Маркетинг203626

9 способов использовать негатив в маркетинге во благо

Что такое негативный маркетинг, и почему он работает?

Негативный маркетинг – это тактика, которая использует негативные эмоции, такие как страх, раздражение, гнев или печаль, чтобы вызвать реакцию потребителя, часто в пользу того, что предлагает бренд, или против того, чему бренд противостоит или с кем конкурирует.

Однако имейте в виду, что к негативному маркетингу не надо прибегать только потому, что вы проснулись не в духе и вас все раздражает. Данную тактику необходимо реализовать стратегически с учетом одной или нескольких целей:

Если вы успешно используете тактику негативного маркетинга, конечный результат поможет вам закрепиться в сознании аудитории. Это даст возможность доказать, что именно ваш бренд является превосходной альтернативой.

Ккак же успешно реализовать эту тактику? Вот несколько вариантов быть «более негативными» в маркетинге.

1. Создайте образ негативной или отрицательной персоны

Не стоит сразу начинать с образа сварливого брюзги, лучше выбрать кого-то более легкого для восприятия. Отрицательная персона – это своего рода противоположность вашему покупателю – то есть тот, кто не является вашей целевой аудиторией.

Это не столько признание того, что не все в мире являются вашими потенциальными будущими клиентами, а скорее, признание того, что ваша реклама привлекает определенные типы людей, которые полностью засоряют воронку, тратят время команды продаж, но никогда не станут клиентами.

Почему они никогда не станут клиентами? Причины могут быть разными: у них нет бюджета, или они просто поклонники вашего контента, или им нравится следить за вашими соцсетями. Возможно, они в итоге и станут клиентами, но будут стоить вам кучи денег. У них высокая стоимость приобретения и высокая склонность к оттоку.

В этом случае следует определить, кто эти люди, чтобы:

2. Делайте упор на эксклюзивность

Это VIP-тактика, с которой мы все так или иначе сталкивались. Когда вы говорите кому-то, что он не может получить желаемое, потому что оно, например, в дефиците – это часто заставляет человека хотеть еще сильнее эту вещь. Другими словами, это игра в труднодоступность.

Это обычная тактика продаж, которую могут использовать и маркетологи. Например, рассказать потенциальным клиентам об отличном предложении, но ограничить его по времени или сделать его доступным только для первых 10 счастливчиков, которые оставят комментарий в соцсетях.

Эта тактика особенно популярна в сфере электронной коммерции. Возможно, вы получали электронные письма, в которых бренд информировал вас о том, что товар, который вам нравится, настолько популярен, что почти закончился на складе, осталась всего пара единиц в наличии.  У покупателя сразу возникают мысли, что надо спешить, а то ему ничего не достанется.

Мораль истории: иногда оставляйте людей ни с чем. Получить то, что хочешь – это обычное дело, а вот когда покупатель становится VIP – он чувствует себя особенным. Вот так просто можно превратить негатив в позитив.

3. Создавайте негативные заголовки и названия

Существует явная взаимосвязь между количеством просмотров страниц и заголовками, которые содержат негатив. Чем страшнее, неприятнее и провокационнее заголовок – тем больше кликов. В течение многих лет новости шли по негативному пути развития. Хорошо это или плохо, но новостные ресурсы делают так, потому что это эффективно и привлекает внимание.

Однако не следует бросаться провокативными заголовками только для того, чтобы получить клики. Если вы собираетесь использовать негативный посыл в своих заголовках, вы должны подкрепить его годным и солидным контентом, который действительно будет релевантным названию статьи. Вот несколько примеров таких статей:

4. Не зацикливайтесь на негативе

Итак, насколько вы готовы к «негативу», вбрасывая в контент негативные заголовки?

Когда вы описываете отрицательную ситуацию в своем контенте – это действительно может помочь удержать и вовлечь читателя. Некоторые маркетологи боятся вызвать негативные чувства у читателей, но на самом деле это может создать общий опыт и вызвать такой уровень эмоций, который некоторые не ожидают получить при чтении вашего контента, особенно если вы являетесь B2B-маркетологом.

Иногда общий неприятный опыт помогает легче сблизиться с кем-то, чем опыт положительный. Но имейте в виду: как только вы установили связь с читателем, основанную на общем негативном опыте, очень важно переключить настроение на что-то более позитивное и ориентированное на решение. Несчастье любит компанию, поэтому людям нравится знать, что они не одиноки, но большинство не любит зацикливаться на негативе.

5. Используйте злодеев

Точно так же, как мы все можем объединиться из-за общего негативного опыта, людей можно объединить из-за общего врага. Использование злодея было распространенной маркетинговой тактикой в течение многих лет.

Злодеем не обязательно должен быть какой-то угрюмый монстр, это могут быть хорошо узнаваемые персонажи: придурок-босс, неряха-сосед, бюрократический тунеядец.

Другими словами, берем обычный опыт – ситуации и события, которые знакомы всем, кто сталкивался с этим «злодеем» – и персонифицируем его, вызывая у потребителя чувства с помощью истории, которую вы пытаетесь донести.

6. Отстаивайте то, во что вы верите, даже если это спорно

Если вы уверены в своем бренде, в PR-команде и своем правильном отношении к проблеме, вы можете отстаивать свою неоднозначную позицию по популярной теме.

Противоречивый маркетинг – рискованная игра, потому что во многих случаях ваш бренд будут обвинять в извлечении выгоды из проблемы только для повышения продажи ваших продуктов. Однако, если все сделано грамотно, бренд можно будет рассматривать как социально ответственный.

Что еще может сделать противоречивый маркетинг для вашего бренда:

Когда вы займете твердую позицию в вопросе и начнете ее отстаивать, произойдет поляризация вашей аудитории: у вас появятся как и несогласные, которым вы будете меньше нравитесь, так и ярые сторонники. Если вы собираетесь вступать в полемику, будьте готовы иметь дело с обоими. С приятными результатами для бизнеса, неизбежно последует и негативная реакция.

7. Используйте данные для убеждения

Приведем пример: «Новое исследование: многие продавцы ненавидят свою CRM».

Сразу обращаешь внимание на такой контент, из-за его негативного заголовка. Кроме того, в этом материале, скорее всего, будет интересная статистика, вроде: 50% руководителей продаж говорят, что их CRM сложно использовать, а 18% говорят, что это привело к потере возможностей или доходов.

Так вы можете рассказать, почему традиционные CRM – не самое удачное решение, и показать, почему другая система (например, ваша) будет потрясающим и легким в использовании инструментом для команды продаж.

Если у вас есть похожие данные о вашем продукте, то можно еще более убедительно преподнести информацию, сопоставив их вместе. Это продемонстрируют резкий контраст между традиционным подходом и современным. Сопоставление положительного и отрицательного рисует довольно драматическую картину в сознании аудитории, а сжатые данные позволяют быстро и легко противопоставить «плохое» против «хорошего».

8. Подшутите над конкурентами

Возможно, это то, о чем думает большинство людей, когда обсуждается негативный маркетинг, но к подшучиванию прибегают редко, поскольку могут возникнуть непредвиденные деликатные ситуации.

С одной стороны, небольшая здоровая конкуренция – хорошая вещь, особенно если вы хотите позиционировать себя как лучший вариант. Однако, если это сделано плохо, аудитория может отвернуться от вас по причине грубости или неуместности шутки. Кроме того, если вы используете ложные утверждения это повлечет за собой юридические риски.

Существует два типа негативного маркетинга по отношению к вашим конкурентам:

Как правило, крупным брендам легче участвовать в негативном маркетинге со своими конкурентами, потому что они уже хорошо известны, и вознаграждение может быть больше, чем риск выделить ценностные предложения.

Помните рекламную «атаку» Pepsi – ролик, в которой ребенок вытаскивает две банки кока-колы из торгового автомата, чтобы встать на них и дотянуться до кнопки, чтобы заказать Pepsi:

Если ваш бренд не такой известный, будет лучше выделять ценностные предложения и отличительные особенности менее рискованными способами.

Например, некоторые бренды критикуют конкурентов, не называя никаких имен. Это гарантирует, что они не дадут конкурентам бесплатное эфирное время, пока будут извлекать выгоду из идей, которые так нравятся покупателям.

9. Посмейтесь над собой

Другой менее рискованный способ – обратить негатив на себя. Небольшая самокритика может быть забавной для других, а вас заставит казаться более человечным, и даже может помочь почувствовать себя лучше из-за каких-то промахов. В конце концов, мы все их делаем, и важно научиться легко относиться к своим ошибкам.

Когда негатив дает обратный эффект

Важно всегда учитывать, будет ли ваш негатив иметь обратный эффект. Действительно ли ваш покупатель ненавидит такие вещи? Стоит ли затевать споры с конкурентами, которые почти всегда кажутся мелочными и излишне негативными?

Возможно, в случае с последними лучшим советом может стать поговорка «Если тебе нечего сказать, то ничего не говори».

Помните, что любой негатив, который вы запускаете, должен быть смягчен некоторым позитивом.

Многие согласятся, что целью маркетологов должно быть стремление вдохновлять, а не сеять негатив. Если вы можете вдохновить людей своим маркетингом, эффект будет длиться намного дольше и сильнее, чем от любой из негативных тактик.

По материалам blog.hubspot.com, перевела с английского Алина Прудских

Читайте также:

Смотреть комментарии