Цифровизация шагает по стране. В столице ударными темпами реализуются масштабные проекты, о которых Executive.ru рассказал в публикации «Как городские сервисы собирают ваши персональные данные». Горожан в рамках пилотного проекта уже определяют по лицу в метрополитене. Недалек тот день, когда для поездки в автобусе или трамвае достаточно будет предъявить при входе собственное лицо: камера моментально опознает человека и отправит сигнал банку о списании стоимости поездки со счета пассажира.
В рамках московских цифровых проектов создаются электронные досье, фиксирующие информацию об имущественном статусе, образовании, состоянии здоровья и социальных запросах москвичей. На реализацию цифровых проектов столица в 2018 году потратила без малого 50 млрд рублей. По данным исследования PwC, в 2017 году Москва заняла первое место в мире по распространенности онлайн-сервисов по взаимодействию с горожанами.
Население анфас и в профиль
Стараются не отставать от московских властей и власти федеральные. Банк России в союзе с Министерством цифрового развития разрабатывает проект «Цифровой профиль». А с компанией «Ростелеком» ЦБ создает Единую биометрическую систему (ЕБС). В интервью ТАСС первый заместитель председателя ЦБ РФ Ольга Скоробогатова сообщила, что «Цифровой профиль» – один из ключевых элементов цифровой инфраструктуры. Технологии, которые лягут в его основу, обеспечат простой, быстрый и легальный обмен данными между потребителями и поставщиками данных с использованием единого технологического ID.
«Цифровой профиль» не будет сам хранить информацию, он будет предоставлять сквозной доступ к базам данных, которые создают министерства, ведомства, банки, организации ЖКХ и т.д. «Такой идентификатор будет связывать все данные о гражданине, содержащиеся в различных системах. Важной частью цифрового профиля станет информация, которая будет содержаться в регистре населения, создаваемом ФНС России. Мы же в свою очередь определим, какой еще информацией из других министерств и ведомств, коммерческих и иных организаций можно будет наполнить профиль», – заявила Скоробогатова.
В частности в «Цифровом профиле» будут отражены персональные данные, справки, сведения об оплате коммунальных услуг, о кредитах или остатках на счетах, оплате налогов и пошлин, покупке и продаже недвижимости, автомобиля…
Министерство труда РФ накануне нового 2019 года преподнесло россиянам сюрприз: бумажные трудовые книжки отправятся на свалку истории. Вместо них в стране с 2020 года будут внедрены электронные трудовые книжки – записи в реестре Пенсионного фонда.
Цифровой профиль создается для удобства населения. Счастливый гражданин при обращении в банк, например, за ипотечным кредитом не должен будет собирать ворох бумаг. Он просто предоставит банку доступ к своему досье, которое к этому времени уже будет заботливо собрано другими ведомствами. Центральный банк называет этот процесс «управлением цифровыми согласиями граждан на обмен информацией».
С 2019 года россиян ждет еще одно цифровое удобство. Гражданам страны будут присваивать индивидуальный кредитный рейтинг согласно вступающим в силу поправкам в закон о кредитных историях, рассказал исполняющий обязанности гендиректора Объединенного кредитного бюро Николай Мясников в интервью «Российской газете». Никакого согласия от клиента не потребуется: рейтинговые баллы будут автоматически рассчитываться на основе разных параметров из кредитной истории: наличия просрочек, уровня долговой нагрузки, количества запросов на проверку кредитной истории, «возраста» этой истории. Это очень удобно. Клиент, пришедший в банк за кредитом, успел сказать только: «Здравствуйте», а банк уже знает, заслуживает ли клиент доверия.
Главный тренд: утрата конфиденциальности
Впрочем, проект ЦБ и Министерства цифрового развития – это не отдельно взятый кейс, а проявление глобального тренда, в этом убедилась редакция Executive.ru, побеседовав с экспертами. Мы спросили специалистов, каким будет Рунет через пять лет, как изменится его функционал? Вот, что мы услышали в ответ.
Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»
Первое и главное, что нас ждет – усиление контроля за деятельностью каждого пользователя интернета. Государство будет продолжать стараться наступать на приватность, бороться с анонимностью и контролировать напрямую действия пользователей. Однако пример с Telegram показывает, что некоторые технологии могут быть очень устойчивыми к регулированию. Скорее всего, государство научится эффективнее отслеживать наши цифровые следы и строить нетривиальные модели и предсказания нашего поведения на основе больших данных из многочисленных, прежде всего, открытых источников.
Также произойдет крайне существенная трансформация в бизнесе, а именно – облачное размещение и использование информационных систем компаний станет мейнстримом в противовес традиционному IT «из собственного центра обработки данных». Скорость внедрения систем, необходимость нетривиальной аналитики, гибкость, масштабирование и автоматическое обновление систем станут обязательными – а достичь этого, продолжая вести натуральное IT-хозяйство, будет невыгодно финансово или же вовсе невозможно.
Денис Собе-Панек, директор Strategy Partners, руководитель практики «Стратегический цифровой маркетинг»
Технологии приходят и уходят, и, в конечном счете, являются всего лишь драйвером изменений. Человеческая природа же фундаментально остается почти неизменной тысячи лет. Так что, «Рунет-2024» – это, в первую очередь, «Человек-2024». Наметилось несколько ключевых векторов, которые, с точки зрения пользователя, меняют Рунет, и будут менять его следующие пять лет.
Персонализация. Если раньше Рунет был продуктоцентричным, то сейчас он все больше становится «человекоцентричным». Google и Яндекс знают про нас больше, чем родные и близкие. Яркое подтверждение – современные алгоритмы формирования лент социальных сетей, сквозные регистрации в сервисах Яндекса и Google, персональные скидки и промо. Так, мой Рунет-2024 будет сильно отличаться от вашего Рунета-2024.
Консолидация. Не многим удастся остаться на плаву из-за недостаточного доступа к клиентским данным. Число приложений на нашем смартфоне уже превышает все мыслимые лимиты – скоро мы просто не сможем потреблять и удерживать в голове такое количество информационных стимулов. В итоге, в фокусе внимания окажется та платформа, которая знает нас лучше других и предлагает максимально адаптированный под конкретного человека набор сервисов и контента, предсказывая его потребности.
Виртуализация. Следствие первых двух трендов – появление динамической цифровой копии человека. Человек-2024, скорее всего, будет проводить в интернете большую часть жизни. Реальный и виртуальный мир индивида сближаются с высокой скоростью. Считаю, что одна из ключевых задач Рунета-2024 – органично перенести нормы морали и нравственности в цифровую реальность, чтобы избежать безграничной свободы с одной стороны, и «полицейского режима» – с другой.
Алексей Королюк, генеральный директор REG.RU
Рунет-2024 будет уже не интернетом людей, а интернетом машин. К тому времени количество самостоятельных (не требующих участия в управлении со стороны человека) устройств будет подавляющим большинством. Эти устройства составят ключевой драйвер роста базы мобильных операторов и операторов местной радиосвязи. Также они составят конкуренцию текущему лидеру трафикогенерации – видеоконтенту.
Человечество абсолютно смирится с тем, что интернет будет контролироваться на всех уровнях и среда перестанет быть псевдоанонимной. Будет приветствоваться полная прозрачность, и только тем, кто открыто готов делиться своими данными и виртуальной личностью, будут доступны ключевые и самые полезные интернет-сервисы.
Все больше людей становится участниками некоммерческих проектов по генерации программных и аппаратных элементов для ИИ, участвуют в обсуждении философских вопросов регулирования отношений машин и людей. Организовываются первые открытые массовые виртуальные государства, участие в которых разрешено только открытым личностям, способным раскрыть максимум информации о себе.
Развиваются первые хранилища цифровых копий личности, предоставляющие возможность зарезервировать данные из онлайн-сервисов и управлять ими. Пароли уходят в прошлое, максимальное количество сервисов принимают связку «секретный ключ – биометрия», для которых используют повсеместное распространение биометрических датчиков на смартфонах.
Эдуард Макаров, директор по развитию бизнеса Variti
Поскольку сайты накапливают все больше информации о пользователях, одним из основных изменений в среднесрочной перспективе станет концентрация на защите этих данных. Это уже почувствовали, например, банки, для которых регулятор закрепил ответственность за безопасное хранение информации. Кроме того, пользователи все лучше понимают, какие угрозы несут небезопасные площадки: мнение о сайтах формируется, в том числе, на основе новостей о взломах и утечках данных, и может сказываться на посещаемости ресурсов.
Значительная часть киберпреступлений происходит с помощью ботов – это специальные программы, имитирующие поведение человека. Используя ботов, злоумышленники могут, например, вывести сайт из строя, взломать аккаунты пользователей, вывести деньги или бонусы, скопировать информацию с сайта. Поэтому защита от таких атак становится все важнее.
Дмитрий Нор, директор компании SkySoft
На данный момент тяжело идентифицировать человека в интернете, и легко можно сохранять анонимность. Но уже ведется работа по созданию электронного правительства и внедрению цифровой подписи для физических и юридических лиц. Это значит, что у каждого человека будет уникальный идентификатор, подобный номеру паспорта. С его помощью он сможет выполнять административные процедуры, например, взять справку о составе семьи, через интернет и госорганы будут давать такие справки без личного визита к ним. Это повысит доверие к процедурам в интернете и люди будут смелее это делать. Соответственно, идентифицировать человека будет намного проще, а сохранять анонимность сложнее.
Иван Крапивин, PR-директор Kokoc Group
Основной «системный сдвиг» – это продолжающееся снижение порога конфиденциальности личности. Именно с ним связаны множественные законодательные акты и галочки на каждом сайте и в приложении, которые вы вынуждены нажимать, чтобы воспользоваться продуктом. Снижение этого порога будет происходить и дальше – компании собирают огромный объем данных о поведении пользователей.
Эти данные надо обработать и применить, поэтому следующий сдвиг – это персонализация контента. Сейчас персонализированный контент мы видим в выдаче поисковых систем и в лентах социальных сетей. В будущем мы можем ожидать чего-то подобного в новостных лентах, в блогах, на сайтах и в приложениях. Персонализировать любой текстово-графический контент становится возможным с помощью нейросети.
Основной тренд e-commerce – использование технологий, которые разрабатывают стартапы для дистанционной продажи. Потребление стремится в онлайн, и осталось решить некоторые вопросы, которые преграждают этот путь. Например, определение роста и размеров человека по фото, чтобы подобрать вещи по размеру и минимизировать процент возврата, или персонализированный гардероб на основе данных, которые ритейлер получает после того, как вы авторизовались на сайте с помощью профиля социальной сети.
Венера Шайдуллина, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ
Основное предпочтение, скорее всего, будет отдано блокчейн-технологиям – они серьезно развиваются, появляются новые и новые проекты, поэтому следует ожидать, что будут разработаны более развитые сервисы на основе блокчейна и распределения данных по цепочкам. Согласно заключениям экспертов, главное преимущество такого подхода заключается в том, что это позволяет обеспечить максимальный уровень защиты персональных данных. Как известно, блокчейн невозможно взломать, и в то же время невозможно что-либо изменить в его системе данных – все, что туда попадает, остается там навсегда.
Анонимность будет развита еще больше. Даже сейчас многие криптовалюты представлены системами, которые направлены на максимальное обеспечение анонимности и приватности. В качестве примера можно привести XMR (Monero) – создатели данной криптовалюты придумали систему исчезающих колец, то есть систему, которая шифрует в себе данные, и которую нельзя в принципе взломать.
Также будут развиваться финансовые возможности – все будет упрощаться и далее. Чтобы расплатиться за товар, достаточно просто телефона, а не банковской карты, в будущем все станет еще проще – возможно, идентификация будет введена на уровне биологических особенностей – например, в банк-онлайн можно будет зайти только после сканирования сетчатки глаза или уха. Также такая система будет актуальной для расчета – возможно, будут введены специальные биологические сканирующие мини-терминалы. Предположительно, все это нас ждет уже после 2024 года.
На каждую хитрую гайку найдется болт с резьбой
Шесть из семи экспертов прогнозируют снижение порога конфиденциальности. Тем ценнее мнение Венеры Шайдуллиной, которая привлекает внимание к исключительно важной проблеме, смысл которой можно сформулировать так: диалог брони и снаряда.
На состоявшейся 21-23 ноября 2018 года конференции Russian Tech Week одной из самых интересных дискуссий в секции Russian Fintech Day была дискуссия об информационной безопасности. Взять, например, такую проблему как идентификация клиента банка в удаленном доступе. Чем активнее развиваются технологии идентификации по голосу, по радужной оболочке, по форме ушей, тем активнее развиваются способы взлома этих технологий.
Например, разработчики предлагают идентифицировать клиентов с помощью видео – человек произносит в камеру несколько слов и двигается в подтверждение того, что камера «видит» не подставную фотографию, а живого клиента. В ответ хакеры предлагают сервис, «подтягивающий» к камере подставной видеоролик.
«Мы идем с хакерами ноздрю в ноздрю», – признавались на конференции разработчики. Что это означает для обсуждаемой темы?
- Во-первых, что планы государственных и муниципальных благодетелей, мечтающих о тотальной цифровизации граждан России, будут скорректированы риском взлома технологий. Если, например, видеокамеры в автобусах станут ошибаться, и из-за технических проблем или из-за действий злоумышленников начнут выставлять счета тем, кто в автобус не заходил, разработчикам придется притормозить или полностью отменить внедрение продукта. В новейшей истории России есть примеры брошенных IT-проектов, но это – тема другой публикации.
- Во-вторых, сериал «Жаров против Дурова», который в прямом эфире наблюдали обитатели Рунета в 2018 году, показывает, что между декларацией намерений и их реализацией иногда находится непреодолимая пропасть. Мессенджер Telegram, несмотря на все усилия Роскомнадзора, остался в российском информационном пространстве. Тем самым создан кейс. Telegram сегодня – это параллельная информационная реальность.
Граждане России не проявляют интерес к Единой биометрической системе, которую создают ЦБ и «Ростелеком». «Ведомости» пишут, что по состоянию на октябрь 2018 года в ЕБС пожелали зарегистрироваться всего 2 тыс. человек. Однако глава Сбербанка Герман Греф в декабре заявил: «Мы собираем биометрию вовсю». По его словам, в биометрической базе Сбербанка находятся уже «миллионы» образцов биометрических данных клиентов. Точную цифру он не назвал, сообщают «Ведомости». Правда, спустя несколько дней после этого заявления выяснилось, что Сбербанк никакие данные в ЕБС не передавал, а оставлял их у себя. Впрочем, сегодня оставляет у себя, завтра отдаст, кому скажут.
Конечно, составители баз будут клясться, что пользователи передают данные в надежные руки. Но... 20 декабря 2019 года выяснилось, что с сайта мэрии Москвы произошла утечка личных данных родителей школьников. Как отмечает РБК, если задать определенные параметры поиска в «Яндексе», отображаются более 400 платежных документов. В доступ попали квитанции, получателями платежей по которым являются школы, а также управление федерального казначейства и ГИБДД.
Понятно, что бумажный документооборот будет перенесен в «цифру», и что на место регистрационных книг придут государственные электронные реестры, это нужно принять как данность. Но в части «поведенческой» информации – фиксации социальных, информационных, коммерческих запросов человека – есть над чем задуматься. Чем навязчивее будут муниципальные и коммерческие цифровые сервисы, тем сильнее будет выражено стремление пользователя уйти от них в параллельное пространство: угол падения равен углу отражения. На каждую хитрую гайку найдется болт с резьбой (с).
Фото: unsplash.com