Вновь назначенный премьер-министр Дмитрий Медведев 18 мая 2018 года огласил состав своего кабинета. В структуре кабинета министров есть некоторые перемены, в частности, министерство образования и науки разделено на: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Министерство связи и массовых коммуникаций преобразовано в министерство цифрового развития.
Посты вице-премьеров займут Антон Силуанов, Татьяна Голикова, Ольга Голодец, Виталий Мутко, Дмитрий Козак, Юрий Борисов, Алексей Гордеев, Максим Акимов, Константин Чуйченко и Юрий Трутнев.
Из 22 министров девять являются новичками.
Министерство |
Прежний министр |
Новый министр |
Чрезвычайных ситуаций |
Владимир Пучков |
Евгений Зиничев, заместитель главы ФСБ России |
Сельского хозяйства |
Александр Ткачев |
Дмитрий Патрушев, председатель правления «Россельхозбанка», сын секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева |
Науки и высшего образования |
Михаил Котюков, руководитель Федерального агентства научных организаций |
|
Природы |
Сергей Донской |
Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого округа |
Развития Дальнего Востока |
Александр Галушка |
Александр Козлов, губернатор Амурской области |
По делам Северного Кавказа |
Лев Кузнецов |
Сергей Чеботарев, заместитель начальника управления администрации президента |
Строительства |
Михаил Мень |
Владимир Якушев, губернатор Тюменской области |
Транспорта |
Максим Соколов |
Евгений Дитрих, заместитель министра транспорта |
Цифрового развития |
Николай Никифоров |
Константин Носков, руководитель аналитического центра при правительстве |
Сохранили свои посты глава МВД Владимир Колокольцев, министр обороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров, юстиции – Александр Коновалов, здравоохранения – Вероника Скворцова, культуры – Владимир Мединский, промышленности и торговли – Денис Мантуров, просвещения – Ольга Васильева, спорта – Павел Колобков, труда – Максим Топилин, экономического развития – Максим Орешкин, глава минэнерго – Александр Новак.
Именно этим людям придется воплощать в жизнь «заветы» президента, озвученные в так называемых «майских указах». Executive.ru задал экономистам вопрос: какой должна быть работа правительства, чтобы выполнить все стоящие перед ним задачи, в том числе поставленные майским (2018 года) указом Президента.
Реальные приоритеты нового правительства во многом зависят от того статуса, которое оно де-факто получит среди других центров принятия решений, прежде всего, администрации президента, госкомпаний и госкорпораций. В предыдущий цикл работы правительства закрепиться на стратегических рубежах скорее не удалось – оно в большей степени стало центром оперативного, а не стратегического управления. До конца неясно, сохранится ли эта тенденция и далее. Поэтому пока определение приоритетов нового состава кабмина носит немного теоретический характер и, пожалуй, отражает личные чаяния экспертов. В моем случае топ-5 направлений следующие:
1. Рост реальных доходов населения. Эффект двукратной девальвации конца 2014 года оказался сильно растянут во времени. И чем дольше затягивается стагнация реальных доходов в России, тем выше риск того, что для многих квалифицированных специалистов переезд в Европу или США станет наиболее очевидным карьерным решением.
2. Рост экспорта медицинских услуг. Обратная сторона девальвации – Россия стала не только страной с самыми дешевыми ценами на такси (если переводить их в доллары или евро), но и со сравнительно дешевыми (опять же, в пересчете в валюту) медицинскими услугами. Чтобы поток иностранных пациентов хлынул в страну, по-настоящему нужны две вещи: грамотная визовая политика и PR.
3. Рост экспорта несырьевых товаров. Он невозможен сам по себе. Для роста несырьевого экспорта нужен рост несырьевых секторов экономики внутри страны, который в свою очередь невозможен без конкуренции. Однако вероятнее всего, будет продолжен курс на меры прямой, а не косвенной поддержки, не исключено, через дальнейшее укрупнение госкорпораций.
4. Развитие инфраструктуры. Инфраструктурный вызов для России с ее территорией едва ли не самый важный. В частности, Запад и Восток страны фактически продолжают жить независимо друг от друга. Пока ни в сфере железнодорожных, ни в сфере авиаперевозок для решения этой проблемы не было предпринято достаточно усилий.
5. Экологические проблемы. В то время как целые города находятся на грани экологической катастрофы, экологическая политика продолжает формироваться по остаточному и реактивному принципу. Грядущая шестилетка для правительства в этом смысле будет сосредоточена вокруг наиболее острых проблем, которые, скорее всего, будут возникать значительно быстрее, чем решаться.
На самом деле в президентском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» содержится довольно много задач. Однако часть из них можно объединить.
Например, все то, что касается обеспечения россиян доступным жильем и улучшения жилищных условий населения, а также развитие малых и средних предприятий, увеличение занятых в малом бизнесе. По моему мнению, решение этих задач вполне доступно в ближайшее время, так как оно может и не потребовать значительных бюджетных средств. Возможно, что строительная отрасль и малый бизнес активизируются при снижении ключевой ставки. Сейчас она составляет 7,25%, что в три раза выше текущей инфляции 2,4%. Такая денежная политика противоречит показателям почти всех других стран мира.
Например, ставка европейского ЦБ равна нулю, она ниже инфляции – 1,2%. В США та же картина – ставка 1,75%, что ниже инфляции 2,1%. Эта же тенденция просматривается во всех развитых странах, а в развивающихся – ставки примерно в два раза выше инфляции. Например, в Бразилии ставка ЦБ равна 6,5% при инфляции 2,76%, в Китае – 4,35% при 2,5%, в Индии – ставка 6% при инфляции 4,58%.
Таким образом, даже если просто скопировать опыт развивающихся стран, не говоря уже о США, Евросоюзе и развитых странах, можно понизить ключевую ставку ЦБ до 5%. Это могло бы существенно удешевить коммерческие кредиты и сделать доступнее как ипотеку, так и развитие малого и среднего бизнеса.
Кроме того, целесообразно объединить еще часть экономических приоритетов, требующих не просто низких ставок, но и прямого государственного финансирования инвестиций и капитального строительства. Кстати, оно может осуществляться и за счет фондов развития, как это делается в других странах. В первую очередь, это касается модернизации основных фондов, научной базы, внедрения цифровых технологий, а также такой сложной задачи как увеличения несырьевого экспорта и вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира. Сюда же я бы отнес задачу расширения пропускной способности российских транспортных путей с целью получения доходов от международного транзита в будущем.
Для этого можно было бы увеличить монетизацию экономики или, иными словами, повысить соотношение денежной массы к ВВП за счет рублевой эмиссии. В 2017 году российский ВВП составил 92,8 трлн руб., а денежная масса (М2) на конец года была меньше него в 2,2 раза — 42,4 трлн руб. Таким образом, соотношение М2/ВВП в нашей стране равно примерно 46%, что является относительно низким уровнем.
В Китае денежная масса в два раза больше годового объема ВВП и их соотношение равно 200%. В США и Евросоюзе оно составляет примерно 80%. В остальных странах, демонстрирующих нормальные темпы роста, ситуация примерно такая же. Наверное, России можно было бы взять с них пример и увеличить М2. Кроме этого, имеется возможность обеспечить экономику инвестициями благодаря наращиванию объема российского государственного долга. Для этого можно было бы запустить политику количественного смягчения ЦБ РФ, по примеру США, Японии, Великобритании и Евросоюза.
Крайне важно, чтобы средства от рублевой эмиссии не направлялись на финансирование бюджетных расходов. Теория говорит, что это неминуемо приведет к росту инфляции. Они должны быть обязательно возвратными в долгосрочном периоде 15-20 лет и поступать лишь для инвестиций в развитие экономики. Предполагается, что за счет последующего роста ВВП достаточно быстро увеличится и налоговая база. Вот уже за счет этого можно будет решать задачи, связанные с улучшением жизни людей: здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и прочее.
Одним из основных приоритетов правительства должно стать повышение реальных располагаемых доходов населения. Это результирующий показатель уровня жизни. Он отражает цель общества – рост благосостояния. Кроме того, увеличение доходов ведет к повышению спроса, покупательским стимулам для производства товаров и услуг, для роста экономики. Доходы снижались четыре года подряд, с 2014 года более чем на 10%, только в 2017 году сокращение составило 1,7%. Оттолкнувшись от «дна», в текущем году показатель поднимается – на 3% в первом квартале. Таким образом, повысить реальные доходы – реально. Нужно выйти к 2020 году хотя бы на уровень 2013 года.
Другой качественный приоритет как показатель развития страны – продолжительность жизни, причем, здоровой жизни. В майском указе президента 2018 года есть цель увеличения продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году. В 2017 году показатель составлял 72,7 года. Для его повышения и роста продолжительности здоровой жизни до 67 лет нужен комплекс мероприятий не только по увеличению доходов, но и по развитию массовой медицины, физической культуры, социальных услуг...
Один из источников для решения данных задач, который также выступает приоритетом правительства – изменение приоритетов бюджета. Это «бюджетный маневр» – увеличение доли расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру. Они должны быть повышены на 2,3 процентных пункта ВВП в течение 3-5 лет. Одно это позволит добиться дополнительного прироста ВВП на 0,5% в год с улучшением качественных показателей.
Еще одной важной задачей правительства выступает преодоление зависимости от экспорта сырья. Первый шаг к этому – усиление несырьевого экспорта. По майскому указу, его объем предполагается поднять с $130 млрд в 2017 году до $250 млрд в 2024 году и довести его долю в ВВП до 20%. Такая задача необходима, но сложна, поскольку предусматривает кардинальное изменение структуры экономики и повышение качества продукции до востребованности на мировых рынках.
Исключительно важна программа по развитию науки, внедрению результатов исследований, прикладных разработок для «цифровой экономики». Это одно из условий для реализации всех приоритетов. Предусматривается, в частности, создание не менее полутора десятков научно-образовательных центров на основе интеграции научно-исследовательских институтов и вузов.
В указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», не все приоритетные национальные цели определены как экономические и будут достигнуты к 2024 году. Приоритеты будут меняться в соответствии с изменениями реальных экономических условий в стране и мире.
Первым по списку экономическим приоритетом стоит «обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан». «Обеспечить» реальные доходы граждан само по себе невозможно – это производная от экономического роста, уровня инфляции, курса национальной валюты. Экономический рост проблематичен. Инфляцию удастся удержать на целевых уровнях, если курс национальной валюты как минимум не ослабнет с текущих уровней. В противном случае импортная составляющая инфляции поднимет ее гораздо выше целевого уровня.
Вторым в списке экономическим приоритетом стоит «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа». В условиях изоляции от Запада и санкций масштабные технологические инновации невозможны. Для развития своих технологий нужны условия и десятилетия конкурентного развития экономики.
Третье – «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере». Такое внедрение понемногу происходит, и возможно на этом направлении можно будет продвинуться, если не блокировать бездумно интернет-ресурсы.
Четвертый приоритет – «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых» – целиком зависит от первых трех. Но учитывая, что экономический рост в 2018-2019 годах ожидается не выше 2% в год, то в следующие четыре года придется расти по 6%. Экономического чуда не ожидается.
И пятый приоритет предусматривает «создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора». Этот приоритет стоило бы поставить на первое место и добиться поставленных целей на основе продуманных структурных реформ, тогда остальные приоритеты тоже стали бы реальнее.
Экономические приоритеты развития страны, обозначенные в майском указе президента РФ, вполне понятны. Они предполагают, что упор в развитии будет сделан на повышение жизненного уровня, технологическое и инновационное развитие, ускоренное внедрение цифровых технологий и интенсификацию экономического роста на основе развития экспортных отраслей в обрабатывающей промышленности.
Обеспечение устойчивого роста экономики и подъем на пятое место среди экономик мира не является экономическим приоритетом, так как это просто невозможно без смены модели экономического роста с опорой на внутреннее потребление. А для этого необходим приоритет экономики над политикой, ради сохранения макроэкономической стабильности, прежде всего стабильного курса национальной валюты и низкой инфляции, а этому будут мешать санкции, политика изоляционизма и геополитическая нестабильность.
Внешняя политика останется приоритетом перед экономикой, и декларируемая опора на внутренние источники инвестиций и импортозамещение не дадут возможности для ускорения технологического и инновационного развития, здесь приоритетом останется технологическое развитие военно-промышленного комплекса.
В сфере реальных доходов населения и повышения уровня пенсионного обеспечения правительство придерживалось принципов минимальной достаточности. Этот приоритет останется и в новом правительстве. При снижении реальных доходов и опасного для системы повышения уровня бедности будут проводиться популистские меры за счет госбюджета.
Создание экспортно-ориентированного сектора в базовых отраслях промышленности и агрокомплекса будет уступать развитию нефтегазового сектора и переориентации поставок углеводородов с Запада на Восток, в рамках прежней модели экономического роста. А так как развитие многих проектов в этой сфере идет за счет перераспределения нефтегазовых доходов, то на другие отрасли денег не будет.
Попытки поставить под полный контроль интернет и принудительно закрывать некоторые приложения под предлогом борьбы с терроризмом, введение контроля над сетями и ужесточение работы провайдеров будет мешать ускорению технологического развития в цифровой сфере, но именно это останется приоритетом «нового» правительства.
Фото: Kremlin.ru