- Сергей Иванович, около полутора лет назад Вы говорили, что кризис – это время возможностей для отечественного бизнеса. На сегодняшний день, по Вашему мнению, насколько и каким образом эти возможности были использованы?
Сергей Макшанов: Да, и сейчас повторяю, есть такие возможности, они по-прежнему сохраняются. Их можно условно разделить на три группы.
Первая и самая масштабная группа – это исключительно благоприятные условия для переосмысления стратегии, системы управления своего бизнеса, для его дальнейшего роста. Но здесь нужно четко понимать, что под словом «рост» подразумевается рост относительно уровня 2008 года. Сейчас очень мало компаний, которые могут этим похвастаться, сегодня основанная масса российских компаний демонстрируют компенсирующий рост, а нужно стремиться к более высоким целям.
Второй «контейнер» с возможностями – это уход ряда компаний с рынка, высвобождение рыночных ниш. Где-то это очень большие освободившиеся территории, где-то поменьше, но возможность их занять появилась практически на всех рынках.
Третий «контейнер» – это передышка, возникшая на рынке труда. К счастью, рынок труда и в 2011 году останется рынком работодателя, и большинство отраслей сохранит очень скрупулезный, тщательный подход к найму. Это очень хорошая возможность для развития бизнеса.
- Однако есть данные, что число объявлений об открытых вакансиях в этом году выросло…
С.М.: Да, по нашим данным, многие компании увеличили количество заявок на подбор сотрудников, но при этом фактически нанимают они или столько же, сколько в 2009 году, или даже меньше. Работодатели стали более разборчивы. Процесс избавления от неэффективного персонала, начавшийся еще в 2008 году, не остановился, он продолжится в 4 квартале. Мы считаем, что в ближайшее время он даже интенсифицируется, а в первом квартале 2011 года это неизбежно повлияет на рост безработицы, что в данной ситуации для нашей экономики в целом позитивно.
- Можно ли сегодня спрогнозировать, когда наступит, наконец, период стабильного роста, поступательного развития российской экономики?
С.М.: Это 2014 год. И до этого времени можно и нужно успеть многое сделать.
- А может ли в сегодняшних экономических условиях руководство отдельно взятой российской компании увеличить эффективность в несколько раз?
С.М.: В производственных компаниях, да.
- Что может стать для производственных компаний ключевым фактором успеха в 2011 году?
С.М.: Снижение себестоимости и развитие системы дистрибуции. Причем снижение себестоимости стоит на первом месте, оно настолько важно, что все прочие факторы отходят на второй план. Сегодня наша беда – это неэффективное управление; оно характерно не только для производственных, но и для всех российских компаний, потому что мы были избалованы сырьевым ростом.
- Исходя из всего вышесказанного, какими, по Вашему мнению, должны быть горизонты планирования для российских компаний в эти годы?
С.М.: Максимум – один год. За это время в текущей, быстро изменяющейся ситуации неизбежно происходят весьма существенные сдвиги во внешней среде. И поэтому компания должна возвращаться к уточнению стратегии один-два раза в год. Ядро стратегии, ее стратегический концепт, могут быть разработаны на 10-15 лет. Но когда мы говорим о планировании, то подразумевается, что мы считаем деньги, бюджетируемся. Двухлетний бюджет в текущей экономической ситуации – слишком длинная дистанция. Может быть, только за исключением некоторых девелоперских компаний, у которых сроки проектов выходят за рамки года. Но это совершенно точно не большинство российских компаний. Остальные предприятия «не видят» 2012 год, и планировать что-то на такой срок просто невозможно.
- А есть ли признаки, по которым руководство компании может сделать однозначный вывод о том, что стратегический концепт следует пересмотреть прямо сейчас?
С.М.: Здесь сложно дать какие-либо универсальные рецепты, но можно назвать области, в которых сконцентрированы причины срочного радикального пересмотра концепта. Первая и центральная область – это снижение спроса по ключевым категориям ассортимента у целевых клиентских групп. Вторая область – появление предложения в вашей отрасли, но на другой технологической платформе. И, наконец, третье – это появление неблагоприятных изменений в законодательстве.
В целом, чем выше чувствительность системы стратегического управления бизнеса, тем быстрее ее руководство замечает необходимость корректировки стратегического концепта. Но, к сожалению, российским компаниям в этой области пока нечем похвастаться.
- То есть отечественные предприятия отстают по этому показателю от своих зарубежных конкурентов? А как можно увеличить чувствительность системы стратегического управления отдельно взятого бизнеса?
С.М.: Чувствительность системы стратегического управления – это реакция управления на отклонение от целевых показателей. У самых эффективных российских компаний этот показатель составляет 5%. У лидеров мирового рынка – 0,1%, а у отдельных компаний он и вовсе достигает 0,01%! Если мы говорим о 15% - то это уже практически неуправляемая компания. Но на отечественном рынке 15% - это, к сожалению, далеко не самый печальный показатель.
Увеличить ее можно, для этого нами разработана технология PIL (Profit Interruptions and Loses). Эта технология позволяет выявить дополнительные возможности (генераторы прибыли) действующей стратегии Компании и созданного ею портфеля активов.
Есть и второй проверенный путь – это «оставаться в рынке». Потому что те компании, которые управляются с чувствительностью в десятые доли процента, присутствуют на рынке 50 лет, 80 лет, 100, и даже более. А российские компании пока еще очень молоды.
- А как же молодые рынки, которые возникли лишь несколько лет назад?
С.М.: Это не играет практически никакой роли. «Пожилые» компании заходят на молодые рынки, но при этом они все равно используют свой колоссальный бэкграунд. У них сменилось несколько поколений работников, а у нас пока ни одного. Поэтому единственный путь увеличить чувствительность системы стратегического управления для российских компаний – это PIL-технология. И, конечно, необходимо оставаться в рынке, накапливать опыт.
- Сергей Иванович, приближается конференция «Базовые стратегии – 2011». Чем Вы порадуете ее участников в этом году?
С.М.: Да, действительно, она пройдет 2 декабря в башне Федерация Москва-СИТИ. Особенностью «Базовых Стратегий» в этот раз будет то, что за прошедший год произошел ряд событий, не случавшихся раньше никогда...
- Вы могли бы привести примеры таких уникальных событий?
С.М.: Например, Китай никогда не был мировым лидером по экспортной выручке. Никогда в мире одновременно не росло больше двух десятков биржевых позиций. Одновременно растет сахар, кофе, хлопок и прочее, что цепляет за собой множество рынков. В рамках «Базовых Стратегий – 2011» отдельный блок будет посвящен таким уникальным событиям. Их немало, и этот блок обещает быть весьма интересным.
Кроме того, перечень действий, которые будут актуальны на горизонте 2011 года (а это почти полный перечень действий 2010 года) дополнится группой новых решений, в частности, о росте эффективности сквозных бизнес-процессов, альянсов, новых установках систем стратегического управления.