Корпоративная практика1016620

Партнерство или одиночное плавание: что лучше для бизнеса?

Этот вопрос рано или поздно задают себе все предприниматели: «Справлюсь ли я сам? Нужна ли мне «вторая голова»? Или лучше все замкнуть на себе, в том числе и прибыль?».

Спорить на эту тему можно, но, как правило, после долгих терзаний «подросшие» предприниматели сходятся во мнении: команда нужна. Я, как основатель крупного проекта, прошла путь принятия этой идеи самостоятельно и готова поделиться с вами важными нюансами. Почти любой член команды становится в том или ином смысле вашим партнером, но мы поговорим именно о финансовом партнере. О человеке, который будет делить с вами прибыль. Конечно, идеально, если партнерство будет складываться не только из финансовых отношений, но и станет полезным с точки зрения компетенций. То есть партнер будет закрывать какой-то «блок» деятельности, например, бухгалтерию или маркетинг.

Выбирать партнера нужно не просто тщательно – представьте, что вы собираетесь жениться! Как понять, «ваш» ли это партнер по бизнесу? Задайте себе несколько вопросов, прежде чем заключить сделку.

1. Готовы ли вы работать по-партнерски?

Здесь важно понимать, что схема «он везет ­– я еду» и наоборот – провальная. В вашей голове должен быть другой подход к партнерской работе. Изначально важно договориться о зонах ответственности и об объемах, которые возьмет на себя каждый. Но в случае форс-мажоров партнеры должны быть готовы довести дело другого до конца. Помните, что без взаимопомощи в партнерстве никуда. Например, один участник ведет блок общения с клиентами, он вот-вот закроет сделку, но здоровье подвело, и сел голос. Второй партнер должен быть готов подхватить этот вопрос и отработать его без капризов и «надувания губ».

2. Готовы делегировать?

Кажется смешным, но это огромная проблема предпринимателя и почти любого менеджера. Мы боимся делегировать, привыкли быть «одиночными игроками», и с появлением партнера эта привычка никуда не уходит и становится причиной потери прибыли. Здесь часто включается психологический момент – делегируя, вы как будто теряете власть, становитесь менее значимой фигурой в собственных глазах. «Если бизнес держится без моего участия 24/7, то зачем я этому бизнесу?», – это ошибочные и пагубные мысли, избавляйтесь от них!

3. Сможете ли вы доверять этому человеку?

Без доверия делегировать полномочия и задачи просто невозможно. Сначала вам нужно на 100% убедиться в компетентности человека. Личная симпатия здесь также играет не последнюю роль – невозможно работать с человеком и прислушиваться к нему искренне, если он вам не близок по духу. Если мы не доверяем, то начинаем проверять, делая двойную работу. Например, если партнер занимается сведением управленческой отчетности, то проверяйте только конечные цифры, не лезьте в дебри, запрашивая у бухгалтерии сводки.

4. Готовы слышать и слушать своего партнера?

Правильную и эффективную коммуникацию никто не отменял! Эта проблема может возникнуть как на начальном этапе партнерства, так и на более «зрелом». В первом случае – это вопрос «притирки», через это проходят почти все молодые партнеры. В более старом партнерстве эта проблема обычно возникает из-за «усталости». Вы вроде бы знаете все, что может сказать партнер, и часто слушаете его «вполуха», додумывая многое. По этой же причине партнеры со временем перестают проводить совещания и планерки, что губит бизнес! Проводите совещания хотя бы раз в неделю, чтобы коротко, но по сути обсудить текущие вопросы.

5. Готовы к меньшей прибыли, но с меньшими усилиями?

Всех денег не заработаешь, да и время на себя тоже должно оставаться? С таким подходом вам прямой путь к партнерству! А вот если вы готовы не спать ночами и не видеться с семьей ради успеха и финансового благополучия, то при разделе прибыли с партнером могут возникнуть проблемы. Как минимум, психологические. Например, вы привыкли получать со своего бизнеса 500-600 тысяч рублей чистой прибыли в месяц. Пришел партнер, и бизнес стал приносить около 1 млн – 1,1 млн рублей. Вы делите прибыль пополам, ваш доход почти не меняется, но при этом высвобождается много свободного времени. В принципе, можно «зашиться» и попробовать заработать этот миллион самостоятельно – наверняка эти мысли возникнут в какой-то момент партнерства. Гоните их, иначе угробите и себя, и бизнес.

6. Как закрепить устные договоренности на бумаге?

Ничего личного – только бизнес. Поэтому необходимо заранее позаботиться обо всех документах. Даже если человек самый лучший и вообще ваш двоюродный брат. Например, если у вас ООО, в учредительных документах пропишите основные параметры взаимоотношений совладельцев: долю каждого и распределение прибыли. Иначе в случае как суперпозитива (крупной прибыли), так и негативного сценария, вы можете получить «слившегося» партнера.

7. Как будет распределяться прибыль?

В конечном итоге ваш бизнес – ради денег. Так что не закрывайте глаза на финансовую часть и продумайте сначала для себя, на какие условия вы можете пойти, а на какие – ни в коем случае. А потом уже поговорите с потенциальным партнером. Важно прописать сроки, суммы, зависит ли результат от количества действий и все другие важные финансовые подробности.

8. Как будет фиксироваться результативность работы?

У нас не дружеские посиделки в баре. Вы делаете (или, как минимум, стремитесь) большие деньги, поэтому подход к процессу должен быть соответствующий. Предположим, прибыль у вас распределяется раз в полгода, полгода вы не делаете промежуточные сверки, а в итоге понимаете, что факт очень сильно отстает от плана. KPI, стратегия, планирование – все это необходимо не только «в голове», но и на бумаге. Ставьте промежуточные цели, оцифруйте их, фиксируйте в отчетах ­– только так получится добиться заветного результата.

9. Кто ответственный и за какой блок?

Бывает, что два активных партнера (которые не только вкладывают деньги, но и участвуют в рабочих процессах) начинают «переходить» друг другу дорогу. Например, один отдал распоряжение в отдел маркетинга, а другой решил в последний момент сделать по-другому, о чем сообщил маркетологу. Путаница, неразбериха и недовольство начальства и подчиненных. Закрепите с партнером, кто и за какой блок работ ответственен и что курирует, и не заходите на чужую «территорию»! А если хотите внести предложение, то «несите» его напрямую партнеру, а не исполнителям – это предупредит возможные проблемы.

Смотреть комментарии