Статья подготовлена при содействии writing-консультанта Саши Карепиной и участников вебинара «Статья на раз-два-три».
Вам приходилось иметь дело с маркетинговыми исследованиями? Я уверена, что большинство ответит «да». Обычно вспоминают уличные (реже - телефонные) опросы. Симпатичная молодая девушка с папкой подходит к вам и задает несколько вопросов.
А многие ли из вас постоянно используют маркетинговые исследования в своей работе?
Опрос, проведенный до кризиса среди владельцев малого и среднего бизнеса, подтвердил простую истину – в провинции этим маркетинговым инструментом пользуется не более 10% бизнесменов.
На вопрос «почему» бизнесмены отвечают не задумываясь: дорого! И для некоторых категорий бизнеса это так. Но в большинстве случаев даже малый бизнес вполне может позволить себе такие исследования, если воспользуется шестью экономичными и эффективными методами, представленными в этой статье.
6 способов провести исследования без лишних трат
1. Наблюдение.
Идите в те места, где продаются ваши товары и находятся ваши потребители. Наблюдайте за ними, общайтесь с ними, смотрите, слушайте, следите тем, как они выбирают, спросите их, почему они отказываются от вашего товара, порекомендуйте им ваш товар и посмотрите на реакцию, попросите совета при покупке вашего товара.
Потом структурируйте ваши наблюдения и выделите основные мнения покупателей. Акцентируйте внимание на недостатках собственного товара и положительных отзывах о конкурентах.
2. Мониторинг конкурентов.
Обратитесь к конкурентам от имени вымышленной фирмы. Запросите прайс, посмотрите, какой ассортимент конкуренты могут предложить, как быстро отвечают, как составлены их письма. Возьмите у них все самое лучшее (пример такого исследования - http://zud.com.ua/ua_design/).
Если вы работаете в рознице, то составьте небольшую анкету по пунктам: ассортимент, месторасположение, цены, сервис, реклама. Пройдите по конкурентам и мысленно оцените каждого конкурента по десятибалльной шкале. Зайдите и собственный магазин. Постарайтесь оставаться беспристрастным. Потом составьте сравнительную таблицу.
3. Используйте Интернет.
Найдите форумы, где представлена ваша целевая аудитория, запустите в этих форумах обсуждение на интересующей вас темы. Представьтесь таким же пользователем продукта, как и остальные участники форума, попросите совета, как выбрать продукт, как им пользоваться. Расскажите, что у вас с другом вышел спор, почему люди ведут себя так или иначе, пригласите пользователей форума быть рефери в вашем споре, рассудить вас. Придумайте ваш способ вызвать вашу целевую аудиторию на откровенность. Включите в вашу тему опрос (многие форумы предоставляют такую функцию).
Случай из практики: к нам обратилась одна небольшая фирма с просьбой создать упаковку для собачьих консервов.
Бюджет был сильно ограничен, поэтому о полноценном исследовании не могло быть и речи. Мы предложили собрать информацию в Интернете по вышеприведенной схеме. Заказчик согласился.
Мы создали тему на форуме любителей домашних животных, где в основном собирались собаководы. Предварительно была прописана небольшая легенда - «молодой девушке подарили собаку, чем ее лучше кормить?». Во время обсуждения участникам форума задавались вопросы: «по каким критериям вы выбираете корм?», «чем плох и хорош тот или иной корм?», «где лучше покупать корм?»
Ответы посыпались в тот же день, завязалась бурная дискуссия, которая помогла разобраться в вопросе. За три дня задача была решена. В результате было собрано достаточно сведений для создания привлекательной упаковки. Клиент остался доволен.
4. Мониторинг прессы.
Один мой знакомый каждый вечер смотрел телевизор. Не хоккей, не футбол, а новости. И не разрешал никому переключать канал (семья, конечно, ругалась страшно). А ему было очень важно своевременно узнавать информацию об экономических и политических изменениях. У него была процветающая фирма, связанная с контейнерными перевозками.
Мониторьте, как минимум, прессу, связанную с вашей отраслью. Опережайте конкурентов. Будьте в курсе ситуации на рынке.
Вы можете структурировать информацию по темам: основные тенденции отрасли, поведение потребителей, рекламная активность конкурентов, прогнозы экспертов.
5. Статистические данные.
Обратитесь в статистическое управление в своем городе. Обычно у них есть готовые статистические отчеты. Это стоит небольших денег и поможет вам в общих чертах сориентироваться в том, что происходит на вашем рынке.
6. Готовые бесплатные опросы.
Представьте себе, есть и такое. Например, на сайте fom.ru или middleclass.ru есть несколько бесплатных отчетов об исследованиях. Есть и другие сайты, где представлены бесплатные исследования. Они не дадут полностью ответы на все интересующие вас вопросы, но некоторое представление о мотивах потребителей дать смогут.
Конечно, если у вас специфических рынок или исследование нужно для ответа на конкретный вопрос (например, вы запускаете новое бизнес-направление), то лучше всего привлечь профессиональных исследователей. Это сэкономит вам и время, и деньги, и нервы.
Но методы, которые я перечислила выше, вполне подойдут для того, чтобы постоянно держать руку на пульсе вашего бизнеса.