Представители поколения Y считают себя героями, способными на подвиги, но не осознают, как именно совершаются подвиги. Такой вывод редакторы Executive.ru сделали из интервью со специалистом в области теории поколений Евгенией Шамис.
На вопрос – как «игреки» строят собственные карьерные траектории, Евгения Шамис ответила: «Это вызов для них. Они не представляют, как доходить до позиций супергероев. Они осознают, что мир меняется, но в отличие от предыдущих поколений, в сознании которых есть модели построения карьеры, не очень точно понимают, что надо делать, чтобы стать супергероями. Именно этим вызван такой гигантский запрос на карьерный коучинг, консультирование, образовательно-развивающие сервисы и платформы, который мы наблюдаем во всех отраслях».
В связи с этим редакция решила узнать, чему хотят учиться онлайн представители поколения Y? Какие именно компетенции и навыки они хотят приобрести в онлайн-школах?
Джейми Битон, генеральный директор, Crimson Education
Представители поколения Y предпочитают гибкий график и возможность совмещать работу или учебу с путешествиями, а не просиживать штаны на нудных и скучных совещаниях. Поколению Instagram и Twitter свойственны быстрое утомление от монотонного труда и неусидчивость, они регулярно меняют работу, скачут с места на места, и очень редко находят себя в жизни.
Таким людям в первую очередь необходимо развивать мягкие навыки, которые способны изменить их жизнь к лучшему. Например, навык управления собственным временем поможет им достигать целей на любой работе, определять точку отсчета для создания собственного карьерного плана. Для них крайне важно научиться стратегическому планированию и управлению собой. Пройти курс по тайм-менеджменту можно в большинстве онлайн-школ.
Для представителей поколения Y во время онлайн-обучения крайне важно работать с людьми, которые им приятны именно как личности, а не только как профессионалы. Особенно это касается самой молодой части данного поколения – людей, рожденных в 1995-2000 годах. Они хотят видеть в своем тьюторе не только преподавателя определенной дисциплины, но и наставника, старшего друга. Из-за этого нередки случаи, когда молодые люди просят заменить тьютора по причине того, что не сошлись характерами.
Алексей Полехин, руководитель направления «Программирование», «Нетология»
Цели, как профессиональные, так и личные, у людей в 20 и в 35 лет могут кардинально отличаться. Соответственно, и запросы в области образования – тоже. По моим наблюдениям, в 20 лет более приоритетны прикладные навыки, которые люди смогут применить уже завтра в работе или при реализации личных планов. Чаще всего они ищут знаний именно в digital-сфере – от создания роликов для YouTube до запуска стартапов или каких-то социально значимых проектов. Но в меньшей степени задумываются о развитии soft skills.
Люди старше 30 лет более осознанно подходят как раз к развитию soft skills. Это обусловлено тем, что за плечами уже есть накопленный опыт – жизненный и профессиональный. И есть цели, достижение которых часто зависит не только от владения нужным профильным инструментарием, но и от умения выстраивать коммуникацию, мотивации, осознанного подхода к управлению своим временем, развитых лидерских качеств.
Валерия Поп, основатель, TalentProYouth
Чему представители поколения Y усердно учатся онлайн?
1. В первую очередь, недостающим навыкам в стремительно развивающихся отраслях, за которыми будущее: IT, языков программирования, машинного обучения, больших данных, computer science... К примеру, если человек решил из менеджера по продукту из телекома перейти в продуктовый менеджмент в IT, то ему придется подтянуть свою техническую базу. Или он работал программистом и захотел в обозримом будущем стать DevOps. Что же делать? Доучиваться и добирать недостающие знания и навыки.
2. Иностранные языки. Это вызвано тем, что люди стали больше путешествовать, многие россияне сотрудничают с западными компаниями, где нужны языки, куда не попасть без свободного владения хотя бы английским, а времени на поход в офлайн-школу нет, кто-то желает изучить язык для продолжения обучения за границей.
3. Онлайн-маркетинг и искусство продаж. Этому обучает огромное число предпринимателей, школ и онлайн курсов. Те приемы, которые работали еще вчера, сегодня всем набили оскомину, приходится придумывать что-то новое. Многие люди рассматривают для себя данные курсы, как источник дополнительного дохода или пропуск в онлайн-бизнес.
Это всего несколько примеров самых популярных направлений для изучения в онлайн поколением Y. С годами перечень будет только расти. Технологии совершенствуются, бизнесу нужны все новые и новые профессиональные гибриды, которые бы владели и экспертизой в IT, и знанием иностранного языка и финансов.
Александр Купцов, генеральный директор, Фонд развития онлайн-образования
Представители поколения Y хотят учиться онлайн тому, что, во-первых, в короткие сроки окупит их обучение и увеличит доход, а во-вторых, позволит стать полезнее обществу. Обучение онлайн, как правило, связано с новыми профессиями. Преимущественно в IT и digital. Люди хотят быть профессионалами в нескольких областях сразу, хотят осваивать узкие специальности.
В 20 лет молодежь использует онлайн-курсы, чтобы получить быстрые и ощутимые результаты в своей профессии. В 35 лет люди часто не только желают расширить профессиональные навыки и получить дополнительные знания, но и пересматривают свою карьеру и переквалифицируются, осваивают онлайн новые для себя профессии.
Выбор компетенций в онлайн-школах очень индивидуальный и зависит от профессии человека, а также его личных запросов. Но это всегда навыки и компетенции, которые помогут ему расти профессионально или личностно. Цель любого обучения – «прокачать» себя.
На мой взгляд, онлайн-обучение hard skills и soft skills востребовано примерно одинаково. Потому что если 5-10 лет назад дизайнер мог использовать только один графический редактор, то теперь, если он хочет быть востребованным, должен владеть целым набором мультимедийных и профессиональных ПО. И так во многих профессиях. На soft skills спрос высок из-за того, что существует тренд на личное развитие и самореализацию в целом.
Дамир Такеев, HR-директор, Domino's Pizza
Проходить вебинары, посвященные soft skills, не очень эффективно. Это мнение разделяют многие эксперты. Главная причина: таким вещам сложно обучиться дистанционно. Для подобного обучения больше подходит офлайн. Поэтому многие компании, в том числе и Domino’s Pizza, стараются онлайн обучать только hard skills. При этом hard skills многие стараются визуализировать. Если брать поколение Y, то это были курсы по SQL в IT и UX в маркетинге.
Это те навыки, когда есть возможность присмотреться, разобраться в вопросе и после прохождения курса освоить тему полностью. Для примера, это могут быть Excel-тренинг, тренинги английского языка, курсы программирования для IT, курсы, связанные с освоением того или иного программного обеспечения; это могут быть и финансы, и любые другие отделы, где нужно изучить сложные программы. Я бы сказал, это те знания, которые легко перенести в офлайн, не потеряв при этом качество.
Борис Халимовский, Co-founder, Courson
Поколение Y – это люди, чувствующие себя естественно и комфортно в цифровой среде. Как правило, они пользуются компьютерами и гаджетами с раннего возраста, поэтому разбираются в технике лучше представителей старшего поколения и доверяют информации в интернете.
Самым молодым представителям поколения Y – больше 20 лет. Большинство из них уже устроилось на работу или намерено сделать это, поэтому они ищут возможность получения востребованных профессиональных знаний и компетенций. Для этого они зачастую обращаются к онлайн-форматам обучения.
Поколение Y предпочитает пользоваться видеоплатформами и быстро развивающимися интерактивными ресурсами с возможностью прокачки навыков в процессе обучения. Популярны короткие курсы, обучающие конкретным профессиям, разрабатываемые в партнерстве с университетами. Формат предполагает промежуточное тестирование и выдачу сертификата, подтверждающего приобретенные знания и навыки. Предъявление такого документа потенциальному работодателю позволяет повысить шансы на успешное трудоустройство.
Для уже работающих представителей поколения Y в приоритете общие hard skills: владение иностранными языками и популярными офисными программами. Хорошие навыки в этих направлениях значительно увеличивают среднюю зарплату. Кроме того, многие стремятся получить навыки, позволяющие повысить скорость и качество выполнения задач независимо от сферы деятельности, например, быстрый набор текста на клавиатуре.
Обучение soft skills менее востребовано в онлайн-формате. Развитие таких навыков, как лидерство, умение налаживать эффективные коммуникации, умение работать в команде – сложно отследить и измерить. Для повышения их уровня требуется умение адаптироваться к конкретной ситуации и аудитории, поэтому предпочтение чаще отдается офлайн-семинарам.
Дмитрий Плеханов, HR-директор, «Синергия»
Существует термин, который, как мне кажется, наиболее корректно характеризует нынешнюю ситуацию на рынке труда, это – life long learning. Еще каких-то 30-40 лет назад люди были уверены, что получают профессию раз и навсегда, но сейчас, можно сказать, перемены – это единственная стабильная тенденция.
Почему «Игреки» принимают решение получить дополнительные знания онлайн? Все очень просто: эти люди уже имеют опыт работы, у них уже сформировалось понимание того, что будущее за IT и маркетингом. Понимание принципов работы маркетинга (в частности, интернет-маркетинга) – это гарантия успеха. На российском рынке труда появляются новые профессии (SMM-менеджер, интернет-маркетолог, трафик-менеджер) – очень многие принимают решение переквалифицироваться, чтобы оставаться востребованными.
С навыками soft skills дело обстоит сложнее. В топе таких навыков креативность, лидерские качества и ораторское искусство. Почему так происходит? Креативность – это ключевой навык. Он полезен в любой профессии. Кроме того, развитие этой способности формирует творческое мышление, что дает возможность подойти к любому делу с интересом. Креативность не только повышает эффективность сотрудников, но и подогревает в них желание работать и развиваться.
Лидерские качества. Многие люди работают всю жизнь в одной должности, в какой-то момент в их карьере происходит застой, но они этого не замечают, ничего не предпринимают. Теперь лидерские качества можно развивать с помощью опытных бизнес-тренеров, вдохновляющих спикеров. Формирование лидерских качеств мотивирует двигаться вперед. Ораторское искусство – любая успешная профессия предусматривает общение с коллегами, партнерами…
Алексей Соловьев, венчурный инвестор
Для этой целевой аудитории самым крупным, быстрорастущим сегментом с максимальным потенциалом является бизнес-образование, а также различные курсы для начинающих предпринимателей по любым темам, связанным с тем, как делать бизнес.
Я оцениваю этот сегмент примерно в 9 млрд рублей, половина из которых приходится на четыре крупнейших игрока: бизнес-школа «Сколково», университет «Синергия», «Бизнес-молодость», «Лайк Центр». Выручка каждого – примерно 1 млрд рублей.
Почему бизнес-образование обладает таким потенциалом? По данным ФНС в России на текущий момент чуть более 6 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих критериям малого и среднего предпринимательства. Это ничтожно мало для страны с населением почти 147 млн человек. Этому сегменту есть куда расти, и увеличиваться он будет в ближайшие годы в первую очередь за счет «игреков», которые гораздо в меньшей степени, чем их предшественники, нацелены на офисную карьеру. И именно этот сегмент и формирует основной спрос на знания, как самому сделать свой бизнес.
Самые важные hard skills, которые нужны обычному предпринимателю, это финансовое планирование, маркетинг, продажи в интернете, продвижение личного бренда и т.д. Soft skills –это английский язык. Все остальные навыки вторичны.
Ольга Аквинц, бизнес-консультант
Я собрала четыре популярные ментальные картинки, поселившиеся в головах «Игреков»:
1. Я работаю на Самуи. Картинка: «Я сижу с ноутбуком под пальмой». Все понимают, что будущее за интернетом и в онлайн все больше денег. Модным становится обучаться всему, что связно с онлайн-профессиями: SMM, дизайн, копирайтинг, администрирование соцсетей, создание ботов и масса других востребованных вещей.
2. Я занимаюсь любимым делом. Картинка: «Я больше не работаю на дядю». Все чаще люди осознают ценность занятия любимым делом и обращаются к методикам профессионального самоопределения. Предложение тоже не отстает: на этом поле появляются новые методики и коучи. Самоопределение и поиск себя – больше не прерогатива абитуриентов. Полностью реализовав себя в одной сфере, люди ищут новые точки приложения своих талантов. Один мой друг, успешный архитектор, внезапно для окружения стал кондитером. А еще я знаю одного топ-менеджера «Аэрофлота», который, достигнув карьерного потолка, вкладывает сотни тысяч рублей в поиск себя!
3. Я – бренд. Картинка: «Я востребованный эксперт». Когда из любого утюга транслируют мысль, что люди покупают у людей, настоящим трендом становится развивать личный бренд. В фокусе внимания обучающие программы, которые так или иначе способствуют развитию: ораторское искусство, лидерство, умение писать статьи, все, что связано со стилем...
4. У меня покупают. Картинка: «Я рассказчик». Удержать внимание покупателя на фоне информационного шума – почти невыполнимая задача. Те, кто это понимают, обучаются альтернативным методам продаж. Один из них – сторителлинг. Через призму хорошо рассказанной истории люди воспринимают вашу идею так, будто сами дошли до нее. А к тому, до чего дошел сам, относишься намного лояльней. В этом тонком психологическом моменте и заключена сила сторителлинга. Одна увлекательная история стоит тысячи пространных объяснений.
Павел Гончаров, таргетолог, pavelgoncharov.pro
Онлайн-обучение доступно, удобно. Часто учиться онлайн дешевле, чем учиться пять лет в университете. Лучше всего это понимают люди 20-35 лет. Потому что они только начинают свою трудовую деятельность и готовы «впахивать» и развиваться.
В первую очередь они выбирают возможность получить конкретную специальность, например, директолог, таргетолог, SMM-специалист. Спрос на эти профессии велик, потому что заработать можно 100 тыс. рублей, работая всего 3-4 часа в день. Далее по популярности идут сопутствующие навыки. Например, таргетологу необходимо уметь писать заголовки и тексты, уметь редактировать изображения. Соответственно, ему надо научиться работать с Photoshop или другим графическим редактором, а также стать копирайтером. Быстрее и эффективнее это сделать в онлайн-школе. И вишенка на торте – знание и понимание основ интернет-маркетинга. Без этого любая интернет-профессия будет неполноценной.
Маша Егорова, HR-директор, First Line Software
Средний возраст инженеров First Line Software 25-35 лет. Наблюдая за ними, я вижу, что они предпочитают классические форматы онлайн-обучения: веб-семинары, курсы на Coursera. Новые знания инженеры могут осваивать и самостоятельно: с помощью книг, блогов на Reddit и Medium, статей в тематических журналах. С удовольствием посещают онлайн-трансляции профессиональных конференций по IT-тематике.
В части программирования их привлекает практическое освоение «горячих» технологий: машинное обучение, большие данные; UI/UX-дизайн. Специалистов по тестированию интересует, соответственно, блок, связанный с технологиями тестирования или переквалификацией – из тестировщика в автотестировщика.
Среди разработчиков популярны тренинги, направленные на совершенствование навыков общения в команде: переговоры, инфостиль, деловое письмо.
Фото в анонсе: freepik.com