«Если кто-то нарисовал вам радостную картинку цифрового будущего, знайте: вас только что жестоко обманули!», считает специалист по диджитализации, преподаватель бизнес-школы МИРБИС Андрей Кулинич. Цифровизация создает риски, разрушая сложившуюся картину мира.
Отрасли «входят в цифру» одна за другой. Первая отрасль, подвергнувшаяся цифровой трансформации – медиаиндустрия: здесь переход от аналоговых носителей к цифровым уже произошел. Вы давно держали в руках бумажную газету? Другие отрасли – такие как ритейл, банки, образование – на полном ходу летят в цифровое будущее. Этот процесс не обещает ничего хорошего ретроградам: кто не сможет встроиться в тренды, возможно, уже через пару лет обнаружат себя на бирже труда. А кто придет им на смену?
В первой части обзора – «Какие профессии будут завтра востребованы в компаниях» мы рассказали о новых профессиях в корпоративном секторе. Вторую часть обзора мы посвящаем индустрии образования: в этом секторе произойдут радикальные перемены. Индустрию ждут серьезные потрясения, поэтому одна из перспективных профессий будет «заточена» на то, чтобы адаптировать население планеты к этим переменам. Изменения произойдут (и уже происходят) во всех сферах образования, в том числе в секторе образования для взрослых.
Участник опроса – коммерческий директор компании «РосПромПерсонал» Антон Глазунов – полагает, что само понятие профессии в перспективе исчезнет. На смену ему придет другое понятие – сфера знаний. Вы хотите возразить ему? Возражайте! Но обратите внимание на то, что 15 крупнейших компаний, среди которых, например, Google, EY, Apple, IBM и Bank of America, больше не требуют дипломы об окончании колледжа при приеме на работу инженеров, аудиторов, риск-менеджеров, специалистов по блокчейну, маркетологов. Это обнаружил Glassdoor, один из самых популярных сайтов поиска работы в США, сообщают «Ведомости».
Юлиана Науменко, гендиректор агентства «Траектория будущего»: «Там, где происходит цифровизация, необходим IT-tutor»
Внедрение цифровых решений невозможно без программы по адаптации общества к этим решениям. Чтобы бережно, без материальных потерь и эмоционального стресса перейти к цифровому обществу, требуются специалисты, которые с одной стороны ориентируются в технологиях, с другой стороны, заточены на работу с людьми и готовы им помочь эффективно взаимодействовать с технологиями. Эти функции включает в себя профессия IT-tutor.
IT-наставники необходимы там, где активно внедряются цифровые системы: будь-то бизнес или общественные учреждения. Помощь IT-тьютора во время автоматизации помогает ускорить следующие процессы в общественных учреждениях: организовать очереди людей, увеличивать скорость обработки запросов, систематизировать хранение данных, делать получение важной информации доступной для граждан.
В малом и среднем бизнесе, когда внедряют новые технологии в процессы, также возникает потребность в IT-тьюторах, чтобы обучить сотрудников. В России актуальность этой профессии только набирает обороты. В университетах появляются первые программы дополнительного обучения на позицию «IT-tutor», в них совмещены технологии, социология и психология.
Александр Антонов, основатель образовательного сервиса Puzzle English: «У каждого человека появится личный «виртуальный» репетитор»
По энциклопедичности знаний и вариативности форматов подачи учебного материала машина уже превосходит человека. В ближайшие 40-50 лет рынок онлайн-образования будет насыщен качественными продуктами, а у каждого человека появится личный «виртуальный» репетитор. Но полностью вытеснить человека из сферы образования машинам вряд ли удастся. В будущем в сфере образования будут актуальны следующие профессии:
1. Разработчик биометрических систем контроля знаний. Функционал: разработка и внедрение биометрических систем идентификации ученика, контроля его действий в процессе онлайн-обучения и контроля знаний учащегося.
Задача: исключить вероятность подлога при онлайн-обучении: задания выполняет один человек, сертификат-диплом получает другой.
Сложность идентификации пользователя и высокая вероятность списывания, подлога ставит под вопрос эффективность онлайн-обучения уже сегодня. Например, заочные этапы олимпиад вызывают много вопросов. Технологически внедрение биометрических систем в процесс онлайн-обучения уже возможно, их имплементация – вопрос времени.
2. Тьютор – эта профессия уже есть, но ее содержание обновится. Функционал: верификация и оценка адекватности предложенных машиной вариантов траектории индивидуального развития и рекомендованных машиной образовательных онлайн-ресурсов, подбор, рекомендация ученику образовательных онлайн-ресурсов в зависимости от профиля ученика, его личностных особенностей, его концепции себя. Помощь в поиске своего профессионального пути.
Задача: исключить ошибки цифровой оценки особенностей человека, верифицировать результаты онлайн-тестирований, соотнести цифровой след человека с его личностью.
Уже реализовано много вариантов онлайн-тестирования, однако машина пока слабо учитывает нюансы человеческой личности, например, гетерохронность развития или возрастные изменения. Так, ученик может полностью соответствовать возрасту по интеллектуальному развитию, но отставать в эмоциональном развитии на несколько лет. Или на результаты тестирования могут повлиять ситуативные факторы – волнение, болезнь, плохой сон, недавняя стрессовая ситуация. Поэтому необходимо перепроверять результаты цифровой оценки человека и оценивать адекватность данных машиной рекомендаций силами компетентного человека.
3. Модератор онлайн-обучения. Функционал: организация и проведение дискуссий в виртуальных классах, оценка адекватности машинной оценки знаний реальному уровню учащегося по результатам его работы в виртуальном классе, при необходимости коррекция траектории обучения, сформированной машиной.
Задача: обеспечить интерактив онлайн, промежуточную оценку знаний, вовлеченность в процесс обучения, мотивацию обучающихся. Разъяснение сложных или непонятных моментов. Фасилитация более глубокого усвоения материала. Верификация цифровой оценки учащихся.
4. Менеджер по развитию цифровых образовательных экосистем. Функционал: анализ интересов и новых запросов пользователей образовательной онлайн-платформы, проектирование дополнительных сервисов, помогающих вовлечь, мотивировать учащихся онлайн, поиск синергичных онлайн-проектов и разработка совместных с ними продуктов.
Задача: создать и поддерживать богатую среду развития, удовлетворяющую запросам пользователей.
Онлайн-среда дает неограниченные возможности по выстраиванию связей: например, потенциальные работодатели или представители вузов могли бы по траектории отслеживать лучших учащихся и делать им предложения о трудоустройстве, поступлении в ВУЗ, ученики могли бы участвовать в конкурсах на выполнение тестовых проектных работ работодателей, презентовать себя. Могли бы искать в такой экосистеме потенциальных бизнес-партнеров...
Даниил Козлов, партнер Global Venture Alliance: «Многие профессии перейдут из офлайна в онлайн»
В связи с инновациями появилась достаточно интересная профессия коуча-трекера – с одной стороны, это ментор-наставник, а с другой – консультант для стартапов. Здесь требуется опыт работы в или со стартапами, а также навыки коучинга, консалтинга. Еще полезен опыт работы с крупными корпоративными клиентами – в 80% случаев стартапы создают решения именно для них.
Еще появилась профессия дизайнера виртуальной среды и опыта. Эта сфера только начинает «взрываться» и потребует в дальнейшем огромного количества людей, которые могут и готовы этим заниматься.
Антон Глазунов, коммерческий директор «РосПромПерсонал»: «Понятие профессии в будущем исчезнет»
На мой взгляд, цифровизация бизнеса – процесс, в котором мы применяем digital-технологии в своих обычных бизнес-процессах. Тогда как изменение бизнес-процессов при помощи digital – это уже понятие цифровой трансформации. Сегодняшние сознательные абитуриенты очень озабочены тем, какие профессии будут востребованы в новую эпоху, эпоху цифровой экономики. Однако парадокс заключается в том, что с приходом цифровой трансформации в бизнес понятие профессий вообще исчезнет.
В скором времени все, что можно будет описать в некой инструкции по последовательности действий, будет передано машинам. За человеком останутся те вакансии, которые потребуют от него истинно человеческих качеств, а именно – креативности, готовности к кросс-функциональности и работе без инструкций, но на определенный результат. Карьера из вертикальной станет горизонтальной.
В вузе будет предложено выбирать не профессию, а сферу знаний. К примеру, вакансии будущего наверняка будут звучать следующим образом: «Необходим профессионал в сфере гуманитарных наук, владеющий способностями выстраивать долгосрочные отношения с другими людьми, а также владеющий технологиями дизайна и SEO». Задачей же работодателя станет раскрытие творческих способностей своих сотрудников. Вакансии будут создаваться под личность, которую захотят видеть у себя в команде. И привлекательность работодателя будет заключаться в его умении раскрывать творческий потенциал сотрудника, обучать и развивать его не в конкретной профессии, а множеству знаний.
Согласно исследованию Stratistics Global Market Research Companies, глобальный рынок электронного обучения растет со среднегодовой скоростью 7,5% и достигнет объема $275,1 млрд к 2022 году. По оценкам EdTechXGlobal и Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения в 2016 году составлял $165 млрд, а к 2020 достигнет $252 млрд. Потенциал для роста все еще останется огромным, ведь весь рынок мирового образования уже достигает $4-5 трлн в год (с учетом государственных расходов), цитируют данные исследования «Ведомости».
Ключевыми факторами, способствующими росту рынка, являются гибкость в организации процесса обучения, низкая стоимость, легкая доступность, повышение эффективности за счет анимированного обучения. Рынок растет, потому что увеличивается число пользователей интернета, расширяется доступ к широкополосной связи, возрастает скорость передачи данных, все более популярными становятся многофункциональные смартфоны. Об этом говорится в результатах исследования, опубликованного на сайте OrbisResearch.com.
Фото: pixabay.com