Размышления о публичности тренера

Прожив в тренинговом бизнесе более четырех лет, я задаюсь вопросом: что означает публичность тренера? К чему она ведет? Каковы особенности этой публичности?

Сам термин «публичность» ( по англ. publicity), в толковом словаре русского языка Ушакова трактуется как отвлеченное существительное от «публичный» (от латин. publicus — общественный), имеющее два значения:

1. Совершающийся в присутствии общества, публики, открытый, гласный. К примеру: gубличное выступление.

2. Общественный, находящийся в распоряжении общества, устроенный для общества, не частный (устар.). Публичные здания. Публичный музей. Публичная библиотека.

Таким образом, в самом термине уже соединяется некая открытость тренера и нахождение его «в распоряжении общества», что и может повлечь за собой так называемый феномен «выгорания».

Тренер – работа активная, с постоянным осмыслением, саморазвитием, поиском новых истин и постановкой целей, высокой самомотивацией. Продолжать можно очень долго…

Миф личности тренера

Книги и интернет твердят нам о «мифической» личности тренера – человеке с супермегахаризмой и уверенной жизненной позицией. Работодатели также зачастую ищут чудо-личность, этакого сверхчеловека Ницше для выполнения поставленных сверхзадач…

И при всем этом у тренера есть границы.

Границы тренера

Умение грамотно и четко устанавливать границы с другим, не погружаться, но и не быть на поверхности, правильно взаимодействовать – возможно здесь кроется чудо «невыгорания», самоисцеления тренера-профессионала. Само понятие психологических границ активно используется в психологии, но в тренерстве есть своя специфика, особенно, если тренер «играющий», то границы могут растекаться и собираться вновь.

Границы можно и нужно тренировать! И это происходит и в бизнес-контакте, и в последующем анализе ситуации, в сделанных выводах. Как же тренировать границы?

Постоянная тренировка границ – от расширения к сужению - применяя восточные техники, тренер может просто течь, стать водой. Таким образом он тренирует возможности своего общения на разных уровнях, с собой, в диалоге с другим, с группой. Здесь применяется визуализация: можно лечь, расслабиться, сосредоточиться на дыхании, и представить свое тело в воде, постепенно становясь водой.

Стать травой – прорастать везде и во всем, оставаясь собой, также применяя технику визуализации.

Это образные, медитативные упражнения всегда помогают не только восстановиться, но и найти тот ресурс и свечение, которые так необходимы тренеру.

Ритм тренера

В психологии и психотерапии есть классическое упражнение. Я называю его «Танец с карандашами» - два человека стоят друг к другу лицом, один участник берет в руку карандаш, одной стороной прислоняя его к указательному пальцу, и приглашает к другой стороне палец партнера. Таким образом, по обе стороны карандаша два человека, которые начинают движение. Цель – удерживать карандаш и при этом двигаться. Здесь очень четко можно отследить ритмичность взаимодействия участников. Посмотреть, кто ведет, кто подстраивается, кто двигается активнее, и наоборот. Это упражнение очень информативно и для самого тренера, оно показывает, как он взаимодействует с другим участником или группой.

Дзен для тренера

Сегодня читала Елену Сидоренко – приятно читать современного классика тренинга, где все правильно и все значимо… И вдруг поняла, что все уже иначе, по-новому. Объясню: глобализация уже наступила – мы все в сети интернет, в виртуальных сообществах, мы стали не просто ее странниками, но и постоянными жителями.

Мировой экономический кризис 2009 года. Кризис – это всегда переход на новый уровень, переход достаточно болезненный, но теперь все будет иначе, и это касается как экономики, так и прочих отраслей жизни людей.

Современный тренер – тренер рефлексирующий, ибо отдаваться только внешнему – означает потерять максимальную силу воздействия в процессе общения. И только тренер, умеющий сочетать и чередовать уединение и диалог с миром, выйдет на новый уровень саморазвития, и создаст новое в своей группе, заполнив его смыслом.

Итак, подводя краткий итог, постараюсь ответить на поставленные выше вопросы:

Что означает публичность тренера? К чему она ведет? Каковы особенности этой публичности?

На мой взгляд, публичность тренера означает открытость и грамотное общение в корректно поставленных границах.

Чрезмерная публичность может привести к так называемому «выгоранию», но грамотное «уединение» поможет перейти на новый уровень понимания себя и других.

Особенности публичности тренера в том, что в группе тренер всегда взаимодействует с другими участниками, осознанно ставя перед собой цель и предвидя некий результат. При этом именно в процессе взаимодействия видны все проблемы и шероховатости личности тренера. Поэтому здесь может иметь место профессиональное напряжение, с которым тренеру необходимо грамотно работать, создавай между ним и группой невидимые нити значимого и продуктивного диалога.

В конце статьи хочу сказать о слоях значимых отношений в жизни тренера.

Слои значимых отношений тренера

Возможность иметь несколько слоев значимых отношений для тренера особенно важна. Так как именно самый близкий слой – интимный – семья, друзья и формируют так называемую чудо-личность тренера. Затем это выходит на рабочий уровень и входит в личность. Все дело в уровне открытости. Да, в той самой открытости, которая помогает эффективно взаимодействовать с другим.

Хочу сказать, как человек, переживший достаточно сильный психоэмоциональный опыт в жизни: у каждого из нас существует тот слой интимности, который закрыт даже для самой личности в обычном состоянии, и только в знаковых жизненных ситуациях происходит это судьбоносное общение с самим собой…И как нащупать пределы этой интимности? И где она граничит с публичностью? Ответить на этот вопрос самому себе может только сам человек.

Ибо, как говорили древние: «Врач, исцелися сам»… Тренер, начни с себя!

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Татьяна, как говорится, ничего личного...
Тема статьи и заявленная проблема надуманы. Зацепка за неудачный термин и последующее разворачивание логики статьи на собственном неудачном выборе термина - детская ошибка начинающего специалиста.
Все содержание ''ужимается'' в рассказ о приеме работы с карандашом... Хм...
Как заканчивается один старый анекдот: ''Человек, зачем приходил-то?''

Менеджер по обучению персонала, Иркутск
Вот, Татьяна, без обид :). Дочитал до этого: ''Книги и интернет твердят нам о «мифической» личности тренера – человеке с супермегахаризмой и уверенной жизненной позицией. Работодатели также зачастую ищут чудо-личность, этакого сверхчеловека Ницше для выполнения поставленных сверхзадач… И при всем этом у тренера есть границы. '' И понял, что ничего не понял. Как первые два предложения связаны с третьим? Прочитал еще немного: ''Умение грамотно и четко устанавливать границы с другим, не погружаться, но и не быть на поверхности, правильно взаимодействовать – возможно здесь кроется чудо «невыгорания», самоисцеления тренера-профессионала. Само понятие психологических границ активно используется в психологии, но в тренерстве есть своя специфика, особенно, если тренер «играющий», то границы могут растекаться и собираться вновь.'' И дальше не смог. Ну не должен тренер быть психологом и думать о психологических фишках (которыми Вы наполнили этот абзац с лихвой)! Не обязан! Его знания и умение их передавать гораздо важнее умных слов и попыток объяснить с точки зрения психологии все на свете. Дальше читать не стал, Вы уж простите мне мою горячность...
Менеджер по обучению персонала, Москва

Татьяна, добрый день!
Мне Ваша статья понравилась. Это не руководство по применению на тренингах. Это, на мой взгляд, размышление о понимании тренером себя самого. Мы порой о себе забываем. Думаем только о тренинге, о группе, о результатах, о том, что можно было бы сделать лучше. А о себе, как о составляющей процесса, забываем. А это очень важно - научиться не выгорать.
Спасибо, что напомнили!

Директор по развитию, Москва

Гляжу в себя, как в зеркало... до семяизвержения. (перефразируя Ю.Антонова, мы в школе так пели, помнится) - Татьяна, тоже прошу прощения за горячность, но от статьи веет таким уровнем зомбирования, что будь у меня желание нанять тренера для подчиненных и я заметил кандидата в такой ''мегахаризматичности'' - побежал бы прочь, как черт от ладана. ИМХО.

Консультант, Москва

Татьяна, мне лично статья понравилась. Хотя написана трудным и непонятным языком. И вообще я не поддерживаю тезис о ''публичности'' и ''мегасуперпуперхаризматичности'' тренера. Но идея, если я ее правильно понял, о неком жизненном балансе для представителей профессии, очень актуальна, и ваш подход к ее практической реализации очень интересен.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Дмитрий Молчан пишет: Татьяна, мне лично статья понравилась. Хотя написана трудным и непонятным языком.
Дмитрий, Вы о чем? ''Непонятным'', ''трудным''?.. Может, ''путаным'' и ''корявым''?
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Максим Беспалов пишет: Гляжу в себя, как в зеркало...
За трактовку Антонова спасибо :D
Консультант, Москва
Владимир Крючков пишет: Дмитрий, Вы о чем? ''Непонятным'', ''трудным''?.. Может, ''путаным'' и ''корявым''?
Владимир, в моей интерпретации - ''непонятным'' и ''трудным'' %) В принципе, таким языком написаны здесь 100% статей, так что ничего страшного...
Presale-менеджер, Санкт-Петербург

Спасибо всем за обратную связь!
И Успехов!

Менеджер по обучению персонала, Санкт-Петербург

Таня, спасибо за смелость. :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.