Вячеслав Бычков: Моногорода: проблемы или возможности?

Вячеслав Бычков

Уже привычной становится в России проблема моногородов. Информационная вспышка по поводу Пикалево, цифры государственных вливаний в АвтоВАЗ, митинги и попытки забастовок в других городах стали обычной колонкой в газетах и рубрикой в телепередачах.

Все также хорошо понимают, что проблемы моногородов – это прямое следствие проблем градообразующих предприятий, вокруг которых, для которых и которыми они создавались.

Практически все моногорода – детища советского времени. Планово создавались, планово финансировались, планово строились. Так же планово финансировалось ЖКХ, социалка.

Все финансировалось из государственного бюджета. Обильно шли государственные и оборонные заказы, прибыль позволяла быть добрыми и содержать дворцы культуры, пионерские лагеря, детсады, дома отдыха и санатории и т.д. и т.п.

Но плановая система закончилась, госзаказы иссякли, начались рыночные отношения, которые ввели новые правила игры. Новые правила руководителям заводов были вначале непонятны, но жизнь стала учить. Кто не смог научиться – из игры выходил. Научились немногие. Большинство не смогли удержать напор молодых и наглых представителей новой формации – формации из смеси комсомольцев, бандитов и завлабов – и ушли, кто добровольно, а кто и….

Начались захваты предприятий, мелкие и крупные рейдерские потасовки, смены собственников и каждый новый владелец, осознавая или предчувствуя риски, стремился взять свое. Вывод и перепродажа активов, перенаправление финансовых потоков, перепрофилирование производств на торговые и бизнес-центры давали ощутимые финансовые результаты. В кармане собственников и топ-менеджеров.

А моногорода?

Вот здесь мы и имеем то, что имеем.

Ментальность людей, которые много лет работали на одно и то же предприятие, иногда целыми династиями, не включала в себя такие качества как склонность к изменениям, желание попробовать себя в незнакомом деле или месте, склонность к активному сопротивлению или хотя бы попытку осознать себя и свой потенциал.

Поэтому люди, даже не получая месяцами зарплату, по привычке ходили на работу и ждали, ждали, ждали.

Но голод – не тетка. И хотя молчаливое большинство готово терпеть, рано или поздно начинают активизироваться отдельные личности, которые, поднимая голову, начинают кристаллизовать и структурировать вокруг себя ранее аморфную массу терпельцев.

И вот вам, пожалуйста – социальный конфликт. Люди выходят на улицы, поднимают плакаты и флаги, перекрывают дороги. Появляется ОМОН. Начинает фонтанировать интернет. И в зависимости от режиссерских талантов неформальных лидеров моногорода и качества мышления лидеров страны возможны самые разные варианты развития событий.

Как профессиональный кризис-менеджер могу сказать, что социально-экономические конфликты и напряжения в моногородах вырастают на ровном месте. И поскольку предприятия разные, и города имеют свою индивидуальность, а люди в этих городах не похожи, то и рецептов стандартных по решению кризисных проблем нет. Все, что нужно – направить в моногород хорошую профессиональную команду кризис-менеджеров, оградить от неэффективных собственников и помочь на первое время точечными мерами государственной и финансовой поддержки, выделив небольшое количество кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств предприятия. Через полгода мы увидим финансовый ручеек, а через год там уже будут бить финансовые фонтаны, погашая долги по зарплате и прочую кредиторку.

В качестве примера могу привести один из таких моногородов – Вятские Поляны.

Нашу команду пригласил один из акционеров Вятско-Полянского машиностроительного завода «Молот» - Госкорпорация «Ростехнологии». Завод «Молот» - единственное в городе предприятие, на котором в славные времена работало до 15 тыс. человек при том, что население города составляет около 40 тыс. человек. Предприятие, естественно, оборонное, госзаказов нет, а менеджмент сидит и ждет, когда эти заказы придут. К нашему приходу на заводе работало чуть больше 3 тысяч человек, которые ходили на работу, изготавливали мелкие партии охотничьего оружия, отправляли на склад, где уже стояли другие образцы гражданской продукции: отопительные газовые котлы, деревообрабатывающие станки, хозяйственная техника и инвентарь. Маркетинг отсутствует как таковой, а все права на продажу готовой продукции принадлежат эксклюзивному дилеру, который контролируется вторым акционером - Концерном «Ижмаш». Долгов – выше крыши. Знакомая картинка?

Наверное, и этот завод пошел бы под нож – банкротство. Но когда прошлой осенью народ в Вятских Полянах вышел на улицы и устроил «марш пустых кастрюль», то ситуацией заинтересовался В. Путин и поручил И. Шувалову, С. Чемезову и губернатору Н. Белых «принять меры». Ситуация в Вятских Полянах попала под пристальное внимание правительственных органов. Была разработана программа реструктуризации завода, комплексный план модернизации Вятских Полян, выделены бюджетные ресурсы для погашения долгов по зарплате и создания на базе непрофильных активов завода промышленного парка.

Но проблема вывода из кризиса завода оставалась. Для ее решения и пригласили нас.

Мы притупили к работе с 1-го сентября. Через решение Совета директоров Корпорация назначила нового генерального директора - члена нашей команды. На завод была направлена группа консультантов. Начали, естественно, с аналитики и инвентаризации. Стали наводить порядок в менеджменте, выстраивать бизнес-процессы. Акцент поставили на двух направлениях: снижение издержек и разработка стратегии. Основные усилия направили на создание новой бизнес-модели предприятия.

Мы понимали важность изменения менталитета менеджеров и специалистов завода и пригласили опытных бизнес-тренеров и коучей. Стратегические сессии, тренинги по целеполаганию, ценностной корпоративной культуре стали регулярными на предприятии.

И пошла цепная реакция. У людей появился огонек в глазах. Пошла генерация предложений по оптимизации производственных процессов и организации работы. Сразу выявился круг некомпетентных менеджеров, некоторые из них уволились, других стали изолировать и предоставлять возможность переобучения или ухода.

Пошли и внешние эффекты. Поскольку команда состоит из профессиональных кризис-менеджеров с огромным опытом работы (за плечами более 100 предприятий, выведенных из кризиса), то стало срабатывать наше коммуникационное поле. На завод пошли заказы от серьезных партнеров. Структуры АвтоВАЗа, КамАЗа, завода ЛЕПСЕ стали предлагать заказы на сотни миллионов рублей. Предприятием заинтересовались в «Концерне «Тракторные заводы», приехал на переговоры один из руководителей BOSCH. Идут переговоры с рядом зарубежных партнеров. Немалую роль играет, конечно, бренд «Молота». Завод всегда славился качеством и надежностью своей продукции.

Нельзя сказать, что завод встал с колен. Он только поднял голову. Но ведь и прошло всего два месяца.

Во многом успешность работы определил системный подход. Проблемы развития завода «Молот» неотделимы от проблем развития Вятских Полян. Поэтому начата разработка плана создания межрегионального Вятско-Полянского инновационно-предпринимательского кластера. Для этого есть все основания. Географическое положение Вятских Полян – близость Казани, Ижевска, Кирова, недалеко Нижний Новгород и Республика Марий Эл, поволжские промышленные центры. Неплохое авиа, железнодорожное и автомобильное сообщение.

В состав будущего кластера войдут:

  • Промышленный парк;
  • Бизнес-инкубатор:
  • Школа инновационного предпринимательства;
  • Инженерно-внедренческий научный центр;
  • Центр инноваций и инвестиций;
  • Корпоративный учебный центр завода «Молот»;
  • Сам завод «Молот».

Такие задачи зажигают людей, привлекают инвесторов. Те задачи, которые надо решать, те трудности которые приходится преодолевать, становятся гораздо легче и проще, если у людей и у города есть перспектива и есть вера в будущее.

Трудностей, конечно, хватает. Трудностей финансовых, организационных, административных, корпоративных. Но преодолевать трудности гораздо легче, когда работники завода поверили, что мы вместе – это сила, что мы вместе – одна команда, работающая на одни цели – процветание завода, процветание города, благополучие и будущее каждого работника.

Вот и получается, что проблемы моногородов вполне решаемы, что практически каждый моногород, в котором есть производство, есть производственные активы, имеет все возможности для развития. Нужно для этого немного: воля государства, помощь государства и команда профессионалов. А таких команд в стране – не один десяток.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель конструкторского бюро, Ижевск

''Заказы'' со стороны -это ''чужая'' конструкторско-технологическая документация,''чужая''технология.Продукция завода будет конкурентоспособной ,если она разработана и изготовлена по заводской документации,если каждый работник сможет вносить улучшения по снижению себестоимости и повышения потребительских качеств продукции.

Руководитель проекта, Украина
Андреев Николай пишет: ''чужая"технология
Николай, вы понимаете, что восстановить завод продукция которого не нужна государству, означает создать новый продукт и запустить в товарооборот. Об этом свидетельствует и название отделов, которые будут созданы на предприятии. Поэтому да, два месяца = спасение завода = смешно. Статья явно рекламная. Рекламируется именно способность дать людям хоть какую-то занятость с пол-пинка. Довольно неплохой талант гн. Бычкова. Другой вопрос, что все эти занятости -по сути- опортунистические заказы. Их выполнение -скорее всего- субсидировано частично государством, а частично заниженной нормой зароботной платы. Кто не захочет купить изготовление деталей ниже средней рыночной себестоимости? Талант гн. Бычкова может на этом ограничиться. Когда люди оправятся от голодного шока, а государство перестанет кормить через шприц глюкозой. Заказы уйдут. Не известно спасет ли гн. Бычков завод на самом деле. После прокрутки ста упомянутых проектов, не было дано ни одной ссылки на долгосрочный успех. Сейчас вы рекламируете свои конструкторские навыки, а потом -может статься- будете рекламировать мастерство игры на пустых кастрюлях, гуляя по улице в толпе демонстрантов.
Руководитель конструкторского бюро, Ижевск

Константин,к сожалению ,вместо того,чтобы рекламировать конструкторские навыки ,чувствуя ,что скоро кончатся деньги на реанимацию ''Молот'',я вынужден '' биться лбом'' за отечественных конструкторов и технологов.Теперь я знаю,что не одинок,но не знаю ,что делать...

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

а мне статья по духу понравилась :)
сам потому что уже 5 предприятий вытащил
из кризиса -
никто опытом со стороны не делиться
инфо постоянно как другие это делают не хватает.

Но могу сказать сразу что тут - явно чувствуется
что у людей имеется запас если не административного ресурса
то собственного влияния на другие бизнесы или долю участия от бизнесов другихк
которые они интегрируют в текущий...

потому я тоже знаю полно людей и компаний которым интересно сотрудничать
с моими текущими анти предприятиями :)
но пока им властьдержащие об этом не намекнут
не просиходит ни копейки сдвига.

не говоря уж о строительстве и инветисровании

Хотя проблему моно-городов скорее всего команды и гавермент присутстствия
кроме бизнеса и должна решать!

К Автору просьба если не сложно
какие семинары кто проводил
какие маркетинггвые оценик провоодились
как можно подчерпнуть ваш опыт?

может есть что то старое и не секретное?
прикладное :)

Директор по маркетингу, Москва
Константин Спасокукоцкий пишет: Поэтому да, два месяца = спасение завода = смешно.
Константин, ну вот в такую БОЧКУ меда Вы со своей ЛОЖКОЙ.... :) Мне, как и Александру, понравился позитив статьи и то что там упомянут КАМАЗ. :) 10 лет назад я оказался в подобной ситуации с командой, и прав Вячеслав - пока мы не зажгли «огонь в глазах» дело не пошло. Но «огонь» загорелся только через 6-8 месяцев, насколько я помню. Команде Вячеслава помог, конечно, административный ресурс, но я бы так скептически как Константин, на ситуацию не смотрел. Удачи Вячеслав.
Преподаватель, Красноярск
Мне, как бывшему жителю Вятских Полян, имеющему там кучу друзей и родственников, числящихся на заводе ''Молот'', очевидно, что автор безо всякого зазрения совести выдаёт желаемое (понимаемое) за действительное. Ключевые положения автора: оградить от неэффективных собственников… Через решение Совета директоров Корпорация назначила нового генерального директора - члена нашей команды… пригласили опытных бизнес-тренеров и коучей. Стратегические сессии, тренинги по целеполаганию, ценностной корпоративной культуре стали регулярными … успешность работы определил системный подход… Нужно для этого немного: воля государства, помощь государства и команда профессионалов Вячеслав, мне очень понравились Ваши транспарантные тезисы ;) , но неужели Вы на самом деле считаете государство ''эффективным собственником''? Только, чур, давайте обойдёмся без иллюзий и транспарантов. Реальное государство формирует бюджет за счёт принудительно (насильно) собираемых налогов. Ведь так? Может ли быть товар востребован на рынке, если он выпускается на бюджетные деньги? И если да, если товар востребован на рынке (то есть его покупают добровольно), то какой смысл формировать для этих целей государственный бюджет? Прошу меня извинить, но я искренне не понимаю, зачем нужна эта статья, кроме как для пустого, беспричинного самовосхваления…
Партнер, Тольятти

Тольятти и АвтоВАЗ решают свои проблемы по своему.
Кризис подошёл как раз вовремя, чтобы ссылаясь на проблемы моногорода завод получил федеральную поддержку. Да и новый акционер в лице Renault-Nissan вынужден думать о своём активе. Модернизацию проводят. Вот и г- Шувалов проведя инспекцию ''остался доволен'', заявив однако, что не стоит рассчитывать на дальнейшую помощь.
В этом случае придётся изыскивать дополнительные резервы.
АвтоВАЗ давно пытается избавиться от непрофильных активов. За последние несколько лет экс-гендиректор предприятия Игорь Есиповский, экс-президенты ОАО Владимир Артяков и Борис Алешин поочередно анонсировали начало реализации программы по избавлению автогиганта от имущества, не имеющего непосредственного отношения к производству автомобилей. В частности, проект по выводу непрофильных активов был подготовлен еще в 2005 году. Он предусматривал вывод из состава предприятия подразделений научно-технического центра, опытно-промышленного производства, производства технологического оборудования, производства пресс-форм и штампов, производства по переработке промышленных отходов, производства пластмассовых изделий и инструментального производства. Приказ так и не был подписан. В 2007 году администрация автозавода вновь выступила с заявлениями о планах по созданию отдельных бизнес-единиц на базе непрофильных производств. Однако и этот проект был свернут. Наконец в ноябре 2008 года президент ОАО Борис Алешин (сменил на этом посту Владимира Артякова, возглавившего Самарскую область) заявлял, что реструктуризация предприятия полностью должна быть завершена к концу 2011 года. Для того чтобы реализовать эти планы, СД компании принял решение о создании пяти дочерних компаний на базе семи заводских производств.
Однако методы реализации непрофильных активов как минимум непонятны: два года проводятся аукционы, но многие ли о них знают? Или никого не интерисуют базы отдыха на берегах Волги и охотничье-рыболовные базы, недвижимость в центре города? (http://group.avtovaz.ru/active.xml). Не удивлюсь, если и оставшиеся активы (http://group.avtovaz.ru/dzo.xml) никому не интересны. Кому они достанутся и по-каким ценам?

Руководитель проекта, Украина
господа, и даже товарищи по интересам! ув. Сергей Колесников, если бы не быо позитива (явного желания достичь созидательного результата), то и обсуждения статьи не было бы. А ложка нужна. Она, как прививка. Во-первых, приглашает гн. Бычкова (и гн. Колесникова) к детальной дискуссии аки подставка: ''побейте меня гн. хороший неопровержимыми фактами и бесомменно блестящей логикой, мы все вам будем признательны''. Во-вторых, ложка - повод подумать, для тех, кто готов быть признательным уже сейчас. Этот ресурс - образовательный. Технологии управления запускаются в серию. В частности, этот интерес активно продемонстрирован Николаем и Александром. Представляете, что будет, если в куче рабочих коллективов начннут рисовать плакаты: ''Мы победили структурный кризис за два дня!'' а снизу подпись мелкими буквами: ''Теперь у всех есть занятость - рисовать плакаты''? ув. Андрей Лазуткин, считаю, что государство - незаменимый механизм в деле создания долгосрочных активов, у которых время эксплуатации превосходит актуальные горизонты бизнес планирования. Это особенно справедливо для уже обустроенных террироий, которые не отвечают последним требованиям рынка. В таких местах очень дорого что-то создавать. Нужно вначале потратить средства, чтобы разрушить старое, разрушить активы, образ мысли, неработающую бюрократию. Я последние три года занимался инновацией в автомобильной парковке. Там абсолютно такие же пробемы. Рыночные неолибиральные принцыпы не работают. С одной стороны, парковка является бутылочным горлышком транспортной системы и значительно определяет успех или упадок городов. С другой стороны, инвестиции в эту инфраструктуру не выгодны частному сектору. Муниципалитеты заставляют застройщиков строить гаражи, которые бы удовлетворяли ростущим потребностям города в данном миккрорайоне на протяженнии всего срока службы зданий (более 50ти лет), а у застройщиков и их финансистов мысли дальше, чем на 20 лет, не летают. Прогнозируемая плотность населения в первые 20 лет эксплуатации значительно ниже чем на рубеже 50 или 75 лет. Развитие микрорайона относительно микрорайонообразующих построек тоже опаздывает. Строить парковочные площади, которые будут поначалу пустовать, никто не хочет. Если строить без задела, развитие микрорайона останавливается. Застройщикам на это наплевать. Собственники меняются через 10-15 лет эксплуатации. Новые собственники ничего не понимают в деле. Они, как правило, финансисты. Они смотрят на историю финансовых показателей и на расчетный срок эксплуатации структурных конструкций. Наращивание парковочных площадей в последствии - ужасно дорогое удовольствие. Новые собственники - выжиматели соков и боятся инвестиций в новые активы или в апгрейд старых, как огня. Свободных земельных участков в округе к тому моменту тоже нет. Короче, причуда капитализма, выжать сегодня все возможные прибыли для меня за счет продажи будущего твоих детей, всем должна быть так или иначе известна. Люди бегут из мест, где будущее продано. В Америке есть покинутые города, которые становятся непригодными для жизни и работы. Но это в Америке, где мобильность населения высокая, а построить фанерный домик Нуф-Нуфа не особенно накладно. В России с ее низкой капитализацией населения, ее дорогами, ее полуметровыми каменными стенами и масивными системами теплоснабжения такой трюк экономически не обоснован. Дешевле не гадить, нежели строить новые парадные, каждый раз когда запах становится невыносимым. А государство должно играть роль провидца, когда рыночные механизмы не хотят видеть дальше носа. Вобщем, практика гн. Бычкова, Колесникова и Лазарева - это очень важное Российское ноухау. Может быть, не в плане бизнеса, но в плане создания ценности и выживания генотипа точно. Понимать и применять эту практику важнее, чем осваивать многие другие виды социальной и технической деятельности. Ждем участия в дискуссии...
Преподаватель, Красноярск
Константин Спасокукоцкий пишет: государство - незаменимый механизм в деле создания долгосрочных активов, у которых время эксплуатации превосходит актуальные горизонты бизнес планирования
Я тоже, Константин, так считаю, НО для того, чтобы этот механизм был эффективен, надо улучшить характер влияния общества на государственную бюрократию и освободить государство от выполнения несвойственных ему функций. Для того чтобы организовать эффективное влияние общества на государство надо понимать, кто на сегодняшний день является главным проводником такого влияния. Если в пору зарождения национальных государств основными проводниками влияния общества на государство были капиталисты-предприниматели ''раннеиндустриального образца'', владеющие своими капиталами, то позже эта роль стала всё более переходить к менеджерам-технократам, распоряжающимся капиталами акционерных предприятий. Распорядители крупного акционерного капитала, являющиеся главными проводниками влияния общества на государство, не заинтересованы сегодня в том, чтобы это влияние было эффективным (неважно с какой точки зрения оценивать эту эффективность - с точки зрения образования, здравоохранения, или как в Вашем, Константин, примере, с точки зрения научно обоснованных норм градостроительства). Требовать, чтобы это влияние было эффективным и социально ответственным, на сегодняшний день глупо. Распорядителю крупного акционерного капитала, обладающему серьёзными рычагами влияния на государство, попросту не перед кем отчитываться за то, насколько хорошо он воздействует на государство, насколько хорошо мотивирует государство к надлежащему выполнению ''провидческих'' функций. Происходит это из-за того, что владельцам современного крупного бизнеса, основанного на акционерном капитале, неинтересны эти отчёты - акцию покупает тот, кому неважно что делается на акционерном предприятии, кто с предприятием никак не связан, кто может быть собственником купленной части предприятия месяц, три дня или даже две секунды, кому биржевые спекуляции и дивиденды гораздо интереснее, чем все отчёты всех вместе взятых распорядителей акционерного капитала. Такое положение, кстати, является абсолютно нормальным, отказываться от этой нормы так, как это пытаются сделать сейчас в Евросоюзе, например (рейнская модель капитализма), ни в коем случае нельзя...
Директор по маркетингу, Москва
Константин Спасокукоцкий пишет: Во-первых, приглашает гн. Бычкова (и гн. Колесникова) к детальной дискуссии аки подставка: ''побейте меня гн. хороший неопровержимыми фактами и бесомменно блестящей логикой, мы все вам будем признательны''
Константин, я бы все же хотел увидеть ''комментарии на комментарии'' самого автора статьи. Например на такой:
Андрей Лазуткин пишет: Мне, как бывшему жителю Вятских Полян, имеющему там кучу друзей и родственников, числящихся на заводе ''Молот'', очевидно, что автор безо всякого зазрения совести выдаёт желаемое (понимаемое) за действительное.
А с Вами единственно я не согласен в излишнем пессимизме, с Вячеславом – в излишнем оптимизме. Как говорят «истина где то посередине».
Константин Спасокукоцкий пишет: Я последние три года занимался инновацией в автомобильной парковке.
Кстати, Собянину никакого совета дать не хотите? Судя по последним инфо это для него сейчас «пунктик». И если этот «пунктик» решить, это будет реальная помощь городу/людям. Например, каршерингпо Вашему сможет прижиться в России?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.