Бытует мнение, что иметь в совете директоров или в составе команды топ-менеджеров экспата – это не необходимость, но обязательная дань имиджу. Званию солидной, инновационной компании нужно соответствовать. Сами участники рынка и консультанты с подобным утверждением не согласны категорически. Иностранные менеджеры могут не только решать конкретные задачи (IPO, выход на новые рынки, запуск нового продукта), но и разрабатывать стратегию и строить корпоративную культуру. Так как обстоят дела на самом деле, кто прав – противники иностранных специалистов или их сторонники, какие существуют преимущества и недостатки при приглашении на управленческие позиции экспатов?
Ответить на эти вопросы было призвано исследование, проведенное Kelly Services среди компаний-работодателей. Основной задачей этого исследования было определение отношения работодателей России к экспатам.
Выборка исследования состояла из топ-менеджеров компаний-клиентов, большинство из которых заняты на позициях HR-директоров. Среди опрошенной аудитории в 87% компаний работают экспаты. Средняя доля работающих в компании экспатов от общего числа сотрудников колеблется в пределах от 1% до 5%. Лишь у одной компании из всей выборки количество иностранных работников составляет 10%, то есть каждый десятый сотрудник.
Основные сферы, в которых заняты экспаты в России – это финансы (33%), маркетинг (21%), продажи (19%), и администрирование (14%). (рис. 2)
«В настоящее время российский рынок стремительно развивается, демонстрируя высокий спрос на высококвалифицированных специалистов, особенно управленцев. Самые большие проценты иностранных менеджеров в маркетинге и продажах объясняются тем, что данные области начали развиваться в России сравнительно недавно. В связи с этим на первый план выходит опыт западных коллег, которые обладают обширными знаниями и методологией ведения бизнеса. Для эффективного развития и обеспечения конкуренции на рынке многие российские компании путем бенчмаркинга стремятся получить западных менеджеров», - отмечает Ольга Калаушина, территориальный директор отделений дивизиона ProfessionalTechnical.
В 68% компаний, участвовавших в исследовании, иностранные работники занимают позиции топ-менеджеров, в 26% - позиции менеджеров среднего звена. Причем последние приходятся в основном на такие отрасли, как финансы и тяжелая промышленность.
Причины, по которым компании ищут на ключевые позиции и принимают на работу экспатов, варьируются. 68% компаний руководствуются наличием у последних зарубежного опыта ведения дел в той или иной области, 11% говорят о возможности введения инноваций в структуру компании (рис.4). Еще 7% респондентов упоминают знание западных технологий, как преимущество иностранных работников. Также среди ответов были такие, как «привнесение нового опыта, экспертизы и культуры», «зарубежные связи», «культура ведения бизнеса».
«На мой взгляд, самые сильные стороны экспатов – эффективный project management, стратегическое планирование и глубокое знание отраслей, еще сравнительно «молодых» для российского рынка. Именно благодаря этим качествам менеджеры-иностранцы особенно эффективны в реализации крупных проектов и развитии новых индустрий. Это подтверждается опытом многих западных FMCG-компаний, которые пришли в Россию во главе с командой иностранных управленцев. Однако когда у компаний накапливается опыт функционирования на российском рынке, основной менеджмент переходит в «русские» руки, а за экспатами остаются позиции генерального менеджмента», - отмечает Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services CIS.
Негативные аспекты приема на работу экспатов, отмеченные работодателями, – это высокие ожидания по заработной плате (34%), незнание русского языка и непонимание российского менталитета (26%), что способствует непониманию некоторых важных аспектов ведения бизнеса в России, а также сложности связанные с законодательством при приеме на работу экспата (20%). Общеизвестно, что оформление иностранных работников является сложным и трудоемким процессом (см. Рис.5). Незнание языка и менталитета также может порождать непонимание и конфликты между экспатом и остальными сотрудниками.
По мнению Наталии Матусовой, директора по продажам и маркетингу Kelly Services CIS, «в последние два года наметилась тенденция назначения российских специалистов высшего звена на должности, ранее занимаемыми иностранцами. Это в первую очередь связано с тем, что среди соотечественников с начала 90-х гг. успело вырасти поколение квалифицированных кадров».
Средняя длительность работы экспата на одном месте сильно зависит от сферы деятельности компании. Дольше всего иностранные специалисты задерживаются в FMCG и фармакологических компаниях – в среднем на 5 лет. Впрочем, это неудивительно. И тот, и другой рынки сегодня активно развиваются, в Россию приходит огромное количество именитых зарубежных компаний, которые, конечно, предпочитают работать с собственными специалистами. А в от IT-отрасли невозможно вывести среднее время пребывания экспата на одном месте – слишком сильно разняться данные по компаниям. Это можно объяснить проектной спецификой работы в отрасли.
Благодарим компанию KellyServicesCIS за предоставленные материалы
Фото: pixabay.com