Когда редактор Executive.ru договаривался с Евгением об интервью, его представления о ResumUP были как о сервисе, где любой может в три клика создать свой визуальный профессиональный профиль, чтобы потом разместить его в соцсети или на работном сайте. Где же здесь деньги? Чем «веселые картинки», каким воспринимают платформу многие российские пользователи, может помочь в моделировании карьеры? Об этом, а также о том, каким должно быть «продающее» резюме и особенностях подбора команды в стартапе мы поговорили с Евгением Барулиным, CEO & Founder ResumUP – проекта, который изначально ориентирован на глобальный рынок.
Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, подробнее о ResumUP, как он появился, как работает, для чего предназначен?
Евгений Барулин: Примерно год назад мы начали работать над проектом. Изначально это была идея визуализировать резюме. Предыстория недолга: мир рекрутинга изменился, 50 лет назад люди открывали газету, находили объявление о том, что на какое-то предприятие требуются сотрудники, доставали печатную машинку или от руки создавали резюме, отправляли его и ждали ответа. Сейчас все изменилось, от факсов мы перешли к электронной почте, от газет – к онлайн-ресурсам и рекрутинговым сервисам, но резюме в той форме, в какой изобретено в 50-х годах XX века, существует до сих пор. Мы подумали, что резюме как печатный документ очень хорошо структурировано, и поэтому информацию, которую оно несет, можно визуализировать. Для чего? Чтобы рекрутеру не приходилось прочитывать одну-две-три и более страниц текста, а при большом потоке резюме с одного взгляда видеть, подходит ли человек или нет, легко выделять интересное. Исследования показывают, что специалисты по подбору изучают каждый документ за шесть секунд. Мы делаем сервис, который позволяет процесс упросить, не упуская главного. С другой стороны, сейчас многие кандидаты имеют аккаунты в социальных сетях, и мы предоставили возможность делать резюме, как текстовое, так и визуальное, в один клик – залогинившись с помощью любого из существующих соцсервисов, от Facebook до LinkedIN. Мы собираем с профилей доступную информацию о профессиональной деятельности и создаем визуальный профиль, который можно использовать как резюме.
Эта визуальная визитная карточка достаточно долго была нашим продуктом. В то же время мы долго общались с пользователями по всему миру и смотрели, куда мы можем пойти дальше с этой идеей, или, оттолкнувшись от нее, какие ценности могли бы представлять. Поэтому сейчас ResumUP уже не сервис визуальных резюме. Попутно мы выполняем эту функцию, чтобы пользователь мог одним взглядом оценить свой прошлый опыт, достижения и навыки. Но если мы целимся в более молодежную аудиторию, то нужен другой подход. К примеру, если мы смотрим на пользователей Linkedin, то это люди 40-42, middle to top, состоявшиеся в карьерном плане. Если мы обращаемся к аудитории более молодых людей, то, возможно, это поиск первой работы, у которых нет ни опыта, ни достижений, ни какой-то сети контактов, чтобы понять, на какую должность и в какую компанию пойти. В основном, по всему миру, первая работа – это то, куда тебя «запихнули» родственники, или посоветовали друзья, одноклассники. К сожалению, многие люди начинают карьеру именно таким образом. Мы предполагаем, что профессиональный успех зависит от того, кого ты знаешь, помноженное на то, что ты знаешь. Из ResumUP мы хотим сделать такой сервис, который бы показывал, кого и что нужно знать, чтобы достичь любой карьерной цели. Стать банкиром или зарабатывать $100 тыс. – по любой задаче в профессиональной деятельности мы можем предоставить пользователю информацию.
Алгоритм примерно следующий: мы определяем текущую должность человека и набор навыков, которыми он сейчас обладает (skill set). Планируя в будущем конкретную цель, мы можем назвать навыки, которые необходимы на этой заданной позиции. И сопоставляя данность с тем, что необходимо, в зависимости от того, в какой точке кандидат находится, мы можем нарисовать карьерный путь от одного до пяти шагов, построенный на том, какие качества, умения человеку нужно развивать на каждом этапе на пути к цели. В у нас в базе сейчас более 10 млн профилей, и проанализировав профессиональный путь, сходный с тем, что мы выбрали для себя, поняв, какие нам требуются умения, мы можем наметить гипотетическую траекторию движения. Нельзя стать сразу из студента банкиром, нужно пройти определенные ступеньки. Но это только в теории, на практике все может быть по-другому. Поэтому мы показываем пользователю людей, уже достигших той цели, к которой он стремится. Сервис самообучающийся: чем большую аудиторию мы имеем, тем более релевантные данные мы можем предоставлять каждому.
Executive.ru: Какие ценности ваш сервис предоставляет обычным пользователям и работодателям?
Е.Б.: В зависимости от того, какую карьерную цель пользователь себе поставил, мы можем распределить его друзей по заданной шкале. То есть сервис указывает на тех из окружения, кто мог бы быть полезным для реализации карьерного плана, а также на других пользователей сервиса, не знакомых, но обладающих желаемым опытом. И здесь мы наметили очень важный сдвиг. Уже существующие профессиональные сервисы для рекрутинга и поиска работы, как то LinkedIn, Viadeo, направлены на прошлое – каких успехов человек достиг в прошлом, какие у него есть контакты, опыт, образование и так далее, все строится вокруг этого. ResumUP не про прошлое, он про будущее. То есть мотивация, желания, стремления человека (aspiration) важнее для выбора дальнейшего пути, чем весь его прошлый опыт. Основа коммуникации пользователей в Linkedin, к примеру, – рекомендации. Может ли вас порекомендовать тот или иной знакомый будущему работодателю? Для нашего проекта, как мы предполагаем, основой могут стать советы. То есть пользователь может спросить у тех людей, которых ему предлагает система о том, как достичь такого же уровня, занять такую же должность или столько же зарабатывать, стоит ли для этого пойти учиться, куда и так далее.
То есть, отвечая на вопрос, скажу, что мы больше ориентированы на пользователя. Но раньше мы делали конечный продукт для рекрутеров, чтобы им было проще эти базы данных просматривать. Мы реализовали концепцию визуального рекрутинга, когда анализировали и сопоставляли визуальные вакансии и резюме с высокой долей совпадений. Но пришли к выводу, что если мы сможем дать на проекте пользу для аудитории, если для нее это будет функционально, то тогда уже, нарастив базу пользователей, будем предлагать решения для лидогенерации и высоко таргетированной рекламы.
Поясню на примере Google. В отличие от крупной поисковой системы, которая помнит ваши прошлые запросы и в соответствии с ними может предлагать высоко таргетированные рекламные предложения, ResumUP знает не только о прошлом, но и о будущем. Конечно, мы не Google, не можем ответить на все вопросы. Но стараемся подобрать наиболее релевантные результаты, как по социальной части, так и по карьерной, основанные на достижениях и устремлениях пользователей.
Executive.ru: Можно еще раз подробнее о том, на чем вы планируете зарабатывать? Какова бизнес-модель проекта?
Е.Б.: Смотрите, у нас есть профили пользователей, и есть определенная цель. И к ней мы предлагаем информацию, кого человек должен знать, какое образование получить, где поработать и так далее, шаг за шагом. Наше желание состоит в том, чтобы побудить пользователя сделать шаг в реальной жизни. Под действительные потребности человека мы предлагаем продукт – мероприятия, курсы, семинары, конференции. К примеру, если человек хочет стать банкиром, мы сообщаем ему, что самые успешные банкиры окончили Гарвардскую Школу Бизнеса, и сразу же даем у нас на сервисе ссылку на заполнение заявки в этот университет. Не берусь сказать за Гарвардскую школу, но какой-нибудь MBA в штате Айова стоит $70 тыс., и у них нехватка студентов. За каждого пришедшего (а он хочет учиться, это входит в его карьерный план) они готовы платить большие деньги. Это и есть система лидогенерации: мы разогреваем пользователя и передаем его на сайт (в руки бизнес-школы и так далее), где он совершает действия, которые нужны партнеру. Мы показываем человеку возможные варианты, и он сам для себя формирует ключевые потребности. Второй способ зарабатывать – когда мы нарастим достаточно релевантную базу резюме, сможем продавать ее рекрутерам. То есть это будет платный доступ к базе отфильтрованных пользователей, которые указали в своем профиле, что они открыты к предложениям и ищут работу.
Здесь главное уловить одну вещь. Мы строим не сервис, а платформу. Потребность на рынке в людях очень высокая, и в информации об их прошлом и будущем. К платформе, основная задача которой – предоставлять ценность для пользователя, могут подключаться различные сервисы. Безусловно, на этапе запуска и выхода на рынок нужен очень сильный партнер, у которого этой информации много. Если говорить о работных предложениях, то самостоятельно создать базу по все открытым вакансиям практически невозможно. Нужен кто-то, у кого миллионы миллионов карьерных предложений. То же самое и с образованием. Необязательно обзванивать все университеты, составляя список курсов самостоятельно. Есть специальные агрегаторы, тоже организованные по системе лидогенерации. Мы хотим стать платформой, которая подключает все эти сервисы. Сложно подобрать курсы какому-нибудь пользователю в Бангладеше, который хочет стать поваром-гуру в японской кухне, не обладая сильными партнерами. Но они подключаются сами. Эти компании обладают только информацией – какой-то вакансией, конкретным предложением. Попробуй на эту открытую должность найти кандидата. Мы же предлагаем им совсем подогретого соискателя, который имеет такую потребность. Основная задача – сделать пользователю хорошо.
Executive.ru: Расскажите о вашей команде, какими силами вы делаете проект?
У нас абсолютно продуктовая команда. У нас нет маркетологов, пиарщиков, нет никого, кроме создателей сервиса. Есть группа девелоперов – программистов, которые делают алгоритм, занимаются поддержкой серверов, и группа дизайнеров – в вебе и так скажем пользовательском поведении (user experience, user interface). Вот и вся команда.
Executive.ru: Пробовали ли измерять аудиторию сервиса – кто чаще пользуется, среди специалистов каких отраслей он более востребован?
Е.Б.: У продукта в мире нет аналогов. Понятно, есть заменители – можно где-то заказать консультацию, есть такие специальные люди, занимающиеся планированием карьеры. Мы же пытаемся вывести это онлайн. Проект нацелен на глобальный рынок, и с точки зрения аудитории, могу сказать, что разница восприятия продукта у российского, бразильского, американского, японского пользователей – очень существенная. Наши пользователи в основном американцы. Не скажу, что все, но в России в основном на нас смотрят как на веселые картинки. В Штатах с детства люди думают о том, как им стать успешными. В своих CV они обычно отмечают, даже школьники, свои успехи: они выиграли конкурс скорочтения или стали чемпионами штата по природоведению... Потому что знают, что для них это шанс поступить в лучший университет, чтобы потом получить лучшую профессию и построить хорошую карьеру.
Основную массу наших пользователей составляют люди, так или иначе причастные к сфере IT: программисты, дизайнеры, также представители творческих профессий, достаточно много CIO малых компаний. Понятно, что аудитория разная: есть повара из Австралии, дизайнеры из Бразилии, рекрутеры из Дании. У каждого проекта есть свои ранние принимающие, евангелисты, и у интернет-проектов они всегда одни и те же – профессионалы из сферы IT.
Executive.ru: Как создать «продающее» резюме, бьющее точно в цель?
Е.Б.: Если смотреть на статистику, 80% находят работу любую через личные контакты и вообще не используют резюме. То есть это рекомендации, личные сети контактов. Все немного глубже. Обычно срабатывают слабые связи, то есть друзья друзей, не близкий круг. А люди, которые делают и размещают резюме на одном из сайтов онлайн-рекрутмента – это 5-10% от всех тех, кто ищет работу. Если мы говорим о специалисте высокой квалификации, то скорее работа его ищет, его готовы переманить, и резюме как таковое ему не нужно. Хотя этот документ должен быть в любом случае, особенно если у кандидата нет личных связей, контактов. Хорошо, если человек подготовил список компаний, в которых он хотел бы работать. Тогда в резюме можно отразить то, что они ожидают получить – такой self-branding, самомаркетинг если угодно, и так далее.
Почему ResumUP направлен в будущее? Любой кандидат оценивается по двум параметрам: как он может выполнять текущую работу (рекрутер делает выводы, основываясь на том, чем специалист занимался в прошлом), вторая, очень важная часть, которую не понять ни из одного резюме, – куда он хочет двигаться. Для компаний намного ценнее не привлечение, а развитие талантов – talent management. Наш проект – две стороны одной монеты: резюме, профиль – про прошлое; мои планы, то, к чему я хочу двигаться, – это про будущее. Резюме – что кандидат может дать компании, цели, планы развития профессионала – это запрос к работодателю, может ли он помочь реализовать задуманное. Поэтому правильный вопрос к любому соискателю – для чего он устраивается в ту или иную организацию. Просто заработать деньги – это одна история. Если он стремится развиваться дальше, нужно смотреть, что компания может ему в дальнейшем дать. И вообще поиск работы нужно начинать с вопроса «для чего, зачем».
Как создать резюме – это очень сложный вопрос. Это как написать сочинение «как я провел лето», но стандартное, как у всех. Поэтому нет каких-то особых секретов вроде «если напишете так, то вас обязательно выберут». Старайтесь выделиться, сообщайте правду. Меня часто спрашивают: вот у вас на ResumUP можно соврать – нарисовать себе в опыте, успехах то, чего нет. Конечно, а разве в обычном резюме нельзя?
Если обобщить, то советы будут такие: нужно отличаться от других, ориентироваться на ту компанию, в которую хотите попасть, делать акцент на том, что вы можете дать ей, и смотреть на то, что эта организация может предоставить вам для ваших карьерных целей. Для начала можно найти контакты – через социальные сети, к примеру. В интернете множество специалистов, которые работают в той компании, куда вы так стремитесь попасть. Резюме при грамотном подходе и поиске работы присылается в самую последнюю очередь, когда тебе говорят: здорово, отлично, присылай резюме, я его отнесу руководителю или в отдел кадров. Если взять кейс LinkedIn, то там основными пользователями являются не рекрутеры, а начальники отделов. Первичный поиск кандидатов осуществляют именно они. Потом уже, если не получилось закрыть вакансию, информацию об открытой должности относят в отдел кадров. Кандидату нужно выйти на начальника отдела, что сейчас достаточно реально, а потом уже писать резюме. Так есть больше шансов, что это резюме не попадет в папку «Спам».
Executive.ru: Есть ли какие-то существенные отличия между резюме, которое кандидат высылает в компанию, и тем, которое он отправляет в стартап?
Е.Б.: В стартапах важней всего мотивация людей. Потому что по всем условиям, бонусам, мы не можем переплюнуть какие-то корпорации. Если говорить об IT-проектах, то их основа – программисты, которые должны быть профессионалами, чтобы решать нетривиальные задачи. Процесс подбора таков: резюме не обязательно. Конечно, если человек пришлет информацию о себе в формате ResumUP – это будет здорово. Важно понимать, что на основе резюме не принимаются решения о приеме на работу, все равно нужно собеседование. У нас оно проходит так: для начала мы спрашиваем человека, который приходил с желанием работать именно в нашем проекте, – зачем? Для чего ему это нужно? Если у него находится внятный ответ на этот вопрос, мы зовем его на собеседование. Это на самом деле очень глупая вещь, и первая встреча состоит в том, что я где-то час говорю – рассказываю о проекте: что мы делаем, чем хотим стать, и даем человеку очень непростое тестовое задание. Если кандидат загорелся идеей, видит в ней потенциал, верит, что мы действительно сможем сделать невообразимые вещи – из России стать глобальным игроком, порвать рынок и так далее, – если его устроят сложные задачи и работа без выходных, то он выполнит пробный проект, каким бы он сложным ни был, в кратчайший срок, за бессонную ночь. И такого человека мы сразу возьмем на работу. И при этом неважно будет, студент ли он питерского политеха, или самоучка, который раньше нигде никогда не работал. Сразу оговорюсь, что из десятков собеседований (и стольких же потраченных часов), наверное, выстрелило только два. Зато так мы получаем мотивированного сотрудника, заинтересованного в успехе проекта. Взамен мы даем человеку невероятную скорость принятия решений в реализации идей, возможность влиять на конечный результат и ошибаться, делать и видеть пользу от продукта своего труда.
Беседовала Галина Драгун, Executive.ru
Фото: pixabay.com
Цитата: ''с помощью любого из существующих соцсервисов, от Facebook до LinkedIN''
Комментарий после просмотра видео: ТОЛЬКО с помощью Facebook до LinkedIN. Есть разница?
А вообще, менеджер, зависающий в соцсетях - потенциальный кандидат на увольнение. По целому ряду причин. От потерь рабочего времени до проблем безопасности. Скажете - ретроград, тормоз прогресса? Наверное. Но это - мое мнение.
И вообще поиск работы нужно начинать с вопроса «для чего, зачем».
А меня вот эта фраза у рекрутеров всегда умиляет. Я в течение 4 месяцев после сокращения в годы приснопамятного кризиса работу искал, и всегда его задают. Да ответ простой - ''жрать что-то надо''
Коллеги, а я вот увидел другую интересную идею. А именно - про планирование карьеры и как подзадача - планирование сети контактов. На мой взгляд, это самое важное из описанного в статье.
В самом деле, у каждого из нас есть образец для подражания. Истории успеха пользуются огромной популярностью. Посмотрите хотя бы на продажи книг. Но как выстроить свой карьерный путь - далеко не всегда понятно. И здесь нам может помочь статистика. Например, при сходном с Вашим карьерным ростом и сходными с Вашими карьерными целями, 80% людей прошли через компанию XXX, YYY или ZZZ. Возможно, Вам тоже стоит обратить пристальное внимание на одну из этих компаний?
Единственное ограничение - выборка должна быть достаточно большой и релевантной.
В общем, всяческих успехов создателям сервиса!
Сервис стал платным - притом, совсем не условно. Хотя создатели обещали, что для пользователей будет ВСЕГДА бесплатным