Поразмышляем об ошибках, которые допускают руководители при строительстве объектов. Грубейшие просчеты допускаются не только руководителями среднего звена, но и топ-менеджерами строительных компаний. Учредители многих организаций тоже «не без греха».
Начнем, пожалуй, с элементарных ошибок. Например, с выбора оптимального решения при ведении складского хозяйства. Приведем один пример затрат, которых можно было бы избежать на начальном этапе строительства, и к чему может привести игнорирование здравого смысла. Надеемся, что вы, как здравомыслящие руководители, сумеете избежать непродуманных поступков, описанных в нашей истории.
Затраты, которых можно было избежать
На любой стройке перед руководителем на начальном этапе встает вопрос: где хранить материалы и оборудование, необходимые для строительства объекта? Выбор невелик – либо строительство временного склада своими силами, либо аренда. И вот тут начинается самое главное – анализ затрат и выбор оптимального варианта.
Вроде все просто – узнай стоимость аренды в округе, прикинь необходимую площадь склада, с учетом того, что будешь хранить только необходимые на данном этапе материалы, чтобы не загромождать склад. Затем умножь стоимость аренды квадратного метра на необходимую площадь, умножь полученную сумму на период строительства, и сумма затрат известна.
На втором этапе считаешь стоимость материалов на самостоятельное строительство склада, прибавляешь затраты на зарплату рабочих, аренду техники (либо затраты на ГСМ, если техника своя), и сумма известна.
Сравниваешь затраты и выбираешь оптимальный вариант. Вроде все просто, читатель скажет: «Что вы мне забиваете голову прописными истинами?», но... Но мы-то говорим про амбициозного руководителя, всегда уверенного в своей непогрешимости! А если добавить, что он наемный работник, считающий (в идеале) чужие, а не свои деньги? А если еще усугубить ситуацию тем, что над ним генеральный директор, который абсолютно уверен, что строительство склада своими силами – это практически бесплатный вариант? («Размазал» затраты на свою технику и своих рабочих в общей сумме затрат на строительство основного объекта – и все отлично). И, вполне логично, (после разговоров с руководителем объекта) в головном офисе принимается решение: строим временный склад!
«Ловушка исполнителя»
Здесь наш «подопытный кролик» попадает в «ловушку исполнителя». Любой руководитель объекта, получив такую «команду сверху», встает перед выбором: либо настаивать на оптимальном варианте и пойти против «генеральной линии партии», либо не усугублять ситуацию и поплыть по течению. Зачем рисковать карьерой, да и деньги все равно не свои. В такой ситуации главное начать, а там что-нибудь придумаем. Кто-то из наших читателей неоднократно бывал свидетелем таких ошибочных решений.
Начинается строительство склада своими силами, как минимум 10-15 человек, включая столь необходимых на стройке сварщиков, оторваны от основного строительства, плюс кран, либо «манипулятор», либо все вместе.
А ведь график производства работ никто не отменял, привозятся очередные материалы, все это хранится под открытым небом, темп основного строительства замедляется. Но мы ведь экономим деньги на аренде склада!
Вдруг на очередном этапе «стройки века» появляется еще одна «умная мысль из центра»: а давайте-ка мы увеличим высоту склада с шести метров до 12, чтобы мог заезжать кран, да и высоту хранения материалов увеличим. И опять все это делается из благих намерений, мы ведь экономим деньги, чтобы погрузчик не покупать. Заметьте, проектировщики к данному процессу никаким образом не привлечены!
Риски, возникающие при ошибке
А ведь возникают очень большие риски при эксплуатации этого сооружения:
1. Не просчитаны снеговые и ветровые нагрузки, нет расчетов несущей способности металлического каркаса. При стечении неблагоприятных обстоятельств это сооружение может сложиться как карточный домик (!). И хорошо, если в нем не будут находиться люди.
2. Возникновение проблем с надзорными органами. Наверняка, любой из инспекторов государственного архитектурно-строительного надзора обратит внимание на неизвестно откуда взявшийся объект на строительной площадке. Тем более что в разработанной проектно-сметной документации его нет на генплане. Возможно, на время даже не будет выписывать предписание по этому поводу. Но это ненадолго. И потом, при неблагоприятном развитии событий, придется.
Наш руководитель объекта, естественно, берет «под козырек», и устремляется выполнять приказ, (деньги же не свои). Очередной виток эпопеи под названием «свой склад» выходит на новый уровень: увеличивается количество рабочих, добавляется еще один кран. И если ранее кран был один, теперь приходится платить за аренду второго.
Начинается более глубокое отставание от графика работ, мы ведь перенаправляем часть ресурсов с работ на основных зданиях и сетях. Но ведь наш руководитель объекта крайне амбициозен, признавать ошибки не желает и не умеет, да и поздно «пить боржоми», назад пути нет. Выглядеть дураком в глазах своего руководства он, естественно, не желает, поэтому всячески маскирует это отставание от графика.
Закономерные итоги
Мы приходим к закономерному итогу этой истории. В один прекрасный момент (а кому-то не очень прекрасный) руководство, будучи абсолютно уверенным, что все идет отлично, сообщает нашему герою истории, что он должен принять несколько десятков тонн материалов и оборудования. А ведь это оборудование ему понадобится (из-за неумелого планирования и отставания от графика работ), как минимум, через полгода!
Риторический вопрос: где все это хранить? На носу зима, под открытым небом нельзя, склад не достроен. Приходит наш руководитель объекта к гениальной мысли – надо арендовать склад. Отступать уже некуда и некогда.
Теперь необходимо сохранить лицо перед руководством. Как это сделать? А как всегда: поиск внутренних и внешних «врагов» (снабженцы, подрядчики, погодные условия) и перенаправление недовольства руководства на них.
Что в итоге: основной график работ сорван, временный склад не достроен, вынужденная аренда склада на стороне. А затраты? А кто их считал? Деньги ведь не свои. Занавес! Овации!
Варианты решения задач с затратами на строительство
А теперь попробуем решить парочку задач, во что же нам все это обойдется.
Вариант 1. Аренда склада.
- Средняя стоимость 1 кв. м склада – 150 руб.
- Необходимо – 1000 кв. м.
- Срок аренды – 10 месяцев.
Итого: 150*1000*10 = 1 500 000 руб.
Вариант 2. Строим временный склад.
- Срок строительства (фактический) – 2 месяца.
- Количество рабочих – 8 человек (фактическое). Зарплата – 70000 руб./месяц (с налогами).
- Кран – 1 шт. (себестоимость одной смены – 5000 руб.), кран арендный (эпизодически привлекаемый) – 10000 руб./смена (привлечен на 10 смен).
- Материалы (профлист, квадратная труба, уголок, электроды и пр.) – 760000 руб.
Итого: (8*70 000*2) + (5000*60) + (10000*10) + 760 000 = 2 280 000 руб.
1 500 000 < 2 280 000.
Посчитайте, прежде чем брать «под козырек»
Прежде чем выполнять указания руководства «под козырек», подумайте о том, какие могут быть последствия от необдуманных решений и насколько целесообразно это выполнять. Простой расчет на листочке бумаги с обоснованием каждой цифры затрат поможет вам убедить руководство в ошибочности того или иного необдуманного решения.
Фото: freepik.com