Планирование карьеры804728

Так поступают успешные карьеристы

Неочевидные soft skills, которые более значимы для успешного развития управленческой карьеры, нежели высокая работоспособность, знания и опыт.

Многолетний личный опыт и наблюдения за успешными коллегами показывает, что представления о ключевых навыках карьериста сильно отличаются от тех, которые действительно востребованы. В начале пути молодой и перспективный сотрудник свято уверен, что необходимо напряженно и много работать, превосходить ожидания своего руководителя, неустанно повышать профессиональный уровень. Отчасти, так и есть, но этого недостаточно. Не зря в офисном фольклоре появилась шутка про лошадь, которая так и не стала председателем колхоза, хоть и пахала больше всех. Оказалось, что ключевым фактором карьерного продвижения являются определенные навыки и качества, но не все специалисты их развивают.

1. Стратегическое видение

Это не про умение писать многостраничные стратегические концепции – хотя и это полезно. Это про взгляд на бизнес-модель, корпорацию, отрасль, регион присутствия через призму сочетания PEST-анализа, матрицы BCG и SWOT. Чтобы удержать в голове десятки параметров различных аспектов внешней среды, требуется определенный масштаб мышления.

В любом случае, понимание «на входе», в какую лодку ты садишься и куда, а главное, как планируешь грести – это минимум 50% карьерного и профессионального успеха.

2. Умение находить баланс интересов

Это навык видеть центры силы, и выстраивать логику бизнеса, исходя из интересов всех игроков. Как сказал один из руководителей в начале моей карьеры: «Выстроить баланс интересов в бизнесе – это самое главное. Ведь если бизнес успешный, то рядом с ним всегда есть чьи-то интересы». Не одна амбициозная московская команда, подкрепившись столичным административным ресурсом, лихо заскакивала в тот или иной регион, буквально «танком переехав» местную элиту. Чтобы спустя какое-то время тихо и бесславно его покинуть. Не учли баланс интересов.

3. Умение быстро учиться, впитывая огромный объем информации

В любой компании существует свой «птичий» язык. Типичный пример – структуры РЖД, где люди разговаривают между собой буквосочетаниями: Ц, Д, Т, ТЧ, ТЧЭ, ПТОЛ, КЛУБ, АЛСН. Карьеристу важно быстро разобраться на приемлемом уровне в профессиональном сленге, чтобы понимать и использовать данный язык, стать своим. А также разобраться в хитросплетении монструозной системы принятия решений.

4. Навык виртуозной коммуникации

В любой технократической бюрократии количество инструкций и регламентов таково, что выполнить их все одновременно – физически невозможно. Фактически, ты находишься в ситуации постоянных переговоров: все время с кем-то о чем-то договариваешься, просишь об услуге, отсрочке, ресурсе, в обмен на встречную поддержку со своей стороны на следующий ход.

Многие из этих ситуаций – этакий win-lose, когда один выигрывает, а другая сторона гарантированно проигрывает. Тогда ты считаешь риски, а стоит ли ввязываться, сможешь ли победить и зафиксировать победу. Бывает, что играют тебя, например, твой же начальник, и тут важно не только сделать ожидаемый ход, но и проскочить «между струек», выйти без потерь из «не своей войны», максимально сохранить ресурсы, отношения, ну и должность, конечно.

5. Мастерство нетворкинга

Построение и наращивание сети деловых контактов позволит быть успешным внутри компании, иметь большее поле для маневра и количество возможных вариантов договоренностей. Но это не все. У амбициозного операционного руководителя должно быть 10-20 проверенных в деле профессионалов за спиной. Те, кто владеют различным функционалом и готовы укомплектовать собой вашу команду при вашем следующем карьерном рывке.

Правда в том, что работать и быстро достигать результатов с проверенными подчиненными действительно эффективнее, чем набирать команду со стороны. Так что дружите со всеми, кто достоин того, чтобы вы тратили на них свое время.

6. Навык аппаратной работы

В нашей культуре термин «аппаратный работник» – это синоним некоего профессионального и личностного изъяна. Но в эпоху глобальной чеболизации и укрупнения национальной экономики навык аппаратной работы становится одним из ключевых для карьерного роста.

Навык аппаратной работы включает в себя следующие умения:

7. Эмоциональная устойчивость

Высокая должность в крупной компании – это всегда мощное эмоциональное давление. Терпеть все это – прямой путь к саморазрушению. Важно наработать навык диссоциации от происходящего на публичных «порках», сохраняя при этом конгруэнтность внешнего поведения, вовремя принимая то придурковатый, то целеустремленно-озабоченный вид, то искренне радостный, если шеф пошутил. Находиться при этом в четком рациональном сознании, фиксируя факты, ценные указания, а также вербальное и невербальное поведение всех участников действа.

С другой стороны, руководитель находится в состоянии постоянной нехватки времени и ресурсов. И тогда важно уметь «поднять на баррикады» своих подчиненных, кого-то зажечь, кому-то надавить на чувство долга или вины. А кого-то просто запугать.

8. Навык самопиара

Привычная установка «Ничего не надо просить – сами все увидят и все дадут» в корне неверная: не увидят, а если увидят, то не дадут. О своих результатах нужно трубить буквально «из каждого утюга». Стремитесь к публичности, нарабатывайте навык ярких выступлений на аудитории. В зачет идут и многочисленные небольшие услуги внутри компании и в рамках своей деловой сети. Все должно работать на ваш имидж – как надежного, аккуратного в исполнении взятых обязательств, приятного и обаятельного в общении, предсказуемого в своем поведении профессионала. В первую очередь, для вашего руководителя, конечно. Ибо если он почувствует угрозу себе и своему авторитету, то постарается избавиться от вас, несмотря на всю пользу, которую вы ему приносите.

9. Результативность

В наше турбулентное время за результат спрашивают быстро и жестко. Был раз свидетелем того, как один CEO продвинул на руководящую позицию «своего человека», а через 4 месяца показательно его «снес» сообразно политической конъюнктуре и достигнутым результатам. Так что результат превыше всего!

Также читайте:

Смотреть комментарии