Корпоративная практика2060223

Антикризисный менеджмент – будет больно

Как понять, что компания действительно находится в кризисном состоянии, и это определенно не очередная неприятная проблема? И что делать дальше?

Тема антикризисного менеджмента не сходит с трендов запросов и лексикона делового сообщества. Причины очевидны – больше половины предприятий реального сектора экономики страны находятся в предбанкротном, кризисном состоянии. И самое трагичное в этой ситуации – что перспективы и бизнес-планы на будущее у них практически отсутствуют. Нет, на бумаге эти важнейшие стратегические документы, наверно, есть. А вот в реальности… Их и не может быть, по моему твердому убеждению, если они составляются по классическим (типовым) схемам.

В этой статье на базе своего опыта и исследований я расскажу о трех ключевых моментах в понимании, которые вы можете применять при найме менеджеров и разработке программ антикризисного направления. Я 25 лет работаю руководителем, интерим-менеджером, консультантом собственников компаний СНГ, находящихся в кризисном состоянии.

Диагностика кризисного состояния

С определением кризисного состояния особенно не заморачиваются. Если есть проблемы, угрожающие самому бизнесу, значит, есть повод поговорить об антикризисных мерах. На самом деле применение антикризисных программ может соотноситься только к четкому определению кризисного положения компании, где, говоря медицинским языком, в пациенте не просто проявляется симптоматика болезни, а запущены патологические, разрушительные механизмы, которые неминуемо ведут к летальному исходу (банкротству).

Например, подача кредитором заявления в суд о признании предприятия банкротом и блокировке расчетных счетов – это сложная проблема, но не причина объявлять положение кризисным. А вот невыполнение обязательств выигранной на тендере сделки, повлекшее потерю ключевого клиента, может быть рассмотрено как начало кризиса, который в итоге приведет к необратимым процессам – нарушению операционного цикла и потере портфеля заказов.

В этой обширной теме ограничусь одним тезисом: в оценке кризисного состояния предприятия важны прежде всего критерии оценки рыночного потенциала компании: клиентской базы, маркетингового положения, конкурентного преимущества, системы коммерческих потоков и лидогенерации.

Лечение

В составлении и реализации антикризисных программ необходимо отметить два принципиальных момента, делающих их таковыми:

Все дело здесь в принципиальных различиях двух систем менеджмента, назовем их условно «кризисными» и «классическими».

Цели и задачи кризис-менеджера имеют временный характер и направлены, прежде всего, на сохранение рыночного потенциала компании, а не на получение прибыли. Смыслом проводимых изменений является перестройка бизнес-процессов и построение новой модели предприятия с ограничениями и новыми параметрами в рыночном сегменте. В перечень обязательных мероприятий антикризисных программ входят, как правило, радикальные и социально-непопулярные управленческие решения, такие как увольнение персонала, вынужденная отсрочка по долгосрочным выплатам и пересмотр договоренностей, сокращение затрат по всему спектру производственных и административных статей, аутсорсинг непрофильных активов и др.

Сразу определимся, что целью антикризисных программ является сохранение компании в активном рыночном пространстве, а не спасение имущественных активов собственника и продление действия социальных обязательств. Как вы сами понимаете, разработка и реализация такого рода программ требует других методов и подходов обучения, математики расчетов и соответствующей подготовки.

Отмечу еще один аспект. Специальной литературы по антикризисному менеджменту нет. Подготовка кризис-менеджеров осуществляется исключительно в практической плоскости и кропотливой работе по выборке материалов из кейсов и различного рода статей и книг. А здесь нужно колоссальное терпение и призвание. Выскажу собственное наблюдение, но специалистов такого уровня самостоятельной профессиональной подготовки в России не наберется и сотни.

Профилактика и выводы

Кризис в компании – это не оценка, фраза или частное мнение по поводу или без. Кризисное положение – это констатация фактов о начале цепной реакции негативных тенденций, которые рано или поздно приведут компанию к закрытию и разорению.

Констатация кризиса ведет в свою очередь к решению о начале радикальных преобразований всей модели бизнес-процессов. Главная цель – выжить и сохранить рыночные позиции компании в конкурентной борьбе. Такое решение о начале действия антикризисной программы в компании принимает собственник бизнеса. Только он или лицо, уполномоченное им принимать решения о дальнейшей судьбе всего бизнеса. В таком решении, открытом и официальном, обязательно должны быть отмечены три момента:

  1. Признание кризиса, как неизбежности динамики и тенденций, ведущих в обозримом будущем к потере рынка, закрытию бизнеса и банкротству.
  2. Готовность к проведению радикальных реформ по перестройке бизнес-модели и преобразованиях на рыночном пространстве.
  3. Временное отстранение топ-менеджмента от фактического руководства и передача полномочий по управлению компанией профессиональной команде интерим-менеджеров, специализирующихся на антикризисном менеджменте

Увы, в большинстве случаев собственники бизнеса и руководители компаний предпочитают сценарий «медленного и менее болезненного способа умирания». Ссылаясь при этом на невозможность своего влияния на макроэкономические процессы и социальные обязательства, точнее, их последствия.

В свою очередь хотел бы призвать причастную к поднимаемой теме аудиторию к решительным действиям и напомнить, что кризис – это прежде всего возможность вовремя начать необходимые изменения и использовать тот самый единственный шанс для вашей компании выжить в конкурентной борьбе и добиться всех признаков финансового оздоровления и устойчивого роста в будущем.

Фото: pikalev.ru


Текст – участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»

Смотреть комментарии