HR-менеджмент4555

Как удерживать сотрудников, если нет бюджета на повышение оклада

Какие семь ключевых потребностей сотрудников надо удовлетворить, чтобы они не хотели от вас уходить?

Сегодня сотрудники стали крайне дефицитным активом. Как их удержать, когда известные бренды «пылесосят» рынок, переманивая ценные кадры? Прежде всего, нужно разобраться, почему от вас уходят сотрудники.

Вот топ-3 причины ухода сотрудников по мнению руководителей:

А вот топ-3 причины по мнению самих сотрудников:

Дополнительные причины:

Истинные причины ухода сотрудников часто глубже и часто эмоциональны, они не сводятся к цифрам или месту расположения офиса или производства. Приведу пример из практики производственной компании – текучесть кадров резко увеличилась, когда рядом открылся склад известного маркетплейса. В exit-интервью сотрудники говорили, что в новом месте платят больше и чаще, а в личных разговорах сетовали на невнимание со стороны руководителя и непонятные перспективы роста.

Известно, что большинство решений человек принимает эмоционально, а лишь потом объясняет их рациональные причины. То же самое и при увольнении – проще всего сказать, что дело в размере оплаты, но истинная причина, скорее всего, в другом. Далеко не факт, что сам сотрудник осознает эту причину, а если и осознает – не факт, что будет готов рассказать о ней, особенно, если не созданы доверительные условия для подобного диалога.

Часто дело в том, что в компании не удовлетворяются потребности сотрудников.

Мы исследовали опыт работы успешных компаний, где текучесть кадров не превышает 6-8%, сопоставили их с известными сегодня подходами к удержанию и повышению вовлеченности и пришли к выводу, что есть семь ключевых потребностей, удовлетворенность которыми влияет на желание продолжить работу в конкретной компании. Рассмотрим подробно каждую из них.

1. Деньги

Деньги важны и сами по себе, и как критерий определения ценности сотрудника. Если человек знает, что ему платят меньше, чем за подобную работу в другой компании, возникает вопрос – насколько его ценит текущая компания.

Чтобы эффективно использовать этот инструмент:

У такого подхода есть несколько преимуществ:

2. Развитие

Естественное стремление к профессиональному, материальному, карьерному росту можно удовлетворить, используя простой инструмент – индивидуальный план развития (ИПР). В отличие от распространенных сложных форм ИПР, где научным языком пишут про компетенции, необходимость прохождения десятков обучающих программ, отдавайте предпочтение содержанию, а не форме.

Эффективный ИПР должен отвечать на два простых вопроса:

ИПР – это документ на одну страницу, где описаны:

Например, точкой Б для менеджера по продажам может стать показатель продаж к концу года; точкой Б для офис-менеджера – количество метров, людей, которых обеспечивает сотрудник; финансового директора – размер экономии, количество ошибок в отчетности и др.

Кроме самого ИПР как инструмента – важен сам процесс, диалог с сотрудником о его устремлениях, желаниях и амбициях, умение руководителя слышать, ясность перспектив сотрудника в конкретной компании, а также – регулярные диалоги руководителя с сотрудником в процессе движения к точке Б.

3. Удобство и комфорт

Есть набор «гигиенических факторов», которые не являются мотивирующими, но отсутствие которых демотивирует (согласно модели Фредерика Герцберга).

К ним относится и заработная плата, и соцпакет, и также то, насколько удобно рабочее место, график, оборудование, комфортен ли воздух в офисе и на производстве, как организовано питание, возможность сделать перерыв, транспорт и другие факторы.

Как удовлетворить эту потребность? Поговорите с сотрудниками! Разумно провести опросы, анкетирование, чтобы сотрудники сами сказали – что нравится, что не нравится, что можно улучшить, что мешает сохранять концентрацию, какие есть пожелания.

Кажется, что стремление сделать рабочее место комфортнее может повлечь нежелательные затраты? А что если люди тратят уйму времени, чтобы поесть? Если дышать в офисе нечем и нужно часто делать паузы? Если теряется концентрация? Сколько теряет компания даже от 10-минутного простоя одного человека в ежегодном исчислении? А если людей сотни?

Сам факт опроса, когда вы интересуетесь мнением людей, влияет положительно на их самоощущение. Улучшения не обязательно проводить все и сразу. Можно постепенно, по мере возможности. Зато каждый будет знать – его голос слышат, компания заботится о нем.

4. Безопасность: физическая, социальная и психологическая

Важна физическая безопасность – охрана, помещение, транспорт, производственная и пожарная безопасность и другие. Социальная безопасность предполагает оплату труда, соцпакет, прозрачную систему оплаты и оформления трудовых отношений.

Однако даже при наличии всех этих факторов, сотрудник, приходя в компанию, где его обесценивают, унижают, не ценят вклад, создают атмосферу неопределенности, не будет чувствовать себя в безопасности.

Для мозга человека нет разницы – подвергается ли человек физической опасности, либо социальной. Мозг реагирует одинаково на угрожающего хищника и угрожающего руководителя. При этом руководитель не обязательно делает что-то из ряда вон.

Психологическая безопасность обеспечивается через поддержание таких социальных потребностей, как:

Руководитель, который способен обеспечить психологическую безопасность для сотрудников, одновременно повысит лояльность, преданность и инициативность сотрудников.

5. Сопричастность

Есть известная притча. Два строителя возят кирпичи на стройке. Их спрашивают: «Что вы делаете?». Один отвечает: «Вожу кирпичи для стройки». А второй: «Строю храм!».

KPI – это хорошо, но если у руководителя есть мечта, видение, к которым хочется присоединиться, стать их частью – это прекрасно.

Думать и надеяться, что люди станут работать лучше, если у них будет соцпакет или кофе с молоком – как-то странно. Другое дело, если вовлечь их в большое видение.

Заразите людей мечтой о море, тогда они построят корабль сами!

Чтобы реализовать этот пункт:

6. Вовлеченность

В какой компании люди будут работать долго, с какой компанией будет сложно расстаться? С той, что ценит их, и с той, частью которой они себя ощущают!

Создайте возможность каждому сотруднику сделать вклад в развитие компании, предложить идею, которая будет:

Во многих компаниях есть «ящик» для пожеланий. Каждый сотрудник может предложить свою идею об улучшениях. При этом руководители говорят об отсутствии инициатив. Ящик есть, а предложений – нет.

Как правило, системой улучшений снизу никто специально не занимается. При том, что это мощнейший инструмент не только для повышения вовлеченности, но и для, собственно, улучшений.

Чтобы система работала:

7. Обратная связь и признание

Необходимо два вида обратной связи и признания.

Первый – личностный. Задача руководителя – информировать сотрудников о том, что сделано корректно, результативно, а что требует улучшений.

Важно, чтобы баланс похвалы и критики был смещен в сторону похвалы.

Известный показатель – коэффициент Лосада – соотношение похвалы к критике должен быть на уровне 6-7 (столько позитивных актов коммуникации на одну негативную), чтобы ваша команда была эффективной и устойчивой. Как правило, в управленческой коммуникации баланс круто смещен в сторону критики.

Второй – фактический. Через систему месячных, квартальных и годовых KPI.

Удовлетворенность сотрудника – конкурентное преимущество

Удовлетворение этих семи потребностей не потребует каких-то сверх финансовых затрат или перестройки структуры управления. Необходима смена управленческих привычек самих руководителей и результат не заставит себя ждать.

В условиях кадрового голода, экономических рисков, удовлетворенность сотрудников станет ярким конкурентным преимуществом, которое привлечет и сохранит бизнесу лучшие кадры.

В действительности, люди предпочтут работать в компании и с руководителем, где платят чуть меньше, но где при этом:

Читайте также:

Смотреть комментарии