и поточные линии кондитерских фабрик, обрабатывающие центры в машиностроении и технологические комплексы в химической отрасли сокращают в разы количество занятых.

Как можно декларировать рост числа занятых, если произойдет сокращение традиционных, функционирующих производств и большинство сокращенных не смогут пройти переподготовку. Не только в силу своей неспособности, а и в силу своей не нужности в новой организации производства и новой технологической цепочке.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
О инновациях и инвестициях здесь на сайте говорилось уж не раз. Ситуация в этом деле довольно своеобразная. Она существенно отличается от предложенной автором. Хотя, возможно, дело тут в угле зрения и аспекте рассмотрения. Прочтя статью, можно впасть в ошибку, подумав, что все дело лишь в том, как и куда подать проект. Действительность совсем иная. Особенно в государственной поддержке. Там могут быть два пути: финансирование проектов в предположении умножения капитала посредника казна/инноватор за счет благополучного развития проекта или умножение капитала посредника за счет причастности к процедуре государственного инвестирования. Для первого нужен проект, люди, время. Для второго нужна лишь видимость существования проекта и доступ к бюджетному финансированию. Как по-вашему, что у нас в стране сейчас превалирует? Вот-вот. Ситуация в натуре уже описывалась, а для тех, кто еще не в курсе, то вот ссылка на более полный материал, чем тот, который уже обсуждался здесь: http://k200.ru/k200/venchur2.htm
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.