Продажи1538920

Ошибки производителя в системе дистрибуции – как исправить

Как производителю эффективно работать с товаропроводящей цепочкой на пути к потребителю, и выстраивать партнерские отношения со всеми участниками системы дистрибуции.

Для кого производитель производит свой продукт? Конечно, для потребителя. Того конкретного человека, который с помощью товара удовлетворит какую-то свою насущную потребность.

Но прежде чем попасть к потребителю, продукт пройдет долгий путь через систему дистрибуции и ее участников: производитель – дистрибьютор – розничная торговая точка. Для каждого участника системы ее определение несколько различается.

Все участники системы дистрибуции борются за ее эффективность и свой заработок.

В этой статье я разбираю наиболее распространенные ошибки и предлагаю варианты решения для каждого звена системы дистрибьюции: производитель – дистрибьютор – розничная торговая точка – потребитель. Все рецепты относятся к рынку непродовольственных товаров.

К сожалению, некоторые производители, в пылу борьбы за прибыль родного предприятия, забывают, что производят продукцию для потребителя, начиная считать своим потребителем дистрибьютора.

Главные ошибки производителя

1. Часто менеджеры по продажам производителя реально не представляют, как в деталях выглядит их товаропроводящая цепочка. Они сосредоточены на реализации стратегии Push («толкай») и этим заняты регулярно. Им неведомо – кто их дистрибьютор, в чем состоит его бизнес, на чем он зарабатывает? Почему он работает с этим товаром? Какие каналы сбыта использует дистрибьютор, как организовано у дистрибьютора хранение и перемещение товара, например, до розничной торговой точки. Розница. Как выглядят торговые точки, как они физически представляют товар производителя – как выглядят витрины в торговой точке, как выглядят ценники на товаре, есть ли у покупателя возможность оценить физико-технические характеристики товара, внешний вид, а не некий «образец».

2. Производитель плохо представляет портрет своего конечного покупателя. Не знает реальные, фактические причины выбора потребителем его продукции. Не представляет, как потребитель покупает его товар, в какой торговой точке, упаковкой или отдельными единицами, приезжает на своем транспорте или требует обеспечить доставку ему домой. Отсюда неудобная упаковка: слишком много или мало в одной упаковке, не учтены весогабаритные характеристики – может ли один человек поднять упаковку с товаром и прочее.

3. Выпуская продукт в разных ценовых категориях, производитель ориентируется на свои представления – какие потребности будут удовлетворены с помощью его продукта. Кто будет покупать его продукт в разных ценовых сегментах – очень туманно. По факту производитель часто не представляет потенциал рыночных сегментов. Не представляет, где и как должен быть представлен его продукт: в городах или сельской местности, какова реальная покупательская способность населения на разных территориях, в разных типах населенных пунктов.

4. Модель продвижения не учитывает модель потребления. Цена определяется за единицу продукции, по понятным причинам. Предполагается, что при продвижении производитель синхронизирует свое предложение с моделью потребления. Пример. Единицей потребления является 10 квадратных метров, например, для обоев (стена высотой 2,5 м и длиной 4 м). Производитель ориентируется на цену единицы, потому что торговая точка, с настойчивостью достойной иного применения, продвигает цену за единицу – лучшая цена за штуку. Да, покупатель зачастую реагирует на этот посыл и приходит в торговую точку на призыв – лучшая цена или низкие цены каждый день. Но покупателя, на самом деле, интересует цена за его «стену 2,5 на 4» или точнее его комнату. Ему важно, сколько ему нужно денег на обои, клей и работу мастера (особо умелые делают это сами), чтобы оклеить свое помещение. Вот такой разрыв в продвижении и потребности.

Когда производитель, или дистрибьютор, или розничная торговая точка диагностирует у себя «проблему с продажами», часто оказывается, что проблема не с продажами. А с чем угодно другим: с позиционированием товара, с продвижением товара, с информированием о товаре, с доставкой товара, с витриной товара, ценой или ценообразованием в цепочке дистрибуции. Конечно, все это становится «проблемой с продажами», поскольку система продаж затрагивает все упомянутые сферы.

Рецепт для производителя

Продавцы производителя забывают или не знают ответа на вопрос: что такое продажа? Они не знают, что такое дистрибуция? Они считают своей задачей-максимум найти того, кто будет строить товаропроводящую цепь за них. А они будут только «пушить». Бери, дистрибьютор, объем, а дальше уж как-нибудь сам.

Некоторые производители смещают акцент на розничные торговые точки. Сотрудники производителя доходят до целевых торговых точек, выставляют там качественное торговое оборудование и размещают образцы товара. Но дальше происходит нечто непонятное. Дистрибьютор, который должен обслуживать эту торговую точку, не хочет вводить в свой ассортимент, то, что выставил производитель. Потому что, руководствуясь своим знанием регионального рынка, он для себя выбрал другой ассортимент.

Получается, что производитель неизбежно должен учитывать мнение дистрибьютора, относиться к нему как к партнеру, вести с ним совместный бизнес. Отправьте в «поля» своих сотрудников вместе с «полевыми» менеджерами дистрибьютора, они узнают много нового.

Любой продукт заслуживает быть понятным потребителю! Знайте своего потребителя! Знайте свою цепочку дистрибуции! Выстраивайте систему дистрибуции, учитывая все нюансы и интересы участников. Удачи!

Смотреть комментарии