Марина Мелия: «Мы слишком зависим от мнения окружающих»

Сколько бы ни говорилось о плюсах рыночной экономики и достоинствах рационального мышления, свойственного личности этого времени, негативные стороны религии всеобщего поклонения Вещи берут свое - жизнь и работа во имя статуса и материальных благ стала явлением весьма распространенным. К счастью, тенденция отказа от такого смыслового наполнения встречается также все чаще – набравшая бешеную скорость гонка за прибылью заставляет некоторых ее участников задуматься о том, действительно ли они движутся в верном направлении. По мнению известного коуч-консультанта, психолога, генерального директора консультативной компании «ММ-Класс» Марины Мелия, большинство из этих «участников забега» формулирует свою систему ценностей исходя исключительно из модных и престижных тенденций. Поэтому главная проблема заключается в том, чтобы не бежать за всеми, а задуматься над тем, что нужно именно тебе, понять свои истинные интересы и цели, а это под силу далеко не каждому.

О том, что заставляет людей откладывать психологическую «реформу» в долгий ящик, об источниках силы и энергии во времена глобального экономического и личностного кризисов Марина Мелия рассказала в интервью Executive.ru.

Executive.ru: Ваша книга «Как усилить свою силу? Коучинг» ставит одной из своих целей помочь читателю по-новому взглянуть на себя и прояснить свои истинные ценности и цели. Что, на ваш взгляд, мешает людям понять свое истинное предназначение и реализовать его?

Марина Мелия: Век рыночной экономики привнес множество модных трендов. Они наводнили средства массовой информации и, как результат, общественное сознание. Противостоять этим течениям очень сложно. Так, существует набор заведомо престижных профессий – о вас будут говорить с уважением, если вы, например, банкир или менеджер крупной компании. Модно также иметь не совсем обычную работу, пусть даже и не очень прибыльную – психолога, журналиста, галериста. К сожалению, большинство людей, попадая под влияние этого мэйнстрима, выбирает профессию, даже особо не вникая в ее суть, лишь бы не быть аутсайдером.

Выступить против общего мнения, задуматься о своих истинных желаниях, выбыть из этой гонки – рискованно. Боязнь фиаско слишком сильна. Мы очень зависимы от мнения окружающих, которых интересуют, как правило, наши «количественные показатели» - зарплата, должность, социальный статус. При этом одной смелости мало, нужны единомышленники, с которыми можно обсудить свои намерения. Такой диалог возможен как раз с коуч-консультантом, который и будет этим заинтересованным слушателем. Однако коучинг – услуга эксклюзивная, воспользоваться ею могут лишь немногие, так как профессиональных коучей пока мало, да и стоимость консультирования очень высока. Думаю, что моя книга, в силу диалогичного стиля изложения, сможет стать для читателей своеобразным коуч-консультантом и поможет по-новому взглянуть на себя.

Executive.ru: Ваша теория основывается на положении, что человек должен развивать свои сильные стороны…

М.М.: Дело в том, что мы привыкли бороться со своими недостатками, но реализоваться можно, лишь опираясь на свои преимущества и свои сильные стороны, прояснив свои истинные ценности и цели, раскрыв свой талант. О том, как это сделать, я и пишу в своей книге.

Executive.ru: Какие фундаментальные психологические концепции и теории вы использовали при работе над книгой «Как усилить свою силу? Коучинг»? Есть ли у вас любимые теоретики психологии?

М.М.: В основе коучинга лежит индивидуальное психологическое консультирование. Принципы этой деятельности заложены в классических теориях психологии. К сожалению, не у всех, кто считает себя коуч-консультантами, есть соответствующая подготовка. А как всякое сильное оружие, коучинг опасен в руках непрофессионала. Конечно, в любой профессии встречаются самородки, но все-таки работать с человеком без знания основ консультирования нельзя.

Что касается гуру психологии, опыт которых я считаю основополагающим, - это, конечно, в первую очередь Карл Роджерс – основоположник активного и понимающего слушания, который определил отношение консультанта к клиенту не как ученого к объекту изучения, а как человека к человеку со всеми его достоинствами и недостатками. Я благодарна судьбе за то, что мне удалось увидеть воочию, как работает великий Карл Роджерс. Конечно, Абрахам Маслоу, который занимался проблематикой личного роста и развития, выявил отличительные черты самоактуализирующихся личностей, в том числе готовность к тяжелому, упорному труду, смелость в принятии решений, в поступках, наличие творческой жилки и внутренняя свобода. Также часто обращаюсь к работам Виктора Франкла, которого мне посчастливилось видеть и слышать не один раз. В своих выступлениях он подчеркивал исключительность каждой личности, считал, что у каждого человека свои неповторимые жизненные цели и пути их достижения, и только следуя своим, неповторимым жизненным курсом, человек может реализовать лишь ему данные возможности. Трансактный анализ Эрика Берна незаменим для коуч-консультанта при работе над жизненными сценариями, при анализе межличностных конфликтов, при работе по адекватному позиционированию. И, безусловно, Эрих Фромм, который гениально предвидел появление «рыночного человека» с его стремлением «казаться, а не быть» и обозначил главные экзистенциальные проблемы человечества, в том числе и потребность в самоидентичности.

Executive.ru: Вы возглавляли лабораторию Психологии спорта высших достижений во ВНИИ физической культуры. В чем сходства и различия спорта и бизнеса?

М.М.: Бизнес и спорт имеют четкие количественные показатели. Спорт – своеобразная модель деловой жизни. Настоящий спорт и настоящий бизнес требуют трудолюбия, творчества, концентрации усилий на процессе и результате. И в той, и в другой области добиться успеха можно только в случае, если вы увлечены тем, чем занимаетесь.

Executive.ru: Кризис открывает перед бизнесом новые возможности. Какие возможности он открывает перед коучингом?

М.М.: О новых возможностях говорить пока рано. Просто в сложных, критических ситуациях работы становится намного больше. В это время первому лицу, как никогда, требуется человек, с которым можно обсудить свои возможные действия. Этих ситуаций выбора, а значит, и альтернатив, становится все больше, и они, конечно, более значимы, чем в спокойные времена.

Executive.ru: Во время кризиса людям бизнеса надо быть особенно сильными и смелыми. Где вы рекомендуете своим клиентам искать источник сил даже в самых трудных ситуациях?

М.М.: Всегда надо помнить о том, что источник сил - в самом человеке, даже если жизнь нарушает планы. Самое главное в сложных ситуациях – не поступаться принципами и не ломать систему ценностей. В водовороте кризиса важно не потерять себя, сохранить свое «я». Важно не поддаться, например, общим, иногда паническим, настроениям и помнить, что самое ценное, что есть у нас, – это мы сами. И тогда из кризиса можно выйти еще более сильными.

Executive.ru: Кризис проявляет истинную сущность человека?

М.М.: Несомненно, как любой стресс, кризис - своеобразная лакмусовая бумажка - проявляет истинные качества человека. Кто-то начинает метаться, кто-то - отыгрываться на других, а кто-то продолжает идти своим путем, стремясь сохранить и бизнес, и людей.

Executive.ru: Поделитесь секретом успеха современной бизнес-леди – в чем ваш источник сил и энергии?

М.М.: Думаю, в том, что я занимаюсь делом, которое мне действительно нравится. Я не представляю себя ни в какой другой профессии, хотя путь к ней был непростым. Формулу успеха для себя формулирую так: «делай то, что тебе нравится, и делай изо всех сил». Желаю каждому найти свое любимое дело и заниматься им, не оглядываясь на других.

E-ecutive.ru: Самыми первыми коучами для человека становятся его собственные родители. Какие рекомендации вы могли бы дать начинающим родителям – как воспитать действительно смелую и сильную личность?

М.М.: В первую очередь, ребенка надо любить. Совет, на первый взгляд, простой, но не все родители ему следуют. Если ты любишь ребенка, то будешь поддерживать его в том, что ему важно и интересно. А для этого нужно понять, чего он действительно хочет, и помогать ему достигать желаемого. При этом также важно привить ему определенные ценности, помочь разобраться, что в жизни важно, а что – второстепенно.

Я приводила своим детям такую аналогию: в доме произошел пожар, что останется после того, как в огне сгорит все имущество? Отношения с близкими, друзьями, родственниками, здоровье, знания, опыт, любимое дело, жизненные ценности. Это и есть самое главное. Я бесконечно благодарна своим родителям за то, что они научили меня работать с удовольствием. Моя мама была врачом-онкологом, организовала первую в СССР сеть онкологических диспансеров от Калининграда до Сахалина. Когда ее спрашивали, откуда у нее столько сил, она отвечала: «Я что думаю, то и говорю, а что говорю, то и делаю». Я пытаюсь поступать так же. И еще, мои родители мне порой говорили: «Делай, что должно, а дальше будь, что будет», - это высказывание я повторяю и своим детям. Думаю, оно актуально не только в период кризиса, но и всегда.

Executive.ru: Современные условия бизнеса часто заставляют предпринимателей не просто быть хорошими стратегами, а пускать в дело хитрость, коварство, жесткость. Всегда ли хороший бизнес связан с необходимостью идти по головам?

М.М.: В «народе» очень популярно представление о том, что бизнес обязательно связан с хождением по головам. Однако я разделяю деловых людей на две группы - «пользователей» и «творцов». К первой категории относятся бизнесмены, которые получили уже готовый бизнес, при этом не всегда честным путем. Такие люди часто нарушают нравственные принципы, используют других в своих интересах. Что касается предпринимателей-«творцов», их капитал – это они сами и их люди, честные и открытые отношения с партнерами, а также упорный труд и полная самоотдача делу. В этом плане бизнес, повторюсь, очень схож со спортом. К сожалению, люди часто не видят разницы между двумя этими совершенно разными категориями людей и приписывают всем бизнесменам коварство и беспринципность. На деле это далеко не так.

Мнения участников Сообщества:

Дмитрий Бабин:

ОК, мы действительно зависим от мнения общества. Нам навязаны определенные рамки, переступить которые порой губительно для имиджа, заработка и других выгод. Предположим, некто решил заняться любимым делом и не обращать внимания на общественное мнение. Общество ему навязывает, что при занятии им определенной должности, скажем, среднего или высшего звена, он просто обязан носить дорогие костюмы, ездить на машинах люкс-класса, говорить по дорогим телефонам. Иначе бизнес-партнеры не поймут, да и не примут такого человека. Согласитесь, что в подобной ситуации серьезные аргументы, чтобы подчиниться воле общества. Но как быть человеку, имеющему свой взгляд на мир, делающему своё дело? Или надо ввести четкое ограничение: ты занимаешься своим любимым делом, опираясь на свои сильные стороны, а бизнес есть бизнес, здесь придется уважать его законы? По-моему, введя это ограничение, мы уже вынуждены признать главенство общественного мнения и в скором времени 'статус' сделает из любимого дела вынужденное.

Сергей Колесников:

Не понравилось:
1. Обобщение «МЫ ПРИВЫКЛИ БОРОТЬСЯ СО СВОИМИ НЕДОСТАТКАМИ, НО РЕАЛИЗОВАТЬСЯ МОЖНО, ЛИШЬ ОПИРАЯСЬ НА СВОИ ПРЕИМУЩЕСТВА И СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»
Лично я никогда не боролся со своими недостатками - их у меня нет.
Понравилось:
1.Ссылка на Фромма. В свое время его «Man for Himself» был настольной книгой.
2.Сопоставление бизнеса и спорта
3. Девиз ««делай то, что тебе нравится, и делай изо всех сил». В моей интерпретации это звучит так: «Без стремления к максимуму не достигнешь результата»
4.Элегантный вид (черное платье, комплект жемчуга), умный взгляд очень красивой женщины :)
5.Фраза: «В первую очередь, ребенка надо любить». Вечная фраза.

Евгений Корнев:

Кстати, у меня есть обе последние книги Марины Мелия, весьма толковые, и не стоит забывать, что ММ как психолог специализируется на первых лицах и лидерах, а кроме того, она работала как психолог с лидерами нашего спорта в сборных.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Офис-менеджер, Московская область

Ок, мы действительно зависим от мнения общества. Нам навязаны определенные рамки, переступить которые порой губительно для имиджа, заработка и других выгод. Предположим некто решил заняться любимым делом и не обращать внимание на общественное мнение. Общество ему навязывает, что при занятии им определенной должности, скажем среднего и высшего менеджмента, он просто обязан носить дорогие костюмы, ездить на машинах люкс класса, говорить по дорогим телефонам. Иначе бизнес партнеры не поймут, да и не примут такого человека. Согласитесь, что в подобной ситуации серьезные аргументы, чтобы подчиниться воли общества. Но как быть человеку, имеющему свой взгляд на мир, делающему своё дело? Или надо ввести четкое ограничение: ты занимаешься своим любимым делом, опираясь на свои сильные стороны, а бизнес есть бизнес, здесь придется уважать его законы. По-моему, введя это ограничение мы уже вынуждены признать главенство общественного мнения и в скором 'статус' сделает из любимого дела вынужденное.

Председатель совета директоров, Москва
Бабин Дмитрий пишет:Общество ему навязывает, что при занятии им определенной должности, скажем среднего и высшего менеджмента, он просто обязан носить дорогие костюмы, ездить на машинах люкс класса, говорить по дорогим телефонам.
-глупость это и понты. Я работал и общался с топами самого высокого уровня, принимал участие в масштабных проектах, да и сейчас круг моего общения это крупнейшие топы и чиновники страны (в той же ассоциации независимых директоров, членом которой я являюсь) и никто из них не заморачивается кто в чем одет и какие у кого часы. Я как бывший швейник, считаю, что средняя цена костюма с себестоимостью и прибылью 500-600$ а костюм дороже 1000$ не стоит тех денег, которые за него платят. И мне лично никто ничего навязать не может, есть правила, приличия, дресс-коды и их надо соблюдать, но не более того.
Консультант, Казань
Я работал и общался с топами самого высокого уровня, принимал участие в масштабных проектах, да и сейчас круг моего общения это крупнейшие топы и чиновники страны (в той же ассоциации независимых директоров, членом которой я являюсь) и никто из них не заморачивается кто в чем одет и какие у кого часы.
Так потому и не заморачиваются, что у всех уже единый формат установлен, в его рамках действительно никаких заморочек нет: какая разница какая у Вас марка часов, если они стоят примерно так же как у всех остальных в тусовке.
Председатель совета директоров, Москва
Михаил Сафин пишет:если они стоят примерно так же как у всех остальных в тусовке.
-не знаю, не знаю, дороже 3000$ часов не ношу :D
Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Примитивная и крайне убогая ахинея, о которой столь же 'гениальные' авторы написали кучу макулатуры много лет назад.Видимо 'великий' коуч не в состоянии продать свои услуги и решил подработать столь недалекой халтуркой?

Генеральный директор, Благовещенск
Бабин Дмитрий пишет:Общество ему навязывает, что при занятии им определенной должности, скажем среднего и высшего менеджмента, он просто обязан носить дорогие костюмы, ездить на машинах...
Конечно, стереотипы существуют. А куда от ни деться? Но то, как к ним относиться, зависит от меры своей самосвободы и самоуважения. Хотя знаю многих (и себя в том числе :oops: ) уважаемых мною людей, которые вынуждены поддаваться влиянию этих стереотипов. Такова жизнь. Встречают все таки по одежке.
Бабин Дмитрий пишет:...и в скором 'статус' сделает из любимого дела вынужденное.
А вот это уже не верный вывод из правильной в целом посылки. Выбор всегда за Вами: «работать, чтобы жить, или жить, чтобы работать».
Генеральный директор, Москва
Евгений Корнев пишет:-глупость это и понты. Я работал и общался с топами самого высокого уровня, принимал участие в масштабных проектах, да и сейчас круг моего общения это крупнейшие топы и чиновники страны (в той же ассоциации независимых директоров, членом которой я являюсь) и никто из них не заморачивается кто в чем одет и какие у кого часы.
Все верно, Евгений. Нормальному топ- менеджеру по барабану какие у вас часы, у него голова занята совсем другими вопросами, и отвлекаться на часы просто некогда. Все эти дешевые понты про то какими должны быть костюм, часы, трусы и т.д. это результат массовой обработки сознания начинающих менеджеров со стороны продавцов дорогих товаров. Идет массовая подмена ценностей и приоритетов у человека в корыстных и безответственных целях. Создается ложное впечатление что дорогие часы могут что-то прибавить человеку. Вместо скромности и рачительности пропагандируется бахвальство, вместо достижения карьерный высоты своим трудом и реализаций таланта - быстрый взлет за счет понтов и прочей требухи. Что здесь можно сказать? Если хотите стать топ- менеджером не читайте глянцевых журналов, лучше займитесь чем-нибудь более полезным.
Председатель совета директоров, Москва
Алексей Матвеев пишет:Если хотите стать топ- менеджером не читайте глянцевых журналов,
-особенно по утрам :evil: :D :D
Генеральный директор, Благовещенск
Евгений Корнев пишет: Я работал и общался с топами самого высокого уровня, принимал участие в масштабных проектах, да и сейчас круг моего общения это крупнейшие топы и чиновники страны (в той же ассоциации независимых директоров, членом которой я являюсь) и никто из них не заморачивается кто в чем одет и какие у кого часы.
Конечно, глупо заморачиваться такими проблемами. Однако глупость не в том, какие часы носишь, а в том, как к этим часам относишься; как к 'малиновому пиджаку' или как к удобной и красивой вещи, которую, к тому же можешь себе позволить. Все должно быть естественно.
Директор по маркетингу, Москва
Алексей Матвеев пишет:Все верно, Евгений. Нормальному топ- менеджеру по барабану какие у вас часы, у него голова занята совсем другими вопросами, и отвлекаться на часы просто некогда.
Евгений Корнев пишет:-не знаю, не знаю, дороже 3000$ часов не ношу
Лет десять назад один московский партнер пригласил моего шефа и меня на переговоры в Москву. Все сложилось хорошо, обедать поехали в «Семь пятниц» на Таганке. Во время обеда разговор зашел о часах. Москвич похвалил часы моего шефа. М- Сколько?Ш- 25(сижу думаю – хорошая цена, почти месяц мне трудиться)М- ХорошиеШ- Да у тебя тоже не плохиеМ- Да ладно, трешку всего стоят.И тут я понял, что РАЗГОВОР ИДЕТ СОВСЕМ НЕ О РУБЛЯХ! Молодой был….Кстати, я думаю что на положительный результат подписания выгодного для нас контракта повлияло в том числе и наличие ТАКИХ часов у моего шефа.А по существу статьи – Не понравилось:1.Обобщение «МЫ ПРИВЫКЛИ БОРОТЬСЯ СО СВОИМИ НЕДОСТАТКАМИ, НО РЕАЛИЗОВАТЬСЯ МОЖНО ЛИШЬ ОПИРАЯСЬ НА СВОИ ПРЕИМУЩЕСТВА И СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ,»Лично я никогда не боролся со своими недостатками - их у меня нет.Понравилось:1.Ссылка на Фромма. В свое время его «Man for Himself» был настольной книгой.2.Сопоставление бизнеса и спорта3. Девиз ««делай то, что тебе нравится, и делай изо всех сил». В моей интерпретации это звучит «Без стремления к максимуму не достигнешь результата»4.Элегантный вид(черное платье, комплект жемчуга) умный взгляд очень красивой женщины :) 5.Фраза: «В первую очередь ребенка надо любить». Вечная фраза.
Виктор Шишкин пишет:коуч не в состоянии продать свои услуги и решил подработать столь недалекой халтуркой?
Виктор, думаю все же что с клиентами у Марины пока все в порядке. У нее очень уверенный взгляд (надеюсь что и на будущее тоже) :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.