При другой текущей ситуации я никогда не позволил бы себе высказаться по столь глобальным вопросам – среди читающей, а тем более пишущей аудитории на Executive.ru есть действительно выдающиеся специалисты. Но считаю возможным выложить для обсуждения несколько пунктов из своего «утопического сценария» преодоления свалившегося на нас кризиса в экономике.
Поскольку изменения в окружающей действительности оказались намного значительнее, чем предполагали ранее аналитики, и без преувеличения весь мир уже принял участие во вспыхнувшем как сухой порох застарелом конфликте, ни один россиянин сегодня уже не может заявить, что его «это не касается». Конечно, у каждого есть свое видение как на саму изменившуюся окружающую действительность, так и на способы и методы выхода из заготовленных для нас тупиковых ветвей в различных секторах российской экономики, отрезанной от так называемой «общемировой интеграции».
Экспресс-оценка текущего реального положения дел
Первое, что в России необходимо сделать – это в течение тридцати дней максимум (нет времени на продолжительные дискуссии) оценить реальное положение дел по ключевым для функционирования государственного образования отраслям, из них в первую очередь:
- В реальных научных и прикладных инженерных знаниях, подкрепленных на «сегодня» практической проверкой, сопроводительной документацией и опытом использования. При этом особое внимание уделить тем областям знаний и информации, где у нас «пробелы» или отсутствие таковых – для недопущения опоры на такие псевдознания в кризисный период
- В сельском хозяйстве – нам нужно самостоятельно себя накормить и обеспечить исходным сырьем зависимые отрасли промышленности; в частности, фармацевтическую.
- В реальном (материального производства) секторе промышленности – добиться стопроцентной технологической независимости там, где это возможно, и четко признать существующую зависимость «от остального мира» там, где она объективно существует.
- В гуманитарных областях – оценить, что для нас незыблемо за последние сто-двести лет и должно таковым остаться, с чем следует разобраться немедленно, а что можно отложить на более спокойные периоды нашей истории.
- В медицине и социальной сфере четко и сурово определить наши реальные возможности с использованием того, чем реально можем распоряжаться. Также определить – без чего невозможно обойтись, и изыскать возможность получения требуемого от «остального мира».
- В финансовой сфере четко изложить текущую ситуацию с ее активами/пассивами, при наличии ресурсов по первому пункту – построить действующую математическую модель, чтобы в дальнейшем ей следовать.
- Другое – не более трех пунктов, иначе не уложиться в предлагаемые сроки.
Неотложные практические меры
Предполагаю, что после оценки реального положения дел потребуется:
- Оценив состояние собственных знаний, определить – что мы реально можем производить самостоятельно, что можем организовать в срок от трех до двенадцати месяцев из тех позиций, которых мы сейчас лишились во всех областях.
- В сельском хозяйстве – выстроить ведение процессов таким образом, чтобы получать приемлемый конечный результат даже при отсутствии «самых эффективных» чужих семян, удобрений, гербицидов и полностью автоматизированных промышленных сооружений, которыми мы не можем управлять без иноземных специалистов. Надеюсь, тысячелетний опыт земледелия может нам в этом помочь.
- В материальном секторе производства добиться полной технологической независимости. Для этого можно применить метод «временного» быстрого возрождения производств с устаревшими технологиями прошлого века, чтобы заполнить их продукцией ниши «ширпотреба», многих видов технологического сырья и «производства средств производства». Да, это печально, но когда речь идет о полной остановке...
- В медицине и социальной сфере использовать все имеющееся в наличии, кроме шарлатанства. По возможности поддерживать имеющиеся контакты с окружающим миром.
- В сфере разрешительной, надзорной и регуляторной деятельности государства – установить предельные сроки принятия требуемых разрешительных/запретительных решений коротким, но разумным периодом времени, а у разрешивших/запретивших при этом должны быть публичными имена, фамилии и должности.
- В финансовой сфере сделать максимально простыми механизмы и правила «критического периода» без их многосмысленного толкования.
- В остальных сферах – также принять требуемые корректирующие меры.
И все упомянутое должно произойти, как мне видится, в период не более шестидесяти дней, с отсчетом от 24 февраля 2022 года.
Стратегия и тактика последующей интеграции в мировую экономику
Возьму на себя смелость утверждать, что в течение года закончится «острая фаза» нынешней кризисной ситуации, в течение трех-пяти лет «остальной мир» примет как данность и осознает необходимость взаимовыгодного сотрудничества с нами, а через десять лет часть из нас и наши потомки смогут проанализировать текущие события.
При этом я придерживаюсь твердого мнения, что необходима серьезная «работа над ошибками», чтобы последующая интеграция не могла наносить нам ущерб больший, нежели нашим «партнерам». Для этого уже сегодня, пока все можно осязать и измерять, требуется в качестве «задела на будущее» вырабатывать правила использования «чужой» доли активов в нашем секторе экономики, которые не позволят в долгосрочной перспективе:
- Сводить к минимуму собственный научный и технологический потенциал России.
- Формировать технологическую зависимость.
- Позволять лишать нас собственных ресурсов – промышленных, финансовых, людских.
- Угрожать нам уничтожением собственного чувства самобытности и достоинства.
- Дополните в комментариях...
Повторюсь – это мое личное ощущение «текущего момента» и сумбурные мысли о происходящем и возможных способах реагирования в критической ситуации. Решил высказаться, чтобы собрать урожай «гнилых помидоров» в комментариях – возможно, в них могут оказаться «ценные семена» для последующих грамотных решений для профессионалов. Можно бросаться и «тухлыми яйцами», их можно будет использовать как «источник сероводорода». Даже в кризисные времена нужно иногда шутить – мозг при этом расслабляется и на время приходит в равновесие. Это я понял во времена «холодной войны» в 1970-1980 годы.
Также читайте: