День собеседования с потенциальным работодателем важен и волнителен для любого человека, который хочет получить работу. Тем больше этот день вызывает стресс в кризисный период, когда многие компании сокращают даже эффективных сотрудников.
Некоторые директора, с которыми я общалась, субъективны – один босс никогда не нанимал мужчин с усами, другой ненавидел розовый цвет, а третий отдавал предпочтение людям, родившимся под знаком Весов.
Тем не менее многие компании придерживаются более традиционных взглядов, подбирая персонал. Эксперты рассказали, как выглядеть и вести себя на очных собеседованиях, а также в онлайн-формате, чтобы вас нанял работодатель мечты. И главное – какие ошибки могут стать фатальными в этот день.
Зачастую ко мне на собеседование приходят совершенно неподготовленные кандидаты. Причем с каждым годом количество таких только людей увеличивается. Если раньше соискатель писал сопроводительное письмо и прикреплял к нему резюме (да, возможно, составленное на коленке, но все же прикреплял), то теперь отклики от кандидатов выглядят следующим образом:
«Добрый день! Вакансия актуальная?»
«Здравствуйте! Расскажите подробнее о вакансии»
«День добрый! Интересна вакансия, если нет звонков»
При этом кандидат не прикрепят никакого резюме и ждет, пока с ним пообщается представитель компании.
Чуть радужнее ситуация на сайтах поиска работы, так как там невозможно откликнуться на вакансию без резюме. Но, опять же, только 1% кандидатов пишет хоть какое-то сопроводительное письмо, и немногие грамотно оформляют свое резюме. Значительная часть кандидатов отсекается еще до первого звонка и приглашения на интервью по этой причине.
В текущем году мы с командой закрывали вакансии в нескольких компаниях и проводили как онлайн, так и офлайн-собеседования, поэтому приведу примеры ошибок соискателей по разным форматам собеседования.
Ошибки при собеседовании в офлайн-формате:
1. Непрезентабельный внешний вид. Период самоизоляции полностью отбил все рамки приличия в стиле одежды, в которой приходит кандидат. Только единицы пришли опрятными. В основном стиль кандидата был следующим: толстовка, рваные джинсы, кроссовки. А в офисе все же важен внешний вид. Особенно, когда в офис приходят клиенты компании и общаются с сотрудниками.
2. Поведение. Стиль общения и жаргонная речь идет следом за внешним видом. Если кандидат не следит за речью, использует слова-паразиты, путается в своем же рассказе – все это приводит к негативному отношению.
Из недавнего собеседования: кандидат на позицию менеджера по продажам сувенирной продукции. На собеседование пришел молодой парень (24 года) с опозданием на 1 час. В офис он зашел как к себе домой и сразу же развалился на гостевом диване, широко расставив ноги. На гостевой столик положил банку открытого энергетика и гордо сидел в ожидании руководства, которое, по его мнению, должно было бросить все свои дела и прособеседовать его. Увидев данную картину, мы с руководителем компании переглянулись и сообщили кандидату, что собеседование окончено, и, к сожалению, он нам не подходит. Реакция кандидата соответствовала ожиданиям: парень резко подскочил и стал качать права, угрожая написать про нашу компанию плохие отзывы.
3. Опоздания или отсутствие оповещения об опоздании. Работодатели тоже люди и понимают, что может случиться что угодно в жизни, что помешает кандидату прийти вовремя или вообще не прийти. Полный отказ без права собеседования получают у меня именно такие кандидаты, которые опаздывают и не предупреждают об этом. Первое опоздание дает полную уверенность полагать, что так будет всегда.
Ошибки при собеседовании в онлайн-режиме:
1. Неготовность выйти с камерой на онлайн-собеседование. На каждом собеседовании на онлайн-вакансию мы просим кандидатов выйти с видео на звонок. Это необходимо для зрительного контакта с соискателем. Важно понимать реакции на те или иные вопросы, понимать, как человек будет вести себя. По голосу невозможно определить все эмоции и понять подходит ли кандидат на ту или иную вакансию или нет.
2. Плохое интернет-соединение. Очень частая причина отказа соискателю в работе в режиме онлайн – плохое интернет-соединение. И тут совсем не важны его навыки работы. Если соискатель не может даже на собеседовании обеспечить бесперебойную связь, то с работы он тоже будет постоянно пропадать.
3. Шумы на заднем плане. Невозможно проводить собеседование с мелодией, звуком дороги или звуком разговаривающих людей и плачущих детей. Зачастую кандидаты почему-то думают, что это позволительное поведение, и пытаются быть на собеседовании «на ходу». К сожалению, такой формат обещания сразу ставит крест на таком кандидате.
Сначала надо честно ответить себе на вопрос, что ты хочешь от этой жизни, зачем ты куда-то устраиваешься. Во-вторых, перед тем, как себя каким-либо образом позиционировать, надо поставить себя на место собственника и понимать, что он будет платить вам из маржи. Если адекватный человек собирается платить управленцу большие деньги, то он будет под лупой рассматривать собеседника и давать тестовые задания. Надо ответить себе на вопрос, готовы ли вы к тому, что это будет не просто интервью.
Сейчас система отбора во всех компаниях на управленческие должности идет достаточно жестко. На подготовительный процесс надо выделить время и понимать, что помимо интервью, вам надо будет день-два делать кейс.
И перестать относиться к собеседованию следующим образом: «Боже мой, я сейчас выдам свою гениальную идею, а они меня не возьмут, а ее внедрят». Мы поэтому всегда ищем управленца, что гениальные идеи есть у собственника. Нет рук, чтобы их внедрить.
Нужно быть готовым честно и качественно выполнять те задания, которые вам дадут: заполнить анкету, написать план-проект. На собеседовании будьте сами собой. Вас выбирают, и вы выбираете. Если вы начнете подстраиваться, это быстро станет понятно. Мы считываем, наш или не наш человек, особенно на уровне управления, в первые 10 секунд – выдают манера речи, подачи, невербалика. Или ты так живешь и говоришь, то есть ты про это, либо тебе будет плохо в этой должности.
Говорите безусловными конструкциями. И перед встречей проанализируйте свои результаты, выраженные в цифрах: какие инструменты вы применяли, какие прибыли делали, как выросла конверсия – ответьте себе на вопрос, как я в цифрах и фактах принес пользу экс работодателям.
Времена, когда надо было приходить только в костюме, уже прошли. Сейчас это важно только для госструктур. Но обязательно надо узнать про компанию, понять их ценности. И когда ведешь беседу, то разговаривать про работу, интересоваться проектом. Мне, как рекрутеру, нужны люди, которым интересно именно работать, а не нюансы оформления и зарплата. Если горит глаз – это многое значит!
В связи с пандемией многие собеседования проходят в удаленном формате. Что важно учесть при этом? Интернет наполнен фото, сделанными с экранов скайпа, когда претендент приходит на скайп-интервью в рубашке и галстуке, а внизу у него семейные трусы, о чем он забывает и попадает в неудобные ситуации.
Дело в том, что работа с камерой требует определенных навыков. Надо подумать не только о том, что и как вы будете говорить, но и о внешнем виде, качестве видео, звука, картинке в камере, которую увидит собеседник.
Звук голоса, который мы слышим на записи – другой, непривычный. Если вы никогда не сталкивались с работой по скайпу или зуму, я бы рекомендовала провести предварительную работу. В скайпе есть настройка звука и видео: вы можете понаблюдать за своей мимикой, привыкнуть к тому, как вы выглядите, чтобы потом вас не шокировало собственное изображение. Также в скайпе можно сделать текстовый звонок для проверки звука. Вы записываете маленькое сообщение и потом можете прослушать себя.
Зачастую от волнения язык прилипает к небу, человек начинает заикаться. Обязательно поставьте рядом с собой стакан воды, на случай если во рту пересыхает. Rогда вы будете настраивать камеру, обратите внимание на освещение: от него очень многое зависит. Иногда стоит дополнительно поставить на стол настольную лампу, чтобы показать себя с наилучшей стороны.
Большинство людей — визуалы, и первое впечатление должно быть благоприятным. Вы должны быть причесаны, с естественным макияжем, с которым не стоит перебарщивать, потому что камера может усилить этот эффект. Обратите внимание на фон, на котором вы будете сидеть. Самый оптимальный – нейтральный фон. Но не садитесь так, чтобы камера была напротив окна, так как будут блики, засвеченное изображение.
Предварительно проверьте, как выглядит ваша одежда в камере (возможны сюрпризы) и сочетается ли она с фоном. Приготовьте бумагу, ручку: может, придется что-то писать. Предупредите домашних, чтобы не возникало лишних звуков, криков. Еще в скайпе есть функция, позволяющая изменить фон за собой, лучше использовать «размытость» фона, а не картинки.
Очень распространенная ошибка – когда человек начинает рассказывать о себе все подряд, но это никому не интересно. У визави по ту сторону экрана нет времени выслушивать историю вашей жизни. Вы должны понять, какие качества запрашивает работодатель, и рассказать о достижениях в этой области.
Вас обязательно спросят о неудачном опыте и какие выводы вы сделали. К этому тоже надо быть готовым. Очень часто задаются вопросы про сильные и слабые стороны. Идеальных людей не бывает. Нужно подумать, что вы скажете о себе в плюс и в минус. Одна девушка во время собеседования наливала воду в стакан и немного перелила. Ее спросили: «Вы волнуетесь?» На что она ответила: «Нет, я привыкла все делать на 110%».
Топ-5 советов быстрого трудоустройства:
1. Подготовьте качественное резюме и сопроводительное письмо при отклике. Резюме должно отражать реальную картину ваших компетенций. Не старайтесь сильно вознести себя или притвориться новичком (если у вас нет опыта в сфере, где вы откликаетесь). Слишком большие и слишком короткие резюме отбивают интерес к кандидату. Старайтесь сделать резюме под вакансию, которую вы хотите получить. Указывайте релевантный опыт. В сопроводительном письме обязательно укажите, почему именно вас должен рассмотреть работодатель. Почему именно вы подходите на данную вакансию.
2. Приходите на интервью подготовленными. Узнайте все о компании и продукте, куда идете. Заранее ознакомьтесь с маршрутом и рассчитайте время поездки. Если собеседование проходит в режиме онлайн – заранее проверьте, что у вас все работает (звук, камера, бесперебойное интернет-соединение).
3. Позаботьтесь о своем внешнем виде. Чистая поглаженная одежда, собранные или хорошо уложенные волосы, невульгарный внешний вид. Даже на скайп-интервью у кандидата должен быть подобающий внешний вид. Заранее посмотрите сайт компании, почитайте отзывы сотрудников, а если получится, посмотрите фотогалерею компании (некоторые компании выкладывают корпоративные активности, где видно, в каком стиле одеваются сотрудники данной компании).
4. Не врите и не преувеличивайте. На собеседование главное выглядеть уверенно. Не пытайтесь обмануть работодателя. Прямо рассказывайте про успехи, неудачи и как вы выходили из сложных ситуаций.
5. Сдавайте все раньше срока. Если работодатель высылает какие-то тестовые материалы со сроком ответа, позаботьтесь о том, чтобы они были исполнены вовремя, а лучше раньше срока. Не старайтесь сделать быстро и некачественно. Следите за тем, чтоб в вашей работе не было ошибок. Чтобы она была должным образом оформлена и правильно сдана.
На что эйчары и рекрутеры обращают внимание в первую очередь на собеседовании? Как говорится, в каждой избушке свои погремушки. Поэтому быть идеальным кандидатом для всех работодателей невозможно.
Когда вы идете на собеседование в конкретную компанию, вам необходимо обязательно не только зайти на их сайт, но в поисковике набрать название этой компании, чтобы посмотреть отзывы бывших сотрудников, найти знакомых, которые что-то слышали об этой компании, и задать вопросы: на что делает акцент руководство. Это позволит подготовиться под встречу именно с этой компанией.
Могу привести миллион примеров про индивидуальные предпочтения босса.
Однажды мы в регионе искали регионального директора для крупной международной немецкой компании и показывали идеального кандидата, который нравился по резюме, по опыту, знал отрасль. Но после собеседования клиент сказал, что мы его не возьмем. Мы несколько минут пытались добиться правды, почему. Оказалось, что у него были коричневые ботинки, а у них в дресс-коде обязательно ботинки должны быть черного цвета – это решение их босса. Вот их босс считает, что человек не может быть в коричневых ботинках на рабочем месте, можно в деревню приехать, но в офисе только черные.
Для себя мы тоже ищем сотрудников, но в первую очередь подбираем людей для заказчиков, поэтому мы четко понимаем, что для них важно – коричневые или черные ботинки, возможен ли у кандидата гражданский брак. Однажды у нас появилась вакансия директора по персоналу в ресторанном бизнесе на 200 тыс. руб., но опыт в этой сфере не являлся обязательным. Самыми главными были активность, энергичность и харизматичность.
Самый актуальный и животрепещущий вопрос на собеседовании – это, конечно же, вопрос о заработной плате. Не стесняйтесь к концу собеседования поднять этот вопрос. Зачастую таким образом при обсуждении зарплаты компания проверяет, как кандидат ведет себя в стрессовой ситуации, ведь разговор о будущем финансовом состоянии для любого человека, как ни крути, является стрессом.
Кандидат в такой момент моделирует свое будущее и подневольно находится в полной зависимости от предложения работодателя, и это априори не может не тревожить. Поэтому по поведению соискателя на данном этапе собеседования можно смело предположить, как он будет себя вести в рабочей стрессовой ситуации, когда, например, необходимо быстро принять решение, рискнуть или отступить. Говорите про зарплату и ожидаемый компенсационный пакет уверенно.
Читайте также: