HR-менеджмент533420

Неудобные, но незаменимые: как работать с инноваторами?

Кто такие «неудобные» сотрудники, почему они бывают важны для бизнеса, и как найти к ним подход?

Однажды в любой организации появляются люди, которых принято называть «неудобными». Они могут стать как причиной конфликтов, так и движущей силой успеха компании. А порой – всего сразу. 

«Неудобные» люди в организации — кто они

Кажется, что «неудобными» можно назвать и некомпетентного специалиста, и ворчливого коллегу, и неопытного новичка – всех объединяет то, что они не вписываются в команду и нарушают ход работы. «Неудобный» в организации — тот, кто не следует сложившимся традициям, игнорирует принятые правила, не встраивается в структуру коллектива, сбивает «производственный» ритм.

И если с некомпетентным сотрудником можно быстро закончить рабочие отношения, то что делать, если «неудобный» человек талантлив и потому незаменим?

Инноваторы – сложные люди с гениальными идеями

Если и есть «неудобные» сотрудники, с которыми нужно научиться находить общий язык, то это – инноваторы. Инноваторы – люди с высоким изобретательским потенциалом, способные находить нестандартные решения, оценивать перспективность новых идей и воплощать инновации в жизнь.

Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Константин Циолковский, Владимир Ленин, Стив Джобс — все эти люди, изменившие мир, были гениальными инноваторами. На сегодняшний день гении сопоставимого масштаба составляют всего около 2% населения планеты. Разумеется, что ведущие высокотехнологичные компании, делающие ставку на научный прорыв, готовы вести на неординарных и талантливых людей настоящую охоту. Однако нередко исключительные способности инноваторов сопровождаются сложностями, с которыми справится не каждая организация: это и особые личностные качества инноваторов, и специфика внедрения инноваций в компанию.

Инноваторам свойственны открытость новому, высокий уровень интеллекта, нестандартное мышление, стремление выдвигать и реализовывать перспективные идеи, креативность, творческая энергия и смелость. Но неудобными их делает абсолютная самоуверенность — они прекрасно понимают, что на голову выше остальных сотрудников.

Кроме того, инноваторам часто свойственны неуживчивость и нежелание «снисходить» до объяснений своих идей «простым смертным». Они по определению находятся в конфликте с обыденностью и офисной рутиной. В организации такой сотрудник не следует формальному кодексу поведения и нередко игнорирует общепринятые требования, поэтому в традиционном коллективе идеи инноватора воспринимаются в штыки. Особенно если сам он не способен донести ценность идей до тех, кто не обладает его кругозором и умом.

Компании с устоявшимися традициями зачастую стараются «выдавить» такого коллегу. И это — большая ошибка, особенно если бизнес остро нуждается в прорывных идеях.      

Почему бизнесу важно научиться работать с инноваторами

Способность инноваторов мыслить нестандартно и рушить шаблоны нередко втягивает их в конфликты. Они имеют собственную точку зрения, часто противоположную мнению коллектива и руководства, что, естественно, критически воспринимается окружающими. Кроме того, идеи и предложения инноваторов поначалу могут казаться абсурдными и невозможными. Но ведь именно такой подход помогает совершать революции в различных областях. Поэтому компании, нацеленные на высокотехнологичный рывок и ищущие новаторские подходы в своей бизнес-модели, должны внимательно присматриваться к неудобным сотрудникам и не спешить избавляться от них при первых же недопониманиях.

Компаниям необходимо научиться поддерживать таких сотрудников, предоставлять им возможность экспериментировать и внедрять свои идеи. Одна из форм такой поддержки – развитие института посредников между инноватором и организацией. Речь идет об особых специалистах – лидерах инноваций, под руководством которых работают инноваторы. Лидеры инноваций могут профессионально оценить перспективность идей и донести их ценность до тех, кто принимает решения.

Лидеры инноваций создают в организации комфортные условия для раскрытия потенциала инноваторов – инновационную среду. Кроме того, они помогают выстроить связи между инноваторами и остальной командой, переводить новые идеи на «доступный» окружающим язык и контролировать поэтапное внедрение инноваций. 

Как найти подход к инноваторам

Разумеется, универсальных решений не существует. Каждая организация – уникальная структура со своими методами работы, устоявшимися ценностями и корпоративной культурой. Точно так же каждый специалист – уникальная личность с особым характером, навыками и компетенциями.  

Однако есть общие рекомендации, которые помогут найти взаимопонимание с инноваторами и реализовать их потенциал на благо организации. 

  1. Создавать «инновационный климат» внутри организации. Инноваторы могут работать и создавать новое лишь в компаниях, где руководство способно оценить их идеи и решения. Когда реализации новаторских решений мешают страхи руководства и бюрократия, идея может так и не дойти «до конвейера». В организациях, где воплощать задуманное не получается, инноваторы редко задерживаются, поэтому для реализации их потенциала нужно создавать особую среду, восприимчивую к новым нестандартным идеям.
  2. Определить руководителей – лидеров инноваций. Они – необходимые посредники между инноваторами и организацией. Они же помогают создавать инновационную среду, поэтому компаниям необходимо выявлять среди руководителей тех, кто умеет воспринимать нестандартные идеи и оценивать их перспективность, «переводить» их на корпоративный язык. Выявить инноваторов и лидеров инноваций помогает оценка персонала с помощью психометрических тестов и опросников.
  3. Формировать сбалансированную команду. Зачастую те, кто способен генерировать новые идеи, не умеют их реализовывать. И наоборот – умелый реализатор способен вносить методичность в решение задач, но может не обладать высокими новаторскими качествами. Тогда как для достижения цели важна и идея, и реализация. Поэтому необходимо формировать сбалансированную команду, в которой будут специалисты с разными взаимодополняющими стилями поведения – и генераторы идей, и реализаторы, и аналитики, и мотиваторы. Определить стили поведения в команде также можно с помощью опросника.
  4. Выявлять факторы личной мотивации инноваторов и использовать соответствующие рычаги мотивации для достижения целей. У каждого сотрудника индивидуальные мотиваторы и демотиваторы (факторы, отсутствие которых снижает мотивацию). Чтобы побуждать инноваторов реализовать свои способности, компании важно использовать верные стимулы. Например, для одних фактором мотивации будет чувство сопричастности большой цели, а для других – возможность самореализации. Включайте первых в повестки собраний и доносите важность их идей для общего дела, хвалите и признавайте успехи вторых.

Читайте также:

Смотреть комментарии