Почему директор по персоналу ушел к конкуренту?

Успешные HR-директора независимы и могут уйти несмотря на то, что текущая ситуация на рынке труда диктует условия жесткой конкуренции. Количество кандидатов на эту должность превышает потребности бизнеса. Почему все же уходят директора по персоналу, чем они руководствуются и какую роль в этом процессе играет вознаграждение?

Динамика спроса на HR-директоров за последний год стабильна, хотя больших и интересных позиций не так много. Мы наблюдаем точечные наймы на эту роль, связанные чаще всего с заменой и переходами кандидатов, которые по тем или иным причинам покидают компанию.

Ситуацией управляет работодатель: он диктует условия и выбирает. И в первую очередь ему интересны кандидаты, имеющие подтвержденный успешный опыт работы. Особенно это касается крупных проектов – позиций, которые можно ждать годами. Потенциальные кандидаты на такую роль уже давно достигли потолка в карьере, и нет гарантии, что они захотят работать на нового работодателя. У них свои ценности, а потому вольны сами выбирать. Чтобы привлечь их, необходимо понимать их мотивацию.

Основанием для перехода подобных кандидатов служат скорее нематериальные аспекты. Однако при этом переходить с понижением компенсации чаще всего они не готовы. Интерес к аналогичной должности в другой организации у них может быть вызван несколькими причинами, а иногда и их совокупностью. Среди нематериальных мотивов лидируют:

1) Отсутствие понимания с генеральным директором (президентом), которому кандидат напрямую подчиняется. Как результат, директор по персоналу не входит в круг доверенных лиц вышестоящего руководства и, следовательно, не может быть главным лицом во взаимодействии бизнеса и персонала.

2) Отсутствие понятной стратегии, задач.

3) Кандидатов привлекают новые проекты и масштабные задачи, наличие объема полномочий, требующего дополнительных усилий с целью дальнейшего развития, одним словом, «свобода для творчества».

4) Первая роль в HR предполагает возможность работать в плотной смычке с бизнесом, быть бизнес-партнером для первого лица компании. Если такой связи нет, то кандидат к ней стремится. Для многих кандидатов важна сама личность руководителя, и чтобы последний понимал ценность роли HR в компании.

5) Возможность совмещать работу и свои интересы (work–life balance).

Большинство директоров по персоналу единодушны во мнении, что для уже состоявшегося кандидата важна возможность «свершения». Неудивительно, кандидат хочет быть создателем, участником эволюции, ему нравится делать то, что помогает бизнесу, предпочитает работать в компании на этапе изменений, где можно придумать и реализовать идеи, полномочия.

Таким образом, мы видим, что одной только денежной мотивации недостаточно. Хотя и без нее дальнейшие обсуждения с кандидатом малоперспективны. Само собой разумеющиеся вознаграждения разнятся в зависимости от географической принадлежности компании, объема и других условий. В таблице №1 приведена зарплатная вилка директоров по персоналу. К их общему доходу добавляются бонусы: годовой бонус может достигать 30-50%, дополнительный бонус – 30%, а также опционы (при наличии) и другие бенефиты.

Таблица 1.

Отрасль

Уровень зарплат

(указаны ежемесячные заработные платы гросс. Информация составлена на основе коммуникации с более чем 50 HR-директорами крупных компаний в России с численностью персонала от 1 тыс. – до более 10 тыс. человек)

Банки

400 тыс. – 1 млн руб.

Инвестиции

300 тыс. – 800 тыс. руб.

Страхование

350 тыс. – 500 тыс. руб.

FCMG и ритейл

350 тыс. – 800 тыс. руб.

Индустриальный сектор

350 тыс. – 1 200 тыс.руб.

ИТ / Телекоммуникации

500 тыс. – 1 200 тыс. руб.

Строительство и девелопмент

250 тыс. – 600 тыс. руб.

Также мы видим тенденцию, когда кандидаты из иностранных компаний не спешат переходить в российские. На практике им тяжело адаптироваться в отечественных структурах. Такие кандидаты делают фокус на задачи, которые предстоит решить, а потом оценивают все перспективы. Есть среди кандидатов и те, которые не готовы рассматривать другие варианты, и очень довольны своим текущим положением.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Адм. директор, Москва

Знаю компанию - одного из лидеров в своей отрасли, в которой нет HR-директора и собственник даже не задумывается о том, чтобы его завести. Это при том, что проблем с персоналом вагон и маленькая тележка. Компания выросла, а управление осталось по понятиям.

HR-директор, Пермь

Вы, Ильдар, привели типичную ситуацию в российском бизнесе. Гендиректор предпочтет девчушку около себя в роли HR-а. Она управляема и не возражает. HR есть ( модно), а ресурс не понимает своих задач, целей нет. Нет их и у руководства. Все счастливы: догоняем и догоняем, никак не модернизируем...

Адм. директор, Москва
Так и не понял, почему директор по персоналу ушел к КОНКУРЕНТУ. Подозреваю, потому что гендиректор нанял такую свинью, что, не дорожа репутацией, отправилась прямиком в стан ''врага''. Ну так и поделом директору - смотри кого нанимаешь. Нормальный HR не слишком привязан к той отрасли, в которой трудится, а бегать от конкурента к конкуренту - тем более как-то не комильфо... Интересно, знает ли автор об этой особенности? Похоже - нет. Иначе заголовок выглядел по-проще, без последних двух слов. А вообще, ушел - и славно. Ведомости. Хорошая тенденция. У кого нет подписки, цитирую: ''Под сокращение подпал и отдел по управлению человеческими ресурсами, который помимо всего прочего занимался рекрутингом и компенсациями. «Мы решили, что проблемы людей должны быть в центре внимания компании, ими должны заниматься все, а не отдельно взятый департамент», — объясняет Дэвид Гринберг, исполнительный вице-президент компании.''
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Игорь Кандауров пишет: «Мы решили, что проблемы людей должны быть в центре внимания компании, ими должны заниматься все, а не отдельно взятый департамент», — объясняет Дэвид Гринберг
К сожалению, опыт показывает, что если вопросом занимаются ''все'', то оказывается, что ими занимается ''никто''. Персональную ответственность кто-то должен нести за функцию. Есть аналогичное высказывание, что и маркетингом (и качеством, и...) должны заниматься все. Функция должна быть организационно подкреплена: назначен ответственный за нее.
Партнер, Санкт-Петербург
Николай Лотох пишет: Функция должна быть организационно подкреплена: назначен ответственный за нее.
Не говоря уж о том, что есть чисто рутинные задачи. Объявления о наборе (подзадача рекрутинга) в этой компании тоже подают все? Составляет их каждый на свое усмотрение? А что делать, если в целях повышение конкурентоспособности привлекается временный персонал, т.к. использование штатных сотрудников обойдется заметно дороже - например, если работа в другом городе? Руководитель подразделения оказывается в конфликте интересов, т.к. его сотрудники могут высказать претензии за отобранную у них работу и заработок. Похоже, что в статье имеет место лукавство - вынужденную меру сокращения обосновывают красивыми словами.
Адм. директор, Москва
Николай Лотох пишет: Функция должна быть организационно подкреплена: назначен ответственный за нее.
Полностью поддерживаю! Перед глазами картинка, многократно виденная лично. Президент собирает руководителей и дает задание. Не кому-то конкретно, а В ТОЛПУ! Как речь с трибуны. Сделайте, обеспечьте и т.д. Затем собирает эту же толпу и начинает отчитывать за срыв. Причем часто уже персонально! И тут уже начинается цирк в стиле ''а я чо? Я ничо, другие вон чо и то ничо''. Пока не назначат крайнего. А в итоге доходит до личной вражды между руководителями со всеми вытекающими для общего дела последствиями.
Адм. директор, Москва
Николай Лотох пишет: Функция должна быть организационно подкреплена: назначен ответственный за нее.
И я поддерживаю! А как же, против коллектива не попрешь :-) А теперь вопрос: ''огласите, пожалуйста, весь список'' функций ''управления персоналом''. Заранее исключаю из него некоторые важные, но специализированные вопросы, за которые, кстати, не платят те копеечки, которые приводит автор, а именно: кадровое делопроизводство и рекрутинг. Итак, что остается? Кстати, один я не понял, почему HR ушел к конкуренту?
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Игорь Кандауров пишет: А теперь вопрос: ''огласите, пожалуйста, весь список'' функций ''управления персоналом''.
На мой взгляд, нужны функции управления предприятием, одна из которых - управление персоналом. Ее можно тоже дробить: - подбор - мотивация - аттестация (оценка) - увольнение - перемещение (выдвижение) - и т.д. Но если за персонал никто не отвечает - это значит, что фирма маленькая или что-то намудрили
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.