Гарри Хатсон, Барбара Перри «Надежда как инструмент управления. Мобилизовать команду и достичь выдающихся результатов», - М.: «Альпина Бизнес Букс», «Альпина Паблишерз», 2008
Купить книгу в интернет-магазине
Современные условия ведения бизнеса заставляют компании искать новые пути повышения эффективности. Опираясь на достижения антропологии, психологии, биологии и на многолетний опыт консалтинговой деятельности, авторы пришли к выводу: не устрашение, не давление, не жесткая дисциплина, а надежда — тот мощный инструмент, который помогает сплотить коллектив, добиться высоких результатов и вывести компанию на новые рубежи.
Книга будет интересна топ-менеджерам и владельцам бизнеса, специалистам по управлению персоналом, преподавателям и студентам факультетов менеджмента.
Я стараюсь поддерживать надежду, однако порой это совсем нелегко.
Роза Паркс
Робин Уотерс известна как женщина, которая смогла «демократизировать дизайн». До открытия собственной консалтинговой фирмы в 2002 г. Уотерс занимала должность вице-президента по продвижению, дизайну и разработке новой продукции компании Target. Вот что о ней писал Fast Company Magazine:
«В этой игре она была невидимым кукловодом, она смогла добиться того, чтобы ассортимент Target не уступал в своей актуальности и свежести решений передовым и изысканным моделям, продававшимся в бутиках и модных салонах. Для начала 1990-х гг. это было нечто небывалое. Она руководила большой группой модельеров, и ей удалось создать дух и настроение, которые привлекли внимание медиа и превратили Target из заштатного магазина распродаж в стильный Таr-zhay, идущий в фарватере моды.
По складу характера Робин — настоящий «генератор» надежды и веры в новые возможности, она способна вдохновить служащих любых компаний в разных странах мира — не случайно ей удалось выявить скрытые способности модельеров Target. Однако умение надеяться далось Робин нелегко. Ей довелось узнать и оборотную сторону медали, и ее искусство поддерживать в себе надежду свидетельствует не только о силе человеческого духа, но и о тех жертвах, которые порой приходится приносить, работая в большой корпорации.
«Я была настоящим вдохновителем, лидером, который открывал новые возможности, в основном не для себя, а для других. Я работала не покладая рук и добилась очень многого. Я настолько была погружена в работу, что совершенно не думала о собственных потребностях и желаниях. Можно сказать, я растворилась в работе. Но все-таки не до конца. Меня исподволь подтачивали стресс и та политика, которую вела наша корпорация.
Как-то подруга спросила меня, почему я вечно работаю на других и никогда ничего не делаю для себя. Она имела в виду, что рано или поздно такие люди, как я, рискуют остаться с пустыми руками и тогда им нечего будет дать остальным. Мне пришлось усвоить трудный урок: нельзя все время отдавать, никогда не восполняя собственных запасов. Жизненные силы не беспредельны. Работа в Target опустошала меня. Такое состояние совершенно губительно для духа, оно убивает надежду».
Робин чувствовала, что теряет свое «я»: «В моей голове царил полный бардак, я уже совершенно не понимала себя. Для меня стало гораздо важнее, что думают обо мне другие, чем то, что чувствую я сама. Я совсем потеряла себя. Как та лягушка, которая, сама того не замечая, сварилась в кипятке, когда ее посадили в теплую воду и постепенно увеличивали температуру — градус за градусом, так и я… Я не понимала, что со мной творится, до самого последнего момента, когда едва не стало слишком поздно.
Когда я встречала людей, не потерявших своего “я”, мне хотелось быть такой, как они. Я чувствовала, они понимают, что для них действительно важно и значимо. Я задалась вопросом: что у них есть такого, чего нет у меня? В конце концов после долгих поисков и размышлений я осознала, что жизнь, которую я веду, никак не соответствует моим внутренним ценностям. Я жаждала душевного покоя, гармонии, но мне было незнакомо это состояние».
И Робин включилась в многостороннюю программу личностного развития, чтобы отыскать свое «я» и обрести надежду. Она занялась йогой, «которая очень помогла мне обрести внутренний покой и стать более хорошим начальником». Она активно искала различные примеры роста и развития, то, что она называла «истории, герои и образы». Она много читала, стала участвовать в конференциях и встречах, которые «представляли мой отдел и меня в лучшем свете и давали основания для надежды. Мои интересы перестали крутиться только вокруг компании Target, и это привнесло мир в мою жизнь и исцелило мою душу». Истории о людях, которые изменили свою жизнь, помогли ей понять, что она не одинока в своих исканиях: «Если они смогли это сделать, значит, и я смогу». Однако окончательный переворот в жизни Робин произошел, когда она нашла своего коуча:
«Она подцепила меня на крючок и не давала мне сорваться. Как только она слышала, что я говорю “от лица корпорации”, она стала побуждать меня отыскать “свой собственный голос”. Она помогла разобраться в том, что на самом деле для меня важно, и обрести давно потерянную естественность и идентичность».
Робин продолжала поиски своего «я», и ее главной мотивацией была уверенность в том, что она не сможет быть хорошим руководителем, если не исцелит свою душу и не сможет понять себя. А этого можно было добиться, только одним путем: «Сдернув покровы, которые прикрывали мое внутреннее “я”. Но главное — я смогла вернуться к наиболее важным для меня ценностям, и это воскресило во мне надежду, раскрепостило мои творческие силы. Сегодня я вновь на коне».
«Сбалансированный контейнер»
Как лидерам, управляющим с помощью надежды, удается избежать участи пресловутой «вареной лягушки»? Это непростой вопрос: достаточно только попытаться вообразить себе всю сложность и ответственность работы, которую выполняют такие лидеры, и представить, сколь огромных затрат физической и духовной энергии это требует. Разумеется, «невозможно отдавать энергию, не получая ничего взамен», как выразился один из респондентов. Однако для тех, кто осуществляет изменения в компании, поддерживая атмосферу надежды, существует дополнительное измерение.
Те лидеры, о которых мы говорим, подобно Робин, открывают новые возможности, Мы называем таких лидеров «хранителями контейнера». Это означает, что они создают, поддерживают и охраняют особый «резервуар», где содержится «недеструктивная творческая энергия преобразований».
Выполняя эту роль, они должны:
• вносить свой вклад в то, что происходит в компании;
• всегда быть на связи, «в зоне доступа»;
• чувствовать текущий момент, жить настоящим;
• замедлять темпы развития по мере возрастания напряжения;
• уметь подниматься над различиями и разногласиями;
• справляться с трудностями и неприятностями.
Иногда «контейнер» способствует работе, но порой, когда тревога и напряжение усиливаются, «контейнер» начинает раскачиваться, и это требует от лидера полной самоотдачи: только так он сможет удерживать «контейнер» в равновесии. Это нелегко: подобная работа требует умения и терпения, и к тому же лидер должен быть на шаг впереди, чтобы изыскивать средства для поддержания бесперебойного функционирования организации.
Лидер, управляющий с помощью надежды, всегда «агент перемен»: одной ногой он стоит в сегодняшнем, другой — уже в завтрашнем дне. Это положение «на трагическом разломе», по словам известного педагога Паркера Палмса, позволяет «удерживать напряжение между реальностью текущего момента и возможностью наступления лучшего будущего». Здесь требуется выдержка, вера и смелость: «У меня нет иллюзий, которые бы не позволяли мне сознавать, как тяжело жить на таком разломе. Хотя мы и стараемся одновременно удерживать в сознании реальность, а в душе — надежду, порой напряжение становится невыносимым».
Поддержание в себе надежды, особенно в те периоды, когда «приходится слишком глубоко копать, чтобы отыскать ее источник», требует внимательного отношения к своей внутренней жизни и вдумчивого самоанализа.
От многих респондентов мы слышали подобные высказывания: «Я должен постоянно искать для себя надежду — пополнять свои запасы живой воды». Ключевым словом здесь является «баланс»: «Сила требуется мне тогда, когда нарушается баланс позитива и негатива». Как только система начинает шататься, лидер должен немедленно предпринять какие-то действия по восстановлению равновесия. Лидер, у которого нет опоры в жизни, не может генерировать надежду. Когда давление начинает возрастать и становится трудно удерживать равновесие, «стоя на разломе», значит, настало время «сначала самому надеть кислородную маску, а затем постараться оказать помощь окружающим».
Мы так формулируем второе правило «агента перемен»: «Всегда иметь надежду». (Первое правило — «Остаться в живых»). Так каким же образом мы можем увеличить наши шансы?
Резервуар надежды
Пополнение «запасов надежды» начинается с повышенного внимания к собственному состоянию. Важно не только осуществлять мониторинг надежды в организации, но и следить за частотой собственного пульса. Вот как об этом сказал один из менеджеров:
«Если я чувствую, что меня покинула надежда, я беру тайм-аут, стараюсь получше представить себе перспективы, и не исключено, что мои надежды были ложными или ожидания нереалистичными. Тогда я пересматриваю свои цели, и это обычно снова рождает надежду».
Конечно, фраза «измерить собственный пульс» говорит о том, что надо внимательно прислушиваться к себе и доверять информации, которую при этом получаешь. И у вас должен быть целый ряд методов оказания самому себе «первой помощи». Ниже мы познакомим вас с некоторыми апробированными способами, при помощи которых наши респонденты пополняют свои резервуары надежды.
Коучинг
В роли коуча могут выступать самые разные люди: контролеры, коллеги, наставники, старые друзья, родственники или профессионалы в сфере коучинга. Порой все, что вам нужно, — это чтобы рядом был кто-то, кому вы доверяете и кто сможет сказать вам правду. От вашего коуча потребуется главным образом только одно — он должен принимать ваши интересы близко к сердцу. Вот отчеты трех наших респондентов о своем опыте такого «коучинга»:
«Мой коуч повторяет мне: “Я здесь не ради корпорации — я здесь ради Вас”. Она заботится о моем благе, а не о том, чтобы я лучше “подходила” компании».
«У меня есть консультанты, которых я считаю своими друзьями и доверяю их советам. У них, как правило, нет личной заинтересованности, а если и есть, они открыто и честно говорят об этом».
«У меня прекрасные советчики, которые помогают мне взглянуть на вещи под несколько иным углом зрения и увидеть реальную картину».
Хороший коучинг умеет в нужный момент задать один из «важнейших вопросов» — вопросов открытых, стимулирующих поиски, открытия, видение нового контекста и, наконец, действия.
Важнейшие вопросы, которые можно задать в ходе коучинга:
«Когда Вы достигнете успеха, каким он будет, этот успех?»
«В чем сейчас дела обстоят хорошо и почему?»
«Что Вы будете думать об этом переходном моменте через пять лет?»
«Какие у Вас существуют возможности достичь желаемого?»
«При помощи каких минимальных шагов Вы можете достичь максимального эффекта?»
Сеть сотрудничества и хорошие отношения
Коллеги, семья, друзья — это люди, которые вам близки, это ваши соратники. Изоляция — первый враг надежды. Иногда идти в фарватере процесса перемен означает «быть очень одиноким». Вы сами выбираете людей, которые вас окружают.
Как удается Питеру Эриксону из General Mills поддерживать в себе надежду? Прежде всего по натуре он оптимист, а кроме того, его «предыдущий опыт доказывает оправданность такого взгляда на жизнь». Но порой «бывают дни, когда все вокруг выглядит мрачно». «В такие моменты, — говорит Питер, — меня вдохновляют люди». У него есть система поддержки, и он пользуется ей: «Я часто опираюсь на людей, которые помогают мне обдумывать трудные вопросы, и вместе мы ищем путь к успеху. У нас настоящее братство, так как всеми нами движет стремление к росту, нас объединяет дух надежды, и это помогает решать все проблемы. Сообщество возникает естественным путем. У меня действительно широкая сеть поддержки».
Другой менеджер исключает из своего окружения людей «слишком консервативных и склонных к негативу — они способны довести до бешенства». Третий наш респондент напоминает о том, как важна любовь: «Я знаю, что есть надежда, когда вижу хотя бы слабое мерцание света, хоть малейшую возможность выхода, преодоления отчаяния и движения вперед. Мне в жизни довелось пару раз пережить моменты полного отчаяния, когда казалось, что у меня уже не осталось сил двигаться дальше. В обоих случаях меня спасла любовь моей дочери. Мою надежду питала любовь к ней, ответственность за нее и то, что она меня любит, что я ей нужен, что без меня она не сможет быть счастливой. Я знаю, что любовь питает надежду и открывает новые возможности».
В здоровом теле — здоровый дух
Здоровье, благополучие, отдых, юмор — все это помогает нам поддерживать в себе надежду. Многие наши респонденты делились в связи с этим своим личным опытом:
«Я понял, что действительно необходимо заботиться о себе, чтобы сохранять четкую перспективу и уметь видеть возможности. Когда я здоров, когда я не вымотан, у меня больше сил надеяться».
«Я занялась йогой, чтобы избавиться от бардака в голове. Она очень помогла мне привести мысли в порядок».
«Чтобы ощутить надежду, мне необходимо привести свои мысли в порядок. Тогда я могу расслышать то, что тихо говорит мой внутренний голос».
«Когда мы не прислушиваемся к себе, возникает страх и появляются ограничения».
«В течение дня я обязательно отвожу час времени на то, чтобы стимулировать свои творческие способности, чтобы поработать правым полушарием. Я же не могу весь день работать только левым полушарием!»
Исследования в области медицины показали, что юмор играет важную роль в выздоровлении больных. Способность смеяться — это важный механизм реабилитации организма. Один из наших респондентов, которого отличает замечательное чувство юмора, сказал, что юмор для него — это способ выживания в мире: «Я стараюсь относиться к проблемам серьезно, но не слишком. Такое отношение не позволяет мне провалиться в трясину». Хорошо, если юмор и положительные эмоции приходят на помощь в нужный момент и в нужном количестве: «Веселая шутка, жизнеутверждающее послание от клиента, люди, которые могут удивить и порадовать неожиданной догадкой или предложением, приятный звонок под конец рабочего дня, хорошая новость — что может быть лучше!»
Джеймс Куз и Барри Познер, изучающие лидерство, пишут, что лидеры, пользующиеся доверием сотрудников, поддерживают надежду с помощью юмора, «умения и в трагическом, и в возвышенном найти смешную сторону». Лидеры прекрасно знают, что «смех помогает поднять настроение, даже когда вы находитесь в тяжелом положении». Всем нам стоит поучиться у архиепископа Десмонда Туту, который умеет радоваться каждому мгновению жизни. Для него заботиться о себе было нетрудно: он любит танцевать, смеяться, рассказывать анекдоты, услышанные от друзей, — словом, он ценит «все блага, которые дарит ему жизнь». В самом деле, у нас столько возможностей порадовать себя и тем самым позаботиться о собственном душевном и физическом здоровье.
Внимание к людям
Книга Рэма Дэсса и Пола Гормана «Чем я могу помочь?» — это и руководство в области сервиса, и «настольная книга» надежды. В самом деле, чем мы можем помочь другим? Всего лишь надо уметь с искренним интересом задавать людям вопросы и выслушивать их. Есть еще один уровень помощи — делать для людей то, что им необходимо. Но все-таки главным образом мы помогаем тем, что находимся рядом с ними, тем, что мы такие, какие есть. «Мы работаем, во-первых, для себя, а во-вторых, чтобы помогать другим. И мы помогаем другим, чтобы помочь самим себе». Вот реплики трех наших респондентов, которые понимают, как работает этот принцип:
«Надежда и помощь взаимосвязаны».
«Я уделяю много внимания своим молодым подчиненным и наблюдаю, как они растут. Я очень хочу, чтобы у них все шло хорошо.
Я поддерживаю их, делюсь с ними своими знаниями и помогаю им добиться признания».
«Когда чувствуешь, что у тебя пропала надежда, постарайся помочь кому-нибудь другому ее обрести. Очень поучительно видеть, как вначале все не воспринимается, но потом наконец наступает признание новых возможностей. Наверное, именно поэтому все религии и духовные практики призывают нас “усердно трудиться”. Когда видишь, как рождается и крепнет надежда в других, в твоей душе тоже возникает надежда. Порой бывает легче разглядеть, на что способен другой, чем суметь оценить собственный потенциал».
Дэн О’Нил из MercyCorp говорит: «Я поддерживаю в себе надежду, каждый день начиная с молитвы и медитации, а также благодаря осознанию того, что помогать несчастным и обделенным — это высший закон, нравственный императив, и каждый из нас хотя бы отчасти должен ему следовать».
Прыжки по льдинам
Нэнси Кошиолек, директор General Mills, свыше 24 лет проработала в компании. Круг обязанностей и личные качества часто вынуждают ее стать во главе перемен, происходящих в фирме. В эмоциональном, интеллектуальном и духовном отношении это будет покруче «американских горок».
История Нэнси напоминает о том, что у лидера всегда под рукой лучший способ пополнить резервуар надежды.
«Словно паутинки, ниточки надежды всегда тянутся от людей. Не так давно я чувствовала себя опустошенной как никогда, меня охватила безнадежность — относительно работы и в особенности в связи с тем, что требовались очередные инновации. Разве кто-нибудь представляет себе, что это значит? Что значит найти по-настоящему новый, совершенно отличный подход?
Я научилась справляться с фрустрацией, хватаясь за первую же возможность обрести хотя бы крохи надежды. Получилось так, что у меня было четырехчасовое совещание с командой, с которой мы работали над запуском новой линии. Интуиция меня не подвела. Люди проделали прекрасную работу, и в ходе встречи я получила интереснейшую информацию. Дискуссия была глубокой и плодотворной. Мы почувствовали необычайный прилив вдохновения благодаря прозвучавшим рассказам о работе. Важнейшую роль в укреплении нашего взаимопонимания сыграл юмор.
Вера, как я ее вижу, — это что-то устойчивое, прочное, невозмутимое, для ее выражения не нужны слова. Надежда, как мне известно, — это битва, крики и звуки сражения.
Знаки надежды были повсюду, они отличали этот проект. Меня вытащили из депрессии, и куда-то пропало это высокомерное отношение к миру — “они просто не в состоянии понять…” (ох уже это царственное “они”!). То, что вокруг столько талантливых, неординарных людей, оживило мою надежду и подняло ее на новый уровень.
Надежда позволяет оставаться на плаву. Надежда. Надо. Надежда. Надо. Она требует храбрости и отваги. Надежда — это прыжки по льдинам. Если та льдина, на которой ты сидишь, трескается или тонет, тебе нужно перепрыгнуть на другую. Эти льдины — люди вокруг тебя. Люди. Льдины. Прыгать надо вместе с людьми. Надежда существует благодаря взаимодействию с окружающими. Луч надежды горит, он не гаснет, пока у тебя есть те, с кем ты взаимодействуешь, пока есть сотрудники».
Каждому из нас нужно отыскать такие льдины. Эрик Эриксон, создавший теорию «восьми стадий» человеческой жизни, напоминает нам, что надежда созвучна со словом «надо»9. С самых первых шагов мы учимся проявлять упорство, расти и утверждаться в жизни. Вместо того чтобы быть «вареной лягушкой», лучше стать лягушкой упорной, прыжок за прыжком приближающейся к своей цели.
Лонгитюдное исследование Джорджа Вайяна, которое он вел в различных группах испытуемых, было посвящено изучению процесса старения. В ходе исследования удалось установить, что главный фактор, обеспечивающий здоровье в пожилом возрасте, — это выбор определенного образа жизни, а вовсе не те факторы, которые находятся вне нашего контроля, такие как наличие предков-долгожителей, особенности родительской семьи или обмен веществ. Что такое здоровый образ жизни? Отказ от неумеренного потребления табака и алкоголя, стабильный брак, физические упражнения, нормальный вес и «зрелая система защиты»:
«Первое качество — ориентированность на будущее, способность предвосхищать, планировать и надеяться. Второе качество — это способность к благодарности, прощению, жизнеутверждающий подход, когда стакан видится наполовину полным, а не наполовину пустым… Третье качество — умение поставить себя на место другого, способность любить и сопереживать, но без вмешательства в чужую жизнь. Четвертое качество, связанное с третьим, — способность к сотрудничеству, желание делать что-то вместе с другими людьми, но не для других. Также вредна руминация — постоянные мысли о
том, что люди сделали для нас».
Каждый из нас по-своему поддерживает в себе надежду. Важно отыскать действенные методы и пользоваться ими. Вот высказывание одного серьезного менеджера:
«Я должен развивать в себе способность идти своим путем, вне зависимости от того, что происходит в окружающем мире. И мне приходит на ум “Молитва о спокойствии”». По-настоящему мы можем контролировать только свои мысли и поступки. Когда мы научаемся доверять себе (это может включать и доверие к Богу или иной духовной силе), тогда мы становимся свободнее и можем жить той жизнью, к которой чувствуем внутреннее призвание. Именно это состояние, как ничто другое в мире, рождает надежду. А еще оно помогает нам отыскивать надежду и веру вовне — в мире, где царят мстительность, страх, разочарование и опустошенность».
«Молитва о спокойствии» («Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мне мудрость научиться отличать первое от второго») — это молитва об умеренности, скромности и понимании, о «золотой середине», в которой обитает надежда.
Фото: pixabay.com