«Хедхантинг - романтичнее, чем детектив, любопытнее, чем ужастик»

B2.jpgНовый сборник Алексея Боярского «Хедхантеры»− это не только романтика жизни охотников за топ-менеджерами, но и сатира. Автор не любит когда его сравнивают с Хейли, зато ничего не имеет против титула офисного акына.

Executive: Алексей, мне рассказывали, что однажды прототипы героев вашей книги собрались, накрыли стол в ресторане и пригласили вас поностальгировать вместе с ними. Это правда или просто байка?

Алексей Боярский: Да, это действительно было. Только я, при всем уважении к пригласившим, не смог заставить себя пойти на эту встречу. Ну, представьте себе, как автор будет пить с собственными героями?

Executive: Значит, вы признаете, что все описанное в книге было на самом деле?

А.Б.: После выхода первой книги мне пришло много писем (в предисловии и первого, и нового издания указан мой e-mail). Многие из них можно сравнить с письмами на Бейкер-стрит, которые когда-то присылали Шерлоку Холмсу. Меня просили дать телефон агентства «Знак четырех», приглашали провести тренинг по хедхантингу, уточняли настоящую фамилию Олигарха. Только что кузнеца Владика с алиментами не разыскивали. Кстати, кузнец-директор (в жизни, его, конечно, зовут иначе) живет со мной в соседнем доме, мы периодически сталкиваемся. С ним-то мне проще всего − он, как и списанный с него литературный персонаж, книг не читает, соответственно, никаких претензий мне не предъявляет. Зато периодически проявлялись знакомые, которым казалось, что это именно с них списаны те или иные герои в тех или иных картинах. Кто-то из них был прав, а у иных, видимо, проявилась мании или величия, или преследования. С последними я, правда, не спорил – узнали себя, ну, значит им видней. В связи с этим, не могу не упомянуть весьма забавный момент: в книге главный герой прочит другому герою, Олигарху, в перспективе «орден за вклад в развитие страны». Книга вышла в 2005 г., а через три года прототип этого персонажа действительно получил государственную награду.

Executive: Ваша книга художественная, но позиционируется в том числе и как деловая. Почему?

А.Б.: Пять лет назад в аннотации к первому изданию я приписал в конце такую фразу: «Кроме того, эта книга может послужить в некотором роде учебным пособием по хедхантингу для студентов профильных специальностей и слушателей программ МВА». Дело в том, что ни тогда, ни сейчас полноценных именно практических пособий по хедхантингу нет. А эта книга на примерах показывает хоть какие-то приемы. Кроме того, там сделаны выносы, дающие справки по тем или иным терминам и ситуациям. Кто-то может посмеяться подобной добавке в аннотации легкой развлекательной художественной книги, зато на практике преподаватели соответствующих курсов, в том числе программ MBA, действительно включили это издание в свои списки рекомендованной литературы. В любом случае, пока это единственная книга, рассказывающая о жизни в рекрутинге. Кстати, в конце книги есть рецензии уважаемых в людей, руководителей старейших российских рекрутинговых агентств, – они подтверждают полную адекватность материала.

Executive: Кажется, в одной из этих рецензий вас сравнивают с Артуром Хейли?

А.Б.: Да, некоторую параллель моей книги с романами Хейли проводил Валерий Поляков, президент кадрового объединения «Метрополис». Но это, скорее, просто обозначение жанра. Несколько лет назад меня вместе с Александром Медведевым (роман «Главбух под подпиской о невыезде») и Александром Назайкиным (роман «Команда, которую создал я») на полном серьезе называли первыми, начавшими в новой российской литературе направление бизнес-романа. Лично мне такое позиционирование не очень нравится: какое-то слишком высокопарное. Зато однажды на одном форуме в интернете, где я указал, что пишу ироничные офисные рассказы, какой-то парень пошутил, мол, смотрите-ка, офисный акын нашелся! Вот такое определение, мне кажется, лучше отражает суть.

Executive: У историй про охотников за головами будет продолжение?

А.Б.: Да, продолжение книги «Охотники за головами. Начало» предполагалось писать сразу после выхода издания. Собственно, анонс был прямо в названии. И я тогда действительно начал его писать. Но написал всего одну новую главу «Страшные люди» и остановился. Истории про хедхантеров подходят для сериала – это правда. Но писать в качестве продолжения просто очередные серии-главы мне не хотелось. Одно дело телесериал, а другое − книга. Эта вещь у меня самого ассоциируется с «Тремя мушкетерами». Ну, а теперь представьте себе бесконечную книгу про мушкетеров, где каждая глава – отдельная законченная история? Нет, тут продолжение должно описывать события «несколько лет спустя». И вот здесь я уперся в проблему – к моменту выхода первой книги после описанных событий прошло всего шесть лет. Как-то мало. Все-таки не тот срок, чтобы Арамис стал хотя бы аббатом д’Эрбле, не говоря уже про епископа Ваннского. Ну, было им по 21-25, а стало по 27-31. Поэтому я отложил продолжение «Хедхантеров» и начал писать ироничные рассказы из жизни HR-менеджеров, да и всех остальных офисных жителей. Плюс делать зарисовки разных картин деловой жизни. Соответственно, вышедший сейчас сборник «Хедхантеры» состоит из четырех частей: непосредственно «Хедхантеры» (дополненные новым рассказом про охотников за головами), ироничные рассказы «По дороге в офис», так называемые «Исповеди» (записанные откровения разных «корпоративных Штирлицев») и «Вредные советы» директору компании.

Executive: Ваши рассказы про охотников-рекрутеров, да, кстати, и офисные рассказы действительно выглядят как серии фильма. Вам не предлагали продать книгу как сценарную основу телесериала? Тем более, что сериала о рекрутинговом агентстве еще вроде бы не было.

А.Б.: Идея экранизации в виде телесериала появилась у меня изначально. Были именитые продюсеры, к которым я обращался сам. Выглядело это, зачастую, очень смешно. Звоню в студию известному кинодеятелю, трубку берет помощник: «Как вас представить?». А я просто и честно отвечаю: «Скажите, Боярский». И слышу: «Звонит Боярский, поговорите?» − «Боярский? Конечно, давайте». Были и пара безвестных продюсеров, которые каким-то образом обратили внимание на мою книгу сами. Но, пока по разным причинам все эти переговоры ничем не закончились.

Executive: Вам не кажется, что читатели, обратившие внимание на вашу книгу, после прочтения аннотации будут разочарованы: ожидали приключений головорезов, а там про рекрутинг?

А.Б.: Если вы имеете виду наличие или отсутствие ассоциаций с романтикой, то для любителей авантюрно-романтических историй и даже детективов никакого разочарования. В этом, кстати, заключается еще один момент новизны «Хедхантеров». Понятно, что если забить в поиске базы данных книжного магазина словосочетание «охотники за головами», то вывалятся ссылки на книги про каких-то ловцов беглых преступников, убийц, рыскающих по ночному Нью-Йорку и т.п. В любом случае, или фантастика, или детектив. А ведь хедхантинг, который означает подбор персонала, не менее романтичен, чем детектив, а случающиеся в этой отрасли истории зачастую полюбопытнее, чем какой-нибудь фантастический ужастик. Просто это нужно разглядеть и правильно преподнести читателю. Надеюсь, мне это удалось.

Executive: На ваш взгляд с конца 1990-х, когда начинается действие книги, хедхантинг изменился?

А.Б.: Принципиально нет. Появились лишь новые технические средства и каналы связи. Информации стало больше, она стала доступнее. Возможно, это внесло некоторые новые нюансы в технологию подбора персонала на ординарные позиции, но в сегменте хантинга топов изменений нет, да и быть не может. Скажите, появление интернета облегчило девушке поиск жениха или работу свахи из брачного агентства? Познакомиться стало проще, но не выйти замуж. А тем более, если женщина хочет выйти замуж за принца крови, миллиардера или кинозвезду, здесь методики брачного агентства вообще неотличимы от тех, которыми пользовались в прошлом веке. С хедхантингом все аналогично.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Как это и сделал Алексей Боярский в своей книге «Хедхантеры». Халтура. Пошловатая. Его «топы» по содержанию - это руководящий состав младшего и в редких случаях - среднего звена. Непонятно какого человеческого и профессионального качества, набранный с уличных свалок или завезенный в офисы непонятно из каких дальних и диких мест. Собственно, подобную книгу мог написать человек, который знает о специфике работы «охотников за головами», как и о психологии и ментальности пресловутых «топов» (даже в их российском исполнении), только по иностранным книгам и авторским работам, а также по различным отечественным сплетням и откровенным байкам, множащимся и циркулирующим из года в год в среде специалистов по работе с персоналом. Ну или по броским рекламным проектам. Т.е. чистой воды «совок», а не «хэдхантинг». ''Кухни'' он реально не знает. Но фантазий и спекуляций - хоть отбавляй. «Уши» в книге торчат не просто как им положено «торчать», а вообще во всех направлениях. Т.е. говоря проще, - так не бывает. Даже в России и на просторах бывшего СССР. Николай Ю.Романов
Финансовый директор, Москва

Николай, не согласен. На мой взгляд книги абсолютно адекватны.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Николай, не согласен. На мой взгляд книги абсолютно адекватны. Книги, может быть, и адекватны. Содержание не адекватно. Это как здесь время от времени публикуется г-н Марк Сандомирский. Читать – одно удовольствие. И принимать к сведению. Если не знать, как и в каких местах он пользуется «краплеными» картами. А здесь человек фактически разрабатывает свой собственный полуфантастический мир, который, как он убедительно доказывает, является частью мира реального. Т.е. фантастчиеские события и нечто иное, происходящее на вполне рутинных, привычных и обычных «декорациях», известных каждому, что и подкупает читателей в таких книгах. Для примера, - талантливо создаете детально прописанное окружение и описание реального места и событий, в которые помещаете, например, привидение. После чего в описанное вами место начинается паломничество. И кто-то даже это привидение видит, фотографирует и пишет об этом. Т.е. история уже живет отдельно своей жизнью от произведения создавшего ее автора. Также и здесь. Слухи и сплетни порождают лишь слухи и сплетни. Важно лишь преподнести их более-менее убедительно. Николай Ю.Романов
Финансовый директор, Москва
Николай Романов пишет: А здесь человек фактически разрабатывает свой собственный полуфантастический мир, который, как он убедительно доказывает, является частью мира реального.
В книге стоят отзывы весьма уважаемых, как я понимаю, людей в мире хедхантинга - президент агентства Consort, старший партнер Ward Howel, основатель Метрополиса. В этих отзывах они подтверждают, что описанный мир реален. Или они тоже приведения?
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>… уважаемых, как я понимаю, людей в мире хедхантинга … На самом деле, - это не более чем «титутлы в мундирах», которым придается авторитетный вид. А их мнение – специальная акция по причлечению к себе внимания. В реальности, эти люди ничего из себя не представляют. Сами посудите. Ни один уважающий себя «топ» ни при каких обстоятельствах не будет прибегать к услугам «хэдхантеров» или специалистов в области кадрового трудоустройства. Для него это 100% потеря статуса, качества и веса как специалиста. Если он опустится до того, чтобы кто-то подыскивал ему работу или выступал для него торгуемым посредником. Поскольку «топы» в своей среде знают друг друга прекрасно. Им не нужно посредничество при переходе куда-либо. Тем более, что обычно их переход – это согласуемая акция. Причем не просто согласуемая, а еще и торгуемая на уровне «провожающей» и «принимающей» организаций, которые по понятным причинам обходятся без посредников. Причем «топ» уходит не сразу, а заканчивает все дела, на что иногда уходит до полугода с момента принятия сторонами решения. В противном случае, на нем, как на «топ»-е, можно ставить профессиональный крест. Среда ему это не простит. Там тоже есть свои специфические правила игры. Т.е. люди данного статуса и веса в бизнес-сообществе сами прекрасно решают свои вопросы без посредников. Им просто незачем посвящать в свои дела кого-то еще. В то время как на роль последних, - именуемых «хэдхантерами», - отводится роль участников формирования кадрового процесса на средних и низовых ярусах деловой иерархии. Ради их сомнительных предложений или даже сложных многоходовок, включая и компрометацию, никто рисковать карьерой не будет. Более того, - при их появлении на горизонте, соответствующий сотрудник немедленно докладывает об этом в службу безопасности. По крайней мере, обязан так поступить. А те кадры, что им удается «оторвать» от организации, чаще всего представляют собой «непризнанных гениев», отчасти перезревших в возрастном плане специалистов, людей, плохо уживающихся в коллективе, амбициозных до истерики лиц, и т.д. Т.е. из числа публики, у которой есть основания для ухода. В том числе и с руководящих позиций низшего и среднего звена. А все, что выше, - там отношения строятся совсем иначе. И никаких «хэдхантеров» туда не допускают. Так что у них больше причудливых россказней и надувания щек в активе, чем реальных результатов их работы. Для повышения авторитета в глазах окружающих. Что в России, что за рубежом. Вне зависимости от калибра и статуса компании. Чему в значительной степени способствуют и такие вот книги. Николай Ю.Романов
Председатель совета директоров, Москва
Николай Романов пишет: Ни один уважающий себя «топ» ни при каких обстоятельствах не будет прибегать к услугам «хэдхантеров» или специалистов в области кадрового трудоустройства. Для него это 100% потеря статуса, качества и веса как специалиста...
Если это так и вы считаете себя топ-менеджером, то как с вашей позицией стыкуется размещение вашего резюме на хх http://hh.ru/resume/d413b54100100eaa :o :?:
Редактор, Москва

Уважаемые участники дискуссии!
Обсуждение отредактировано модератором: удалены сообщения, нарушающие п. 12 Декларации Сообщества.
Дальнейшее нарушение Декларации Сообщества может повлечь за собой ограничение доступа к возможностям и сервисам E-xecutive.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Если это так и вы считаете себя топ-менеджером, то как с вашей позицией стыкуется размещение вашего резюме на х Заплатите 1000 Евро, - отвечу. Но для вашего кошелька будет лучше, если вы все-таки найдете ответ сами. На самом деле, если вы сталкивались с зарубежными трудовыми контрактами, то должны его знать и без данного вопроса. Что до меня, то я не топ-менеджер. Я – координатор. Здесь, за рубежом, это старшая надкатегорийная руководящая позиция. А уж с менеджерами какого звена или руководителями каких организаций я непосредственно напрямую работаю, - это зависит от каждого конкретного проекта, находящегося в разработке или на экспертизе. Но я не топ-менеджер. Николай Ю.Романов
Председатель совета директоров, Москва
Николай Романов пишет: Но я не топ-менеджер...
вопрос снят :D
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>вопрос снят Вот видите, как все просто.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.