Иногда приходится слышать такие фразы от соискателей: «Я разослал свое резюме на 200 вакансий в этом месяце». Это означает, что 200 менеджеров по персоналу должны потратить свое время на прочтение вашего резюме. Сколько из них на самом деле прочли ваше CV? Судя по тому, что вы еще в поисках работы, далеко не все 200. «Тупая рассылка» по всем возможным и невозможным вакансиям – не самый лучший путь для поиска работы.
Вы ищете новую работу и рассылаете свое резюме на десятки и сотни вакансий, найденных на сайтах по трудоустройству? Но получаете только единичные звонки от рекрутеров и еще более редкие приглашения на собеседования? Прислушайтесь к трем моим советам, и вы перестанете тратить впустую свое время и время рекрутеров. Ведь они получают на каждую вакансию, размещенную в интернете, до 80-90% совершенно неподходящих резюме!
Если вы до сих пор искали работу как спам-машина, просто кликая «прицепить файл» и «отправить», – притормозите, пересмотрите свой план действий и внесите коррективы в резюме согласно моим советам. Заметьте, что никакой нормальный рекрутер не рассылает свои вакансии направо и налево, на авось. Никто из нас не просматривает резюме, обращая внимание только на заголовок и на размер зарплаты (как это делают многие соискатели). Стрельба дробью по дичи малоэффективна. Мы работаем точечно.
Что нужно, чтобы ваше резюме стало первым шагом к собеседованию, а не к мусорной корзине и раздражению HR-менеджера? Вот три причины, почему я, рекрутер, все-таки прочитаю ваше CV.
1. Убедите меня, что вы действительно прочитали требования к искомому специалисту
Полностью и внимательно прочитали! А если не прочитали, зачем вы вообще делаете отклик? Вы прочли только название вакансии и размер зарплаты? Представьте, если бы вы читали только название лекарства на флаконе и не изучили возможные побочные эффекты? Это было бы опасно для вашего здоровья?
Если вы только увидели название должности «директор», но не обратили внимания, из какой отрасли требуется человек – ваш имидж как кандидата уже снизился. Если вы клюнули только на привлекательную зарплату, но не удосужились прочитать обязательные требования к кандидатам, грош цена вашему резюме в почтовом ящике адресата. Если ваш расчет «на авось», если вы явно не подходите под требования работодателя – вы тратите зря и свое время, и время рекрутера. На большинство вакансий у рекрутеров вполне достаточно подходящих кандидатов и ваше «авось» никогда не проходит… А когда рекрутеры работают над очень сложными вакансиями и кандидатов практически нет, то ваше «авдругповезет»-резюме тоже им не поможет, поскольку таких кандидатов рекрутеры «хантят» обычно напрямую, без помощи интернета.
Для начала дайте мне понять, что вы прочитали наши требования и пожелания к кандидату. И что они совпадают с вашими навыками и опытом. Напишите об этом вкратце в сопроводительном письме или в разделе «Цель». Три-четыре предложения, два-три абзаца. Дайте понять рекрутеру, что ваше резюме – не очередной спам. Если у вас нет раздела «Цель» или краткого описания ключевого опыта, нацеленного на конкретную вакансию, – не отсылайте резюме! Не пытайтесь компенсировать недостаток реальной квалификации обещаниями и заверениями, типа: «быстро обучаюсь», «принесу пользу вашей компании», «гарантирую, что справлюсь» и тому подобными уговариваниями. Рекрутеры не будут проявлять свою некомпетентность и показывать компании-клиенту неквалифицированных кандидатов только на основании ваших обещаний…
Будьте уверены, что ваша квалификация совпадает с требуемой минимум на 90%. Вы сэкономите себе и нам массу времени, честно сравнив свою квалификацию и описание вакансии. Убедитесь, что вы подходите по каждому пункту, «попадаете» в описание вакансии. Или, по крайней мере, по девяти пунктам из десяти. Иначе не отсылайте резюме, цените себя. Не становитесь само-спамером.
Все чаще на джоб-сайтах можно видеть отчаянные призывы рекрутеров в тексте вакансии: «Пожалуйста, присылайте резюме, только если вы полностью соответствуете вышеуказанным требованиям!». Или что-то в этом роде.…Иногда этот крик души пишут заглавными буквами. Пожалейте HR-ов…
2. Убедитесь, что ваше резюме аккуратно отформатировано и настроено под конкретную вакансию
Надеюсь, вы уже сделали несколько версий своего резюме, изменив их под возможные варианты вакансий?
- Ваше фото должно быть деловым. А не из серии «я и моя машина», «я и моя …», не с вечеринки или копией со старого паспорта. И свежим – не трехлетней давности.
- Используйте один шрифт, но можно два цвета.
- Разумно используйте рамки и выделения жирным и подчеркиванием.
- Пишите названия компаний, где вы работали, заглавными буквами.
- После названия компании напишите, какие товары или услуги она производит или продает. Вы не поверите, но в 40% случаев из резюме непонятно, в какой отрасли работал человек и что производила \ продавала его компания.
- Используйте маркированные списки (как в этом тексте) для перечисления своих обязанностей, фактов и достижений; делайте резюме удобочитаемым.
- Ничего лишнего. Сосредоточьтесь на требованиях конкретной вакансии и не стройте из себя универсала. Рекрутеры просматривают резюме быстро в поисках информации, подтверждающей наличие нужных им навыков.
- Не привирайте и не преувеличивайте. Все вскроется позже. К примеру, HR-менеджеры сейчас все сплошь «коучи» и «тренеры». Как оказалось на одном последнем собеседовании с кандидаткой, четырежды упомянутый в резюме ее якобы тренинговый опыт оказался на деле антиалкогольной беседой с рабочими строительной фирмы и выступлением на собрании с краткой «мотивирующей» речью. Десятиминутная речь с глубоким смыслом: «на работе надо работать» – это не коучинг.
Толковый рекрутер всегда должен докопаться до сути и легко вычислит липовость ваших грандиозных достижений.
3. Насыщайте резюме ключевыми словами
Это слова и фразы, совпадающие с описанием вакансии и технические термины, используемые в вашей отрасли и бизнесе. Если вы уверены, что полностью подходите под требования вакансии – не упустите шанс, убедитесь, что в резюме есть ответы на все вопросы – на каждое требование к кандидату есть ваше утверждение или лучше – подтверждение. Докажите вначале это на бумаге. Если то, что вы – подходящий кандидат, знаете только вы, но никак не ясно из резюме, как рекрутер об этом догадается?
Включайте в свое резюме нужные ключевые слова, как это делают интернет-маркетологи, чтобы поисковые системы находили их интернет-страницы. Рекрутер просматривает в день 100-200 резюме, он как тот маленький «Гугл», который в тонне бумажной руды ищет золотые крупицы по ключевым словам, зорко высматривая их в тексте. Не дайте пропустить себя и тем рекрутерам, которые просматривают резюме менее зорко, по диагонали. Помните также, что некоторые рекрутеры ищут кандидатов не только (и не столько) на job-сайтах, но и с помощью того же Google или Yandex, используя те же ключевые фразы. Дайте им себя найти! На самом деле, наличие в резюме ключевых фраз и терминов, совпадающих с описанием вакансии – это основная причина, чтобы рекрутер позвонил вам. Только тогда он может быть уверен, что вы действительно (и внимательно) прочитали текст вакансии и предварительно сами оценили себя. Что вы провели первичный самоотбор.
Конечно, я не могу гарантировать, что теперь все рекрутеры будут внимательней относиться к вашему резюме. Но теперь вы лучше знаете, что они ожидают от вашего резюме, что именно увеличивает ваши шансы и что поможет рекрутерам не пропустить вас в потоке других откликов.
Берегите время свое и рекрутеров, читайте описание вакансии, сравнивайте с ней свою квалификацию, делайте честные выводы и не отсылайте резюме «на авось». Сосредоточьтесь на том, что у рекрутеров существуют только три этих причины, чтобы вам позвонить…
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 27 сентября 2011 года в рубрике «Творчество без купюр»
Вопрос - Почему я, кандидат, должен волноваться о проблемах рекрутера? Если Вы, как рекрутер исходи из того, что Вы выше меня, ибо обеспечиваете мне работу - то тем самым Вы и будете бессознательно ориентироваться только на шлак (я все могу, только возмите.. - ну Вы поняли о ком). Достойный кандидат себя уважает, ценит и любит, ибо он по факту знает свою предметную сферу компетенции и является в ней Мастером. И аппелировании на уровне ''уменьшите нам проблемы'' на него не работает. У каждого свои проблемы, за решение которых Вы получаете деньги. В частности работа с job-спамом, это одна из особенностей труда хэдхантера.
Первый вопрос, который возникает к авторам подобных статей: Когда последний раз он сам осуществлял такой вот ''холодный'' поиск работы? С нуля. По резюме. Без протекции. Без знакомых, друзей и родственников. Без ''рекомендаций, от которых нельзя отказаться''.
Потому что, если человек забыл как оно, искать работу, когда на рынке труда три миллиона резюме и всего десять тысяч предложений, все его рекомендации выглядят как очковтирательство. Как демагогия.
''Если у вас нет раздела «Цель» ...,- не отсылайте резюме!''
А какая, простите, может быть ЦЕЛЬ у резюме, отличная от банальной, чтобы ее было необходимо указывать?
Знаете, эта фраза напомнила мне давнюю историю с прогнозом по торгам, который я делал для одной компании. Моя работа подверглась критике именно за то, что в ней, видите ли, отсутствовал раздел ''целеполагание''. После такого ''вопиющего безобразия'' на расчет уже, конечно, никто не смотрел. Ибо предложили свой. Типа, сами почитали. С учетом целеполагания, надо думать.
Торги, состоявшиеся на следующий день, расставили все по местам. ''Свой'' расчет дал ошибку примерно в три-четыре раза, тогда как ошибка расчета ''без целеполагания'' составила всего шесть шагов. Из приблизительно четырехсот, которые были сделаны в ходе торгов.
Так вот, господа работодатели! Ваш шашечки - или ехать? Вам резюме - или сотрудника? Вам свежую фотографию - или опытного специалиста? Вы уж определитесь, пожалуйста.
Резюме, это та информация, которую я хочу сообщить работодателю. Должна ли я позаботиться о том, чтобы ему было легче ее понять? А что это я ему буду жизнь облегчать?!! Пусть рекрутеров побольше да поумнее наберет, а если это директор - то, если сумел компанией руководить - уж резюме-то осилит. Если пишу письмо партнеру - зачем я буду соблюдать нормы, стандарты, структуру текста? Хочет сотрудничать - разберется в хитросплетениях буковок! Пусть выживают самые догадливые. И задачи надо ставить слогом помудреннее да пообрывистее, чтобы понимать, кто из подчиненных посообразительнее. А подчиненным отчеты попричудливей составлять, чтоб у начальника часок-другой на осознание уходил. Простите, навеяло обсуждением :oops: . Статья нормальная. У кого есть сомнения по поводу своего резюме - вполне может ей воспользоваться.
Я не очень себе охотовед, но по-моему на дичь идут именно с дробовиком.
Сергей, Вы обязаны прочитать резюме, хотя бы потому, что просили его прислать. Не запросите - вала не будет. Это - элемент профессии.
Но ключевая фраза - ''хантят'' в основном, по-другим принципам. Поэтому можно сколь угодно долго учить ''шлифовке'' резюме. И научить. Но в этом случае, вы получите специалиста, набалатыканного на составление классных CV с учетом особенностей Вашего восприятия, предпочтений и т.д.
Бесконечная тема, но увы, мало имеющая общего с реальностью...
:) Огромное спасибо. Лишний раз убеждаюсь: работа рекрутера и опасна и трудна. А Вы знаете сколько приходится соисскателем прочитать БАНАЛЬНО созданный вакансий? Сколько нужно потратить времени на то, что бы понять что ВАМ надо (изучение сайта, поиск в инете)? ПИШИТЕ РАЗБОРЧИВО И ПО РУССКИ....что бы не отнимали ВАШЕГО времени.
99% из 100% вакансий оформлены ТУПО,КРИВО И ОДНОБОКО.
извините уж, но такова реальность :D
и если Вы желаете быть ''сверху'' а соисскатель внизу, то это право недалёкого и недальновидного человека.
.....А Вы знаете сколько приходится соискателем прочитать БАНАЛЬНО созданный вакансий..... :D Полностью согласен. Иногда коллеги (более молодые) просят ''перевести'' такие вакансии на нормальный язык. Да и требования к соискателям выдвигаются иногда настолько завышенные, что просто не верится, что - существует кандидаты, квалификация которых ''совпадает с требуемой минимум на 90%''.
Но работодателю (в отличие от некоторых рекрутеров) нужно не правильное резюме, а нужен СОТРУДНИК, то есть человек, который справится с поставленными работодателем задачами. И у рекрутера тоже есть своя задача - ЧИТАТЬ ВСЕ РЕЗЮМЕ И НАХОДИТЬ СОТРУДНИКОВ.
А статья на самом деле очень актуальная, особенно с точки зрения повышения этики взаимоотношений между соискателями и рекрутерами.
Непонятно, почему оценки статей С.Беляева ''традиционно'' занижаются.
Из 7-ми оценок:
- две - 2 балла;
- две - 3 балла;
- одна - 4 балла;
- две - 5 баллов (одна из них моя).
А что автор посоветует специалисту, переросшему свою должность (скажем, продажник вырос, а дальнейшее карьерное(!) развитие в его компании возможно лет через... будем считать не возможно в обозримом будущем)?
Человек обладающий знаниями, опытом, имеющий потенциал для того чтобы возглавить коллектив (отдел продаж)
если следовать логике статьи, не соответсвует объявленной должности на указанный процент ... ибо ''опыт руководства коллективом от... человек'' ставится во главу угла и его(опыта) вес явно больше 10% ''погрешности''. Т.е. CV отправлять не стоит...
Что ж делать-то? 8)