Кредит доверия

Руководитель и подчиненный… Они часто не ладят, конфликтуют, устраивают тихие позиционные войны… Они не умеют правильно доносить свои мысли и не способны слушать и слышать. Они не понимают друг друга. И эти затянувшиеся разногласия не только мешают им спокойно жить и получать удовольствие от работы, но и существенно влияют на эффективность как конкретного отдела, так и компании в целом.

На эту тему написано много литературы, может быть, даже слишком много и слишком «наукообразно», поэтому трудно найти то, что нужно именно тебе. А ведь как хочется, столкнувшись с самой первой, и, следовательно, самой неразрешимой проблемой, просто открыть книжку и найти способ решения вот этой конкретной ситуации. Но в реальной жизни так не бывает. И любая не решенная вовремя проблема, отложенная на потом, со временем превращается в лавину конфликтов, саботажа и интриг, способную погубить даже очень хорошего менеджера.

Специалисты говорят, что руководителем сегодня быть нелегко. Обострившаяся конкуренция как на рынке отраслевом, так и на рынке персонала накладывает на начальников дополнительные обязательства, увеличивает список обязанностей, а количество часов в сутках остается неизменным. Поэтому возникает естественное желание саботировать часть функций и, как правило, страдает именно коммуникация внутри отдела. Это кажется таким неважным… Сначала.

Кроме того, многие руководители просто не готовы руководить. Парадокс, но это так. Этому мало где учат, и новоиспеченный начальник оказывается один на один с коллективом, который должен сделать эффективной командой. Задача непроста. В большинстве случаев успехи человека в области управления подчиненными зависят от его врожденных талантов и приобретенного опыта.

Но главное - все внутренние войны ведутся из-за плохих коммуникаций. Так как же их наладить?

Последние исследования показали, что, выбирая работодателя, кандидаты интересуются в первую очередь не размером жалованья, а коллективом и корпоративной культурой компании. Им важны люди, с которыми они будут работать. Часты и обратные ситуации – сотрудники не хотят уходить из фирмы, несмотря на массу отрицательных факторов, только потому, что их устраивает коллектив. Стоит задуматься и взять на вооружение.

Основа отношений между руководителем и подчиненными – доверие. Если сотрудник вам не доверяет – вы никогда не построите с ним эффективную коммуникацию, потому что он всегда будет искать подвох, не даст вам исчерпывающей информации и работать на все 100% не будет. И кто знает, к каким последствиям может привести наличие в отделе «слабого звена»? К тому же любому руководителю стоит задуматься и о себе – легко ли вам работать с людьми, которым не доверяете вы? Ибо недоверие рождает недоверие в ответ. Может быть, стоит потратить некоторые силы и «завоевать» сотрудника, чем не спать ночами и думать: «Сделает или нет? Подведет или нет?» - а потом еще и тратить время на перепроверку? Сделайте первый шаг сами – покажите, что вы доверяете пподчиненным.

Специалисты не советуют увлекаться излишним контролем и проверками, не нужно стоять над душой у работника и постоянно проверять, чем он занят. Как сказал один мудрый человек - того, кому доверяют, за руку не держат. Тотальный контроль создает напряженную, стрессовую ситуацию в коллективе, люди не захотят и не смогут работать с полной отдачей. Компания всегда будет получать только половину результата, а кроме того, такой ритм способствует быстрому «сгоранию» сотрудника, и вы как руководитель столкнетесь с проблемой постоянной ротации кадров. А это, помимо новой нагрузки, еще и тормозит работу отдела и снижает эффективность. У вас всегда есть способ проверить и оценить подчиненного, не прибегая к столь явным средствам.

Руководитель не должен забывать о карьерных устремлениях своих подчиненных – вовремя отправить на тренинг, подсказать направление развития, не скупиться на должности и ставки… И не ждите, что сотрудники сами скажут, что им нужно повышение: как правило, люди стесняются говорить об этом и молчат, а потом теряют интерес к работе или просто уходят. Держите руку на пульсе, это отнимет у вас пять-десять минут в день, но позволит вовремя предотвратить уход талантливого сотрудника. И еще одно замечание – если вы собрались беседовать с человеком о его карьере, сделайте этот процесс максимально неформальным, это располагает людей.

Некоторые руководители совершают еще одну весьма распространенную ошибку - начинают исповедовать принцип «сделай сам». Сотрудники часто отмечают, что начальник, дав им сложный проект или поручив найти решение нетривиальной задачи, полностью абстрагируется от процесса, и к нему нельзя даже обратиться за советом. Это неправильно. Мало того что это подрывает ваш авторитет специалиста, – непременно возникнет мысль: «А знает ли он ответ?» Но и как руководитель вы тоже не на высоте. Подобный стиль поведения убивает доверие и приводит к скрытому недовольству и интригам. А кроме того, вы не решаете свою основную задачу – вы перестаете быть эффективным, потому что процесс поиска решения затягивается.

Но самое основное и труднодостижимое искусство в руководстве людьми – умение слушать. Руководитель должен хотеть и уметь получать обратную связь по любым вопросам, должен не только задавать вопросы, но и слышать даже те мнения, которые не совпадают с его собственным. Вас не заставляют принимать любую точку зрения, но покажите, что вы услышали собеседника.

Помните - каким бы замечательным специалистом вы ни были, ваши подчиненные – это сила, которая при неправильном обращении с ней может если не погубить вашу карьеру, то испортить точно. Поэтому учитесь доверять им и договариваться с ними. Это совсем не больно.

При подготовке материала были использованы статьи Not Communicating With Your Boss? Count Your Blessings, When Your Boss Is Always Breathing Down Your Neck, When and How to Push Your Boss for More Help из издания CareerJournal.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.