Журнал635132

Pro Bono: ради чего профессионалы готовы работать бесплатно

Истории руководителей, которые находят время для добрых дел в своем графике.

Термин Pro bono означает оказание профессиональной помощи на безвозмездной основе. Почему руководители и предприниматели этим занимаются? Что им это дает? 

Редакция Executive.ru собрала истории профессионалов об их бесплатной работе и о неочевидных выгодах таких проектов.

Группа поддержки для самозанятых

Евгения Олейникова, управляющий партнер консалтинговой компании «Юнайтед Бизнес Груп»

В феврале этого года я предложила центру «Мой бизнес. Краснодарский край» организовать регулярную группу поддержки для самозанятых в формате мастермайнда со мной в роли ведущей на безвозмездной основе.

На тот момент уже больше года я развивала себя как бизнес-наставник и окунулась в общение с начинающими предпринимателями, экспертами, которые работали на НПД (налог на профессиональный доход). Основная сложность, с которой они сталкивались – много энергии для действий, отсутствие знаний в области управления и продвижения и недостаток средств на старте, чтобы нанимать всех тех классных экспертов, которые готовы их продюсировать. Да, они пользовались государственными программами поддержки, но этого было мало.

Я видела, какие крутые идеи они хотят воплотить. Мне откликалось их желание делать что-то свое, развивать себя и улучшать мир вокруг, и я подумала, что группа поддержки станет отличной площадкой, чтобы:

Идея нашла отклик, и вот уже почти пять месяцев раз в две недели у самозанятых Краснодара есть возможность поделиться своими сложностями, узнать опыт коллег в подобных ситуациях и получить конкретную обратную связь от меня. Появилось уже два совместных проекта внутри нашего сообщества самозанятых, кто-то решил расширяться и создавать команды, кто-то перешел из надомной работы в арендованное помещение. После каждой встречи участники уходят с тетрадями, исписанными идеями.

Самый главный отклик от участников, помимо того, что нравится сам формат – «А почему же я не делаю все то, что я предлагаю другим?». Так что это еще и точка роста для каждого. И для меня в том числе: вести группу – не самое простое дело. Каждый раз я узнаю что-то новое о себе, о том, как тот или иной участник меня зеркалит, что еще мне нужно подкачать в себе. В целом, я очень довольна этим проектом и хочу продолжать его до тех пор, пока будут желающие приходить на встречи.

Работа в стартапе в качестве директора по развитию

Максим Оганов, предприниматель, маркетолог, основатель рекламного агентства Oganov.Digital

В 2021 году я в качестве директора по развитию бизнеса участвовал в небольшом стартапе, не требуя за это никакого материального вознаграждения. Команда энтузиастов разрабатывала сервис управления проектами – российскую альтернативу Trello, Jiro, Asana и им подобных.

Мне поступило предложение от этого сервиса поучаствовать в подкасте – это их продуктовая точка входа для новой аудитории. Они приглашают к участию предпринимателей, маркетологов и других спикеров – всех, кто поделится знаниями о продуктивности, управлении проектами и так далее. С помощью подкаста они также привлекают внимание к сервису. Я изучил их продукт, и он меня заинтересовал.

Меня пригласили на подкаст, я пообщался с ребятами, и мы сделали выпуск. Все это показалось мне интересным, мы продолжили коммуникацию с командой, и в итоге я предложил им свою помощь. Сервис был молодой, развивающийся, и я решил на безвозмездной основе поделиться своей экспертизой с ребятами. Я хотел помочь команде выстрелить и получить раунд инвестиций, чтобы они могли развиваться дальше.

Мое участие в проекте никак не оплачивалось, все было на безвозмездной основе, но все-таки некоторые бенефиты я получил. Поскольку я был тем, кто непосредственно отвечал за развитие проекта, мне было необходимо взаимодействовать с большим количеством людей, чтобы использовать подкаст как точку привлечения, договариваться о сотрудничестве и так далее. Поэтому я постоянно общался с представителями крупных компаний, таких, например, как Т-банк или банк «Точка», с разными блогерами и селебрити.

Я установил новые связи в ведущих компаниях, прокачал коммуникативные навыки в работе с топ-менеджерами и с представителями креативной индустрии. Хотя я и не получил материальной выгоды, опыт участия в проекте был для меня и интересным, и полезным.

Чтение лекций в вузах и благотворительных фондах

Светлана Андреева, основатель PR-агентства «Андреева и партнеры» и консалтингового агентства «Redoo», эксперт Executive.ru

Я с большим удовольствием читаю лекции в вузах, которые регулярно приглашают меня как эксперта. Никогда не отказываю, всегда нахожу время. Я осознанно делаю это pro bono. Для меня важно делиться опытом с новым поколением будущих профессионалов, они – наше будущее, а у вузов далеко не всегда есть возможность оплачивать выступление известных спикеров. Однако вместо гонорара я получаю нечто более ценное: полные залы вдумчивых серьезных людей, которые внимательно слушают, задают интересные вопросы, стремятся узнать о предмете как можно больше.

С радостью отзываюсь на приглашения благотворительных фондов, особенно работающих с детьми-сиротами. Как-то давала целый мастер-класс, на котором рассказывала об азах рекламы и PR. Специально готовилась к этому событию, делала презентацию под интересы своих слушателей в возрасте от 13 до 16. Они с большим интересом слушали меня, выполняли практические задания. А затем мы пошли пить чай с плюшками, которые собрала моя команда.

Некоторые дети, подумав, сказали мне, что в будущем хотят стать пиарщиками или журналистами. И это была самая большая похвала моему выступлению.

Наставничество для малого бизнеса

Юлия Федькина, бренд-архитектор, независимый эксперт по маркетингу и развитию бизнеса, эксперт Executive.ru

Участвую в проектах Малого бизнеса Москвы «Прокачай бизнес вместе с наставником». Это созвучно моей личной миссии – чтобы успешных бизнесов в России стало больше. Малый бизнес зачастую не имеет возможности получить консультацию у эксперта или пройти обучающую программу. Поэтому здесь предприниматели получают поддержку от выбранного наставника в течение двух месяцев.

Приятно видеть, как бизнесы стартуют или выходят на новый уровень – это очень вдохновляет. Конечно, есть «звезды», которые создают потрясающие результаты. Одна участница пришла с запросом на старт одного продукта, а в процессе работы придумала и запустила другой продукт, который теперь реализует с большим успехом. Еще один пример – участник пришел с желанием выйти из сегмента B2B в B2C в довольно непростом сегменте специализированного медицинского оборудования, открыл для себя CRM, создал интернет-магазин и теперь успешно продает.

После окончания программы продолжаю общаться со своими группами по мере возможности, помогаю советом, делюсь полезными инструментами.

Благотворительный коучинг

Елена Агафонова, эксперт по счастью и карьере, эксперт Executive.ru

Про себя я называю этот проект «благотворительный коучинг» и провожу его каждый год. Обычно в первую январскую неделю, как бы перед Рождеством. Иногда, наоборот, смещаю на неделю до Нового года, в зависимости от своей нагрузки.

Идея сессий коучинга, которые я предлагаю всем желающим безвозмездно, то есть даром, как сказала бы мудрая Сова из великого «Винни-Пух и все-все все», появилась у меня в тот момент, когда я написала одну из своих книг и решила для ее красочного издания и продвижения собрать деньги через краудфандинг. В ходе этого процесса я также проводила ряд бесплатных марафонов для первых читателей книги, которые применяли предлагаемые практики, вели свои дневники, а затем некоторые давали разрешение на то, чтобы я в анонимной форме делилась их открытиями на портале для сбора средств. 

Я тогда поняла, что людей, которым нужна помощь и поддержка в их трансформационных процессах, гораздо больше, чем тех, кто за этой помощью в итоге обращается к специалисту. Потому что у них просто нет лишних денег. А не потому, что они не хотят или считают всех коучей мошенниками. Просто у них такая полоса в жизни: изменения очень нужны, но люди загнаны в угол, и именно поэтому у многих действительно денег от зарплаты до зарплаты.

Я спросила себя, что я могу сделать для них? Как могу помочь, не ощущая себя в роли Спасателя, который согласно треугольнику Карпмана в какой-то момент времени обязательно превращается либо в Жертву, либо в Карателя. Так родился ежегодный проект «Коучинг творит благо».

Находясь на связи со многими людьми, которым наше взаимодействие помогло серьезно изменить свою жизнь к лучшему, я точно знаю, что проект имеет высокую ценность, хотя он не приносит мне лично ничего материального. Это ценность более высокой степени, ее вряд ли можно оценить в деньгах.

Благотворительность дает возможность проявить свою любовь, свое человеческое участие, дать надежду и поддержать в трудную минуту того, кто в этом нуждается. А самому благотворителю от этого огромное счастье! Каждый раз я безмерно благодарна людям за их доверие и возможность быть полезной. 


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии