HR-менеджмент30057

Как диагностика сотрудников помогает преодолеть кадровый кризис

Почему руководителям компаний так важно диагностировать персонал? Какие инструменты оценки выбрать для этих целей и как интерпретировать результаты?

Согласно данным Центробанка, Россия переживает острую нехватку специалистов во всех ключевых отраслях экономики. Обеспеченность кадрами компаний опустилась до отметки минус 28,2%. Это минимальный показатель с 1998 года. В условиях ограниченности трудовых ресурсов и оттока специалистов за рубеж предпринимателям важно научиться диагностировать человеческий капитал компании и качественно им управлять.

Для чего нужна диагностика персонала

Трудовые кадры – ключевой фактор роста любого бизнеса, поэтому компаниям следует обратить внимание на такой инструмент как диагностика сотрудников. Это процесс анализа и оценки знаний, навыков, опыта, таланта, мотивации, вовлеченности и лояльности коллектива с целью определения его ценности и потенциала для развития компании и общества. Данный инструмент полезен как для организаций, чтобы находить лучших специалистов, так и для отдельного человека, чтобы понимать свои сильные и слабые стороны.

Диагностика человеческого капитала может понадобиться в следующих ситуациях:

Инструменты для оценки персонала

Выбор подходящего инструмента зависит от стратегической задачи компании. Некоторые методики могут быть более подходящими для анализа личности сотрудников, другие – для измерения мотивации или профессиональных навыков.

Вот список общепризнанных методик, которые обеспечивают комплексную оценку различных аспектов личности и профессионального поведения сотрудников в коллективе, что помогает лучше понять их потенциал, предпочтения и особенности взаимодействия в команде.

В настоящее время некоторые из этих инструментов не имеют официальных представительств. На российском рынке появляются их аналоги, которые зачастую качественно заменяют оригинал, однако следует обращать внимание на доказательную базу нового продукта.

Как компании на практике используют инструменты диагностики

Опыт Amazon

Крупнейший интернет-магазин США провел масштабные изменения в управлении человеческим капиталом. С быстрым ростом численности сотрудников (до 1,3 млн человек в 2021 году) и усиливающейся конкуренцией на рынке, Amazon столкнулся с рядом проблем, включая безопасность труда, инклюзивность и удовлетворенность сотрудников. В 2020 году компания начала менять подход к управлению персоналом, переименовав раздел «Employees» в своем годовом отчете на «Human Capital».

Интернет-магазин внедрил несколько ключевых изменений:

Эти изменения позволили Amazon повысить удовлетворенность и удержание сотрудников, поскольку пандемия стала мощным драйвером для электронной торговли, нововведения помогли компании выдержать быстрые темпы роста, сохранить качество предоставляемых услуг и увеличить свою прибыль.

Пример Amazon демонстрирует, как комплексный подход к диагностике человеческого капитала может привести к значительным улучшениям в корпоративной культуре и бизнес-результатах. Внедрение изменений, направленных на психологическую безопасность, развитие и реформу HR-функции, помогло компании успешно адаптироваться к новым вызовам и укрепить свои позиции на рынке.

Опыт Zappos

Этот американский онлайн-магазин стал известен благодаря «философии счастья», которой следует ее владелец Тони Шейн, автор книги «Доставляя счастье».

Несмотря на высокие стандарты обслуживания клиентов, в компании наблюдались проблемы с вовлеченностью специалистов и текучестью кадров. На основе опросов сотрудников Zappos внедрил программы обучения и карьерного роста. Одним из главных «know-how» компании был фокус на культурное соответствие через усиление процесса найма на основе ценностей и корпоративной культуры. Была применена уникальная стратегия «pay-to-quit», где новым сотрудникам предлагались деньги за увольнение, чтобы оставить только тех, кто действительно заинтересован в работе в компании. После этих изменений вовлеченность сотрудников выросла примерно на 30%, а текучесть кадров снизилась на 25%.

Опыт «Стройтрансгаз»

После смены генерального руководства крупный федеральный строительный холдинг принял решение провести полномасштабную диагностику менеджмента с целью оценить потенциал и лояльность, определить разделяемые ценности и индивидуальные мотиваторы, а также выявить преемников на ключевые роли.

В исследовании приняли участие около 100 руководителей из разных регионов России со средним опытом работы в компании более пяти лет. В основном это мужчины, но были и амбициозные девушки. Над проектом работала команда из шести человек. Все результаты тщательно калибровались, чтобы исключить переносы и субъективные оценки.

На первом этапе эксперты выбрали, что именно будут оценивать и диагностировать. Например, оценка потенциала без амбициозности теряет смысл: сотрудник может просто не хотеть расти. В фокус оценки попали результативность, потенциал, лояльность, ценности и мотиваторы. Далее была разработана методология, сочетающая тестирование и интервью. При выборе инструментов обращали внимание на их достоверность и доказательную базу, основанную на научном подходе.

Результаты проекта представили в виде диагностической матрицы 9 Box Grid. Это методика для оценки сотрудников, которая используется для выявления их потенциала и текущей эффективности. Матрица представляет собой таблицу 3x3, где горизонтальная ось отображает текущую эффективность сотрудника, а вертикальная ось – его потенциал.

Матрица 9 Box Grid используется для планирования карьерного роста, разработки программ обучения и развития, а также для принятия решений о продвижениях и назначениях на руководящие должности. Она помогает руководителям понять, где следует сосредоточить усилия по развитию и поддержке сотрудников, а также принять меры для повышения общей эффективности команды.

В результате исследования в компании были сделаны следующие изменения:

По результатам диагностики человеческого капитала был составлен план рекомендаций, который включал следующий пункты.

Управление изменениями:

Управление талантами:

Управление коммуникацией:

Эти шаги помогли компании справиться с системными сложностями и создать более эффективную и вовлеченную рабочую среду, благодаря которой компания реализует крупные инновационные проекты, значимые в масштабах страны.

Выводы

Диагностика сотрудников – не только инструмент управления персоналом, но и ключевой элемент стратегии успеха любого бизнеса. Каждый человек в коллективе – уникальный актив, способный внести свой вклад в общее дело и помочь компании достичь новых высот. Поэтому внимание к диагностике человеческого капитала – это инвестиция в процветание и устойчивый рост на протяжении долгих лет.

Также читайте:

Смотреть комментарии