Ваша компания готова к личностному росту сотрудников?

В последнее время модно «инвестировать в человека», заниматься развитием сотрудников, создавать лидеров. А что готовы компании дать таким работникам? Ведь голод личностного роста должен быть утолен не только за счет чтения книг и прохождения бесконечных тренингов. Главное, чего хочет «растущий» человек – чтобы окружающая среда соответствовала его расширяющемуся Эго. Чтобы огонь в глазах не был результатом использования розовых очков, а отражался от окружающей действительности.

Общеизвестный факт - если человек не верит в то, что делает, то и приемлемого результата у такой работы не будет. В свое время, будучи юн и наивен, я получил первый урок по этому предмету. Тогда я устроился на работу «экспедитором» и в первый же день нас отправили «в поле» продавать целый пакет всевозможных благ цивилизации по «невероятно низкой цене». Это были чайники и утюги, которые обычно не доживали до следующего утра, однако я этого, естественно, не знал и считал, что дарю людям невероятный шанс. И пока я не знал правды, быстро смог добиться достаточно высоких результатов в сфере продаж B2C (ну, позвольте уж мне это так называть). Люди несли деньги из чуланов, одалживали у соседей, снимали с карточек, я получал похвалу от старших товарищей. Но потом иллюзия рухнула, розовая пелена с глаз испарилась, и я увидел «всю правду» альтруизма компании. После этого мой успех исчез, и я не смог заставить себя работать, осознавая истину. Я ушел, выслушивая вслед выкрики старших, что я не создан для продаж. С тех пор прошло почти десять лет, и все эти годы я работаю в сфере продаж, правда, теперь выбираю «правдивых работодателей».

Все, это я рассказал, уважаемый читатель, для того, чтобы на моих «граблях» был виден живой опыт человека, работающего в среде, и разный ракурс преподнесения этой среды. Сначала я видел крупную компанию, которая делает «добро», я был фанатом своей работы, но потом, узнав истину, я не смог работать и стал ненавидеть своего работодателя.

Похожая ситуация происходит в случае с корпоративным образованием, а, точнее, с образованием, направленным на самосовершенствование сотрудников. На таких тренингах и курсах человеку объясняют «устройство мира» и его положение в нем с некоторым акцентом на уникальность работника. В результате человек начинает ценить себя как личность и приглядываться к окружающей его среде. И вот в данный момент именно вы, как руководитель, отвечаете за будущее сотрудника в вашей компании.

Вы заставили человека поверить, что он «супер-креативщик», а потомтна его предложение говорите, что сейчас не время или средств. Или воспитали лидера, а потом, выслушивая его идеи, снисходительно улыбаетесь, трепля за щеку, мол, молодец какой, сколько напридумывал, ну мы это, конечно же, в копилочку идей засунем. Или создали атмосферу богатства и успешности, натренировали сотрудника на то, что все в его руках, и он сможет купить себе «Феррари» уже в этом квартале, а потом говорите: «Ну, вот, сейчас у нас некоторые финансовые проблемы, мы тебе обязательно в следующем месяце все компенсируем».

В такие моменты ваш натренированный сотрудник, который, наконец, поверил в себя и свое светлое будущее, начинает понимать, что среда как-то не совсем подходит под его миропонимание. Что он болезненно переродился, затратил огромные космические ресурсы, чтобы перебороть себя и стать активным и целеустремленным, а вокруг вроде ничего не изменилось. А на самом деле даже ухудшилось, потому что раньше среда была привычно-унылой, а сейчас, когда он изменился, оголила свои недостатки и режет глаз.

Данная проблема сродни пресловутому оттоку мозгов на уровне государства, только в масштабах отдельно взятой компании. На самом деле ваша компания занимается альтруизмом в сфере образования чужих сотрудников.

Как результат подобного «просветления» поиск новой (более подходящей обновленному сотруднику) работы - это в самом лучшем случае. В такой ситуации для сотрудника не самый лучший вариант продолжать работать «в том же духе», так как в результате у него начинает прогрессировать целый букет психологических проблем, который в итоге может обернуться достаточно серьезными последствиями. Для работодателя подобная ситуация также не благоприятна, так как подобные сотрудники не только не выполняют свою работу добросовестно, но еще и стараются как можно больше «нагадить» либо делом, либо словом. Отсюда вытекает и наличие «дедовщины», и «закулисные интриги», и остальные проявления недовольства сотрудников. Особенно резко это проявляется в таких регионах, где нет возможности «вырасти» в других организациях, то есть, просто некуда идти. По началу сотрудники гордятся тому, что работают в такой компании как ваша, но со временем, расширяя свой кругозор, понимают, что готовы не только уйти от вас, но и вообще сменить место жительства.

Вывод из вышеизложенного следующий: если вы решились всерьез заниматься личностным ростом своих сотрудников, постарайтесь соответствовать их будущему уровню и никогда не врите. Конечно, развивать сотрудников можно и нужно, особенно в профессиональной сфере, просто будьте готовы к тому, что ваша организация не выдержит конкуренции с другими, более достойными, и не помогут ни конкурсы с речевками, ни другие проявления корпоративной культуры. Ведь чаще всего, ваша организация это всего лишь, очередной семестр в образовании сотрудника, и только в ваших силах заставить студента стать академиком.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
IT-консультант, Москва

Правильно, зачем что-то давать людям? И деньги на ветер, и перспектива не радужная. Давайте и в офисе как в школе: 14 летним переросткам объяснять математику на пирожках. Или в институте кое-как рассказать тему кто кому как может. И зачем личности развиваться? Подумаешь, модно... Сейчас нужно быть безграмотным незнайкой. Как в моем любимом фильме: ''летать пока не умеют, стрелять тоже, но орлы...''.

Руководитель, Украина
Татьяна Орлова пишет: И деньги на ветер, и перспектива не радужная.
Был как-то предложен на этом сайте кейс с описанием проблем ухода сотрудников после их подготовки, обучения и стажировки в иностранных компаниях, где они и оставались. Решения этого кейса в основном были основаны на ''драконовских'' методах. Видно проблема очень болезненна. Обучать опасно и не обучать тоже нельзя. Думаю, что обучение за счет предприятия должно быть точечным, направленным на узкую специализацию профессионалов. Так им труднее будет сменить работу и не надо будет сильно материально стимулировать. Широкое и разностороннее обучение обычно сильно повышает самомнение сотрудников и усиливает их стремление к поиску нового места работы - стремление к реализации своего ''права на выход''. Мне кажется, что всякое обучение должно быть связано с подготовкой кадрового резерва и карьерным ростом, это один из способов не ''выбросить деньги на ветер''. Перевирая классика, - ''Учить или не учить, вот в чем вопрос''.
HR-директор, Москва

Обучение не происходит само по себе отдельно взятых сотрудников. Тогда конечно же они убегут, как выросшие из коротких штанишек. Когда такое происходит, руководители (кто направляет на обучение) плохо представляют себе цели, зачем они это делают.
По-хорошему, обучение всегда - в рамках системы. Что должно измениться на уровне системы (в том направлении, где есть потребность обучиться)? Чего таким шагом хочет добиться руководство? Полезно руководителям учиться вместе с подчиненными. Первые шаги изменения и роста новой системы произойдут при участии старой команды. Люди не убегут, им нужно дать возможность скорее реализовать полученное на практике и получить/закрепить результат. Реализовать сумасшедший азарт после обучения. Тогда даже уход не страшен, как его малюют. В новую систему придут уже люди нового формата, под ее требования.
Я думаю, проблема не в обучении как таковом, а в головах руководителей. Вот они и набивают свои шишки. Уровень людей притягивается именно такой, который соответствует уровню создателей системы.
И еще замечаю, из хороших компаний люди не уходят, сколько их не учи и не вкладывай, еще больше держатся. Это там, где есть возможность применять новые знания и навыки за адекватный твоей стоимости доход, а также где есть взаимопонимание с политическим и стратегическим уровнем по ключевым вещам (когда жизненные ценности разного уровня совпадают). Я точно знаю несколько таких компаний, хотя их конечно же меньшинство.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.